1. Традиционные и современные подходы руководства сюжетно-ролевыми играми детей разного возраста
2. Использование наглядных моделей, различных способов построения сюжетно-ролевой игры
3. Роль воспитателя в сюжетно-ролевой игре. Проявление и развитие индивидуальности ребенка в игре
4. Использование сюжетно-ролевой игры с целью оптимизации статуса воспитанников в детском обществе, усвоение ими норм социального поведения
5. Список использованных источников
1. Традиционные и современные подходы руководства сюжетно-ролевыми играми детей разного возраста
Для достижения оптимального результата в решении задачи по становлению общения со сверстниками, необходимо руководство со стороны педагога в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.
Традиционный подход к руководству: игра – самостоятельная деятельность ребенка, не обязательно обучать игре, вмешательство воспитателя в детскую игру неуместно, важно дать ребенку знания из разных источников об окружающей действительности и возможность применить их на собственном опыте. Традиционное руководство по ролевым играм сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он или она вызывает интерес к новым историям у детей [4, с. 89].
Партнерский подход к руководству заключается в формировании у детей игровых навыков, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по своему усмотрению реализуют свой контент. Педагог является партнером ребенка в игре. Разработка совместной игры с воспитателем должна быть такой, чтобы на каждом этапе его обучения был новый, более сложный способ построения игры. Особенность процесса формирования игрового мастерства, по мнению Н. Я. Михайленко заключается в том, что взрослый здесь не воспитатель и не педагог, а равноправный партнер: он занимает позицию ребенка и играет с ним, тем самым сохраняя естественность игры. В то же время, разрабатывая совместную игру с детьми, педагог должен ориентировать ребенка с раннего возраста на сверстника, обучая его играть с партнером на доступном для него уровне [9, c.64].
Комплексный подход предполагает, что управление играми должно осуществляться с помощью набора методов и приемов, используемых педагогом. Основными компонентами этого подхода являются: обогащение реального опыта и деятельности детей; совместные обучающие игры; предметно-игровая среда; и активизация общения взрослых с детьми. Преподаватель является организатором игры, это требует развития у детей игровых навыков и создания условий для самостоятельной творческой игры детей [10, c. 99].
2. Использование наглядных моделей, различных способов построения сюжетно-ролевой игры
В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, самостоятельно придумывает и комбинирует разнообразные сюжетные события, активизирует комментирующую речь (то есть, играя, ребенок комментирует свои действия, поступки), используя для этого разнообразные средства: мимику, жест, речевую интонацию. Для того, чтобы игра получила свое развитие, старшему дошкольнику необходим так называемый «маркер пространства воображаемого мира». Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно модель или макет.
На первом этапе модели для сюжетно-ролевых игр можно создавать для детей со средней группы, так как именно в этом возрасте дети сопоставляют готовые модели с самой моделируемой действительностью – игрой. Готовые модели предлагаются детям для развертывания сюжета. Дети используют модели в качестве подсказки. Так же на данном этапе дети используют действия замещения. Любой игровой предмет (кирпичик, мяч) может служить орудием труда.
На втором этапе модель создается совместно с детьми. Она способствует обогащению игровых сюжетов и игровых действий. Появился «салон красоты». Он пополняется новыми ролями: «мастер маникюра», «визажист», «стилист». В «торговом центре» появляется «аниматор», «охранник», «менеджер». В «центре здоровья» новые профессии «массажист», «инструктор лечебной физкультуры», «диетолог».
3. Роль воспитателя в сюжетно-ролевой игре. Проявление и развитие индивидуальности ребенка в игре
1. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Эти игры могут быть кратковременными и длительными.
Воспитатель должен руководить игрой, не разрушая ее и сохранять самодеятельный творческий характер детской игровой деятельности. Педагог должен влиять на план игры и его развитие, обогащая содержание жизни детей, расширяя их представление о работе и жизни взрослых, а также об отношениях между людьми. Все эти методы не оказывают прямого влияния на игру, а направлены на более глубокое раскрытие источников, из которых дети черпают ее содержание, на обогащение своего духовного мира. Однако при расширении знаний и понимания детей необходимо соблюдать эту меру. Педагог не должен торопиться, побуждая детей быстро воспроизводить в игре то, чему они научились во время разговоров, экскурсий, рассказов и т.д. Отражение окружающего мира в игре не является прямым воспроизведением того, что было изучено: оно некоторое время защищалось в сознании и чувствах детей [4, c. 56].
Роль наставника в игре способствует развитию ее концепции, расширению содержания, уточнению игровой деятельности, ролей, проявлению дружеских отношений. Педагог должен стремиться к тому, чтобы эти отношения устанавливались и становились реальными и не зависели от детей. Педагог оказывает воспитательное воздействие через роль, которую играют дети.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.
4. Использование сюжетно-ролевой игры с целью оптимизации статуса воспитанников в детском обществе, усвоение ими норм социального поведения
Игровая деятельность дает множество возможностей решить целый ряд социально-психологических, воспитательных и педагогических задач. В игре формируются новые социальные качества личности.
Через игру ребенок проникает в мир взрослых, вступает с ними во взаимодействие. Социальные отношения являются основой в развитии интеллекта, речи и мышления, так как деятельность и слово помогают развитию мышления.
Социальное созревание, развитие и упражнение социальных сил, усвоение нового социального материала только частично осуществляется в серьезном и деловом взаимодействии ребенка с социальной средой. В самом же главном и существенном оно происходит в играх. Детские игры являются средством вхождения во всю полноту человеческих отношений. Продолжительность периода детства человека, обусловлена именно необъятностью того социального содержания, которое ребенок должен усвоить в играх.
Следует выделить еще одну недостаточно оцененную особенность ролевой игры. Ребенок всегда чувствует себя ребенком, как бы эмоционально он ни входил в роль взрослого. Он видит себя через взятую на себя роль, т. е. через взрослого человека, сравнивает себя со взрослым и понимает, что он еще ребенок. Это осознание происходит в процессе игры. В результате у ребенка и возникает новый мотив — стать взрослым и осуществлять его функции в реальной жизни [5, c. 154].
Игра является деятельностью, которая имеет прямое отношение к потребностной сфере ребенка. В игре происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности. У ребенка при этом возникает осознание своего места в системе отношений взрослых и желание быть взрослым.
1. Абдульханова-Славская К.А. Психология формирования и развития личности / К.А. Абдульханова-Славская. – М.: Просвещение, 2005. – 248 с.
2. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. – 245 с.
3. Грабовская, Л. В. Пространственно-предметная игровая среда как основа развития индивидуальности ребёнка / Л. В. Грабовская // Детский сад. –2004. –№4. –С. 9.
4. Жуковская Р. И. Творческие и ролевые игры в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р. И. Жуковская; Москва: Изд. Академии Педагогических наук РСФСР.1990.– 160 с.
5. Коневич С.В. Социально-личностное развитие дошкольника. Детство-Пресс 2013 г.– 236 с.
6. Кутузова, И. Развитие игровой деятельности / И. Кутузова //Дошкольноевоспитание. –2003. –№5. – С.25.
7. Махлах Е.С. Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Надеждиной. М., 2011. – 198 с.
8. Менджерицкая,Д. В. Воспитателю о детской игре : пособие для воспитателя детского сада / Д. В. Менджеринская; Москва : Просвещение, 2002. – 28с.
9. Михайленко, Н. Формирование сюжетной игры у детей шестого года жизни / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. –1989. – №8. –С. 63 – 66.
10. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новотворцева. –Ярославль.: Гринго,2005. – 236 с.
11. Римашевская Л. Б. Социально личностное развитие //Дошкольное воспитание, 2011. № 6. С. 18- 21.
12. Смирнова, Е. С. Развиваем речь в игре / Е. С. Смирнова // Дошкольное образование. – 2012. – № 2. – С. 17.
13. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей: книга для воспитателей дошкольных учреждений / А. П. Усова; Москва: Просвещение, – 1980. –164 с.
14. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду/ О.С. Ушакова; Москва: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
15. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2012. – 258 с.