1. Значение музыкальных знаний в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
2. Методика проведения доминантных музыкальных занятий в разных возрастных группах
3. Особенности детского голоса и меры по его охране
4. Система музыкального воспитания З. Кодая
5. Белорусские народные танцы, отображающие явления природы
Список использованных источников
1. Значение музыкальных знаний в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
Музыка, как и другие виды искусства, является своеобразной формой художественного отражения реальности. Глубоко и разнообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка может благотворно влиять на их социальную деятельность, влиять на формирование личности.
Музыкальная культура личности – это процесс познания человеком ценностей произведений искусства для себя, уровня их восприятия и ассимиляции.
Музыка приносит духовное удовольствие и удовольствие людям. Без удовольствия, удовольствия, которое дарит человеку труд, наука, искусство, его жизнь обеднела и бессмысленна. Музыка способна успокаивать и успокаивать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолеть стресс, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством от психических заболеваний.
Большинство людей чувствуют необходимость слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио- и телерепертуар. Назначение музыки связано с развлечениями и отдыхом, а музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние [4, с. 32].
Задача дошкольных педагогов – максимально регулировать воздействие информационной среды на детей, формируя критическое отношение к поступающей экранной и экологической информации. При эстетической оценке действительности важно формировать самостоятельность молодого человека. Воздействие воспитательной роли музыки, направления и характера ее социального воздействия представляется нам важнейшим критерием, определяющим общественную значимость музыкальных занятий, ее место в системе духовных и культурных ценностей.
Музыкальные занятия играют особую роль в воспитании ребенка. Человек вступает в контакт с этим искусством с рождения, начинает целенаправленно получать музыкальное образование в детском саду, а затем и в школе. Таким образом, музыкальное занятие является одним из средств формирования личности ребенка с раннего детства. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры, т.е. музыкального образования, должно начинаться в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве вряд ли пополнится в дальнейшем.
2. Методика проведения доминантных музыкальных занятий в разных возрастных группах
Доминантное музыкальное занятие может иметь две разновидности. Одна их них характеризуется преобладанием, какого-либо одного вида музыкальной деятельности, что позволяет более полно учесть его психологические и физиологические механизмы проявления. Вторая разновидность, доминантного музыкального занятия может быть направлена на развитие какой-либо музыкальной способности детей. В этом случае доминантное музыкальное занятие может включать различные виды музыкальной деятельности, каждый из которых направлен на совершенствование этой способности (развитие чувства ритма, ладового чувства и т.д.).
Организация доминантных музыкальных занятий определяется возрастными особенностями детей и сказывается на изменяющихся взаимоотношениях взрослого и ребенка. Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, приходится часто применять форму индивидуальных занятий. Иногда ребенок после долгого отсутствия теряется, не понимает, как себя вести в той или иной ситуации, выключается из общего коллективного ритма действий. В таком случае целесообразны кратковременные (2-3 минуты) индивидуальные занятия, которые проводятся после общего. Педагог выясняет причину отставания ребенка, объясняет и показывает тот или иной прием в пении, движении, упражняет его в выполнении какого-либо задания. Достаточно позаниматься с отстающим 3-4 раза, и он уже с удовольствием начинает активно действовать в коллективе. Однако в дальнейшем педагог продолжает наблюдать за ним и по мере необходимости опять привлекает на некоторое время к индивидуальным занятиям [6, с. 43].
Для доминантных музыкальных занятий в детском саду должна быть создана определенная обстановка. Обычно они проводятся в зале, куда не проникают посторонние шумы, мешающие процессу сосредоточения, восприятия музыкальных произведений и выполнения заданий. На занятия дети должны являться в удобной для движений одежде или специальных костюмах, мягкой обуви -чешках. Перед началом каждого занятия помещение проветривается, пол протирается влажным способом.
Для доминантных музыкальных занятий в режиме дня отведено постоянное время, установлена определенная их продолжительность: 2 раза в неделю преимущественно в утренние часы в каждой возрастной группе, по 15 мин. в младших, 20 мин. – средней, 25 мин. – старшей, 30 мин. в подготовительной к школе группах.
3. Особенности детского голоса и меры по его охране
К особенностям детского голоса относятся:
Голос – любая совокупность звуков, образуемая голосовым аппаратом человека (крик, плач, смех, речь, пение).
Голосовой аппарат – комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.
Механизм голосования централизованно кондиционирован, т.е. в коре головного мозга есть центр вокализации, но для формирования голоса необходим поток воздуха, без которого колебания голосовых складок молчат. Голосовой аппарат имеет три периферийные части, взаимосвязанные и регулируемые корой головного мозга: органы дыхания (легкие, бронхи, трахея), гортань со складками голоса (в гортани формируется слабый первичный тон голоса), удлинитель (рот, нос, горло, пазухи). В удлинительной трубке голос становится сильнее и приобретает дополнительную окраску.
Для характеристики голоса крайне важны резонаторы.
Резонатор – полое тело, заполненное воздухом, имеющее выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор – грудная клетка. Голос каждого человека индивидуален.
Звуки голоса характеризуются по силе, тембру, высоте.
Высота определяется частотой колебаний звучащего тела (голосовые складки) в секунду. Чем чаще колебания, тем выше звук.
Тембр – сложное качество звука. Его составляют: основной тон (колебания поверхностей голосовых складок), который обуславливает высоту звучания и обертоны.
Сила звука (субъективно воспринимается как громкость) зависит от амплитуды колебаний голосовых складок. Чем больше амплитуда, тем громче звук.
При нормальном функционировании все три характеристики должны быть определенные [5, с. 145].
4. Система музыкального воспитания З. Кодая
Музыкальное воспитание подрастающего поколения в Венгрии достигло высокого уровня и привлекает к себе пристальное внимание во многих странах земного шара.
Система З. Кодая основывается на принципе всеобщности детского музыкального воспитания. Он утверждал, что музыка необходима для гармоничного развития человеческой личности, а не является предметом роскоши, без которой можно обойтись. Принципы этого выдающегося музыканта легли в основу принятой ныне в Венгрии системы музыкального воспитания и обучения. Весь процесс обучения строится на народно-песенном музыкальном материале. З. Кодай ввел в массовую венгерскую школу метод «Тоника соль-фа».
Основные положения концепции З. Кодая:
– только активная музыкальная деятельность, только практика музицирования может явиться основой музыкального воспитания и способна привести к подлинному переживанию-пониманию музыки;
– единственным «инструментом» для музицирования, который доступен любому и каждому, является человеческий голос; пение – первое художественное проявление человека и к нему с особой силой взывает инстинкт человека, живущего в «нашу механизированную эпоху»;
– только коллективное пение, то есть хор, может привести к всеобщему музицированию, к совместному музыкальному переживанию и к чувству человеческой общности;
– ничто другое, кроме пения, не способно развить относительно звуковысотный слух, являющийся фундаментом музыкальности; пение a capella – школа для развития музыкальных способностей.
Необходимо помнить, что не всякое пение развивает музыкальный слух, музыкальность. Если все внимание сосредоточивается на певческих упражнениях и сольфеджио, когда все заботы направлены лишь на чистоту интонирования и когда пение не увлекает, не затрагивает душу и сердце, – польза, получаемая от вокально-слуховой работы, ничтожна. Самое существенное состоит в том, чтобы воспитать полноценное понимание музыкальной выразительности, развить эмоциональное восприятие музыки.
5. Белорусские народные танцы, отображающие явления природы
Сегодня исследователи склонны рассматривать народный танец и песню как древнейшие формы искусства. Они всегда были тесно связаны с жизнью народа. А у белорусов древние ритуалы, обряды, празднования и праздники календарного года (Коляды, весенний цикл праздников, Купала), празднование начала и окончания сельскохозяйственных работ (зажигалки, праздники), семейные ритуалы (свадьбы, родина) всегда сопровождались песнями, играми, хороводами, танцами. В танце в художественной форме чувствуется красота жизни, эмоциональность, темперамент и характер человека.
К этой группе относятся танцы «Мяцелица», «Вихор», «Ча-рот», «Рэчанка». Народ поэтизировал многие явления природы, поэтому в белорусском национальном фольклоре образы природы занимают большое место. Непосредственность восприятия природы особенно ярко отразилась в танцевальном фольклоре белорусов.
Каждое время года связано в сельском хозяйстве с определенными производственными процессами и это также наложило свой отпечаток на танцы, отображающие в художественных образах явления природы. Важно подчеркнуть, что во время проведения некоторых праздников и обрядов весеннего и летнего циклов особое значение придавалось деревьям и цветам. Так, на «семуху» (Троицу) зеленью украшали дома, танцевали вокруг березок, водили хороводы, плели венки, собирали «зелле».
1. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина, И. Л. Джержинская, Л. Н. Комисарова и др.; Под ред. Н. А. Ветлугиной. – 2-е изд., испр. И под. – М.: Просвещение, 2002. – 271 с.
2. Даренская, Н. В. Белорусский танец: учебно-методическое пособие (для студентов специальности 071301.65 «Народное художественное творчество» специализация «Хореография» и направления 071200.62 «Хореографическое искусство») / Н. В. Даренская. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. – 92 с.
3. Вильсон, Д. К. Нарушения голоса у детей / Д. К. Вильсон. – М., Просвещение, 2010. – 180 с.
4. Картушина, М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников / М. Ю. Картушина // Управление ДОУ. – 2008. – №5. – С. 42-46.
5. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавадишвили. – М., Академия. 2000. – 239 с.
6. Светличная, Л. В. Новая сказка о музыке: обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе / Л. В. Светличная. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
7. Тарасова, К. В. К постановке детского певческого голоса / К. В. Тарасова. – Музыкальный руководитель, 2005. – №3. – 174 с.