Введение
Игра как средство формирования качеств мужественности и женственности у дошкольников
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблема воспитания и образования ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Представления о мужественности-женственности неодинаковы в различные эпохи, в разных экономических и социальных условиях, в различных культурных и национальных слоях населения, на различных этапах культурной и научно-технической революции. Они зависят от семейных и других традиций, связаны со многими предрассудками. Границы между семейными, социальными и гражданскими ролями полов постепенно изменяются, что сказывается на представлении о так называемом «Я–образе» мужчин и женщин [1, c. 58].
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра
Е. О. Смирнова отмечает, что именно средний дошкольный возраст является расцветом сюжетно-ролевой игры, которая является школой чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка, повторение действий взрослых и подражание их моральным качествам влияют на формирование таких же качеств у ребенка. а игровые переживания оставляют глубокий след в его сознании на всю дальнейшую жизнь.
Игра как средство формирования качеств мужественности и женственности у дошкольников
Опора на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми социально признанными качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, будет серьезным заблуждением. Эти качества не возникают сами по себе.
Анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что воспитание мальчиков и девочек сегодня отстает от реальных потребностей общества. Ввиду недостаточной теоретической разработанности проблемы полоролевая социализация остается стихийным, плохо управляемым процессом, что вызывает необходимость поиска научно обоснованных возможностей влиять на процесс воспитания дошкольников в ходе полоролевой социализации оптимальным образом.
Уже в раннем и дошкольном детстве начинают формироваться представления и о половой принадлежности, в том числе и в социально психологическом смысле: ребенок познает содержание ролевого поведения, соответствующего полу; возникают и активно развиваются полоролевые предпочтения, потребности, мотивы, специфичные для пола; усваиваются модели гендерного поведения.
В семье, в детском саду, школе, надо воспитывать мальчиков в духе мужских добродетелей. С ними необходимо говорить об ответственности перед Родиной и семьей, о мужестве и бесстрашии, об упорстве в достижении жизненной цели. Но все это равным образом относится и к представительницам другого пола.
Мальчик должен постепенно понять, что настоящему мужчине свойственны благородство, твердый характер, стабильность, определенная сдержанность в проявлении эмоций, словах и действиях, логичность, объективность, сила и доброта. Закладывать у мальчика основы мужественности должны главным образом отцы и деды.
Уроки жизни необходимы и девочкам – будущим хранительницам семейного очага. Речь идёт о привитии им трудолюбия, воспитании способности к любви, сопереживанию, чуткости, усвоение ими таких ценностей, как целомудрие. Типично женские черты личности (феминность), такие как мягкость, уступчивость, застенчивость, нежность, способность к сочувствию, сопереживанию и т.д., ценились в женщинах и были востребованы во все времена, равно как и в наш век прогресса и высоких технологий. Точно так же не потеряли своей актуальности и типично мужские качества (маскулинность): доминантность, уверенность в себе, напористость, склонность к риску, самостоятельность, независимость и др. [6, c.24].
Заключение
Таким образом, использование игры, целенаправленное использование ее возможностей для закрепления позитивных стереотипов мужественности и женственности, будет эффективно влиять на формирование:
- основ мужественности у мальчиков среднего дошкольного возраста и женственности у девочек среднего дошкольного возраста;
- представлений о правилах культурного поведения мальчиков и девочек в обществе и семье, культурных эталонах мужественности и женственности; представлений о мужских/женских качествах при знакомстве с мужской/женской профессиональной деятельностью;
- формировать эмоционально–положительного отношения к будущей социальной роли, что позволит мальчикам и девочкам в будущем безболезненно социализироваться в обществе.
Сюжетно-ролевая игра способствует дифференциации поло-ролевых стереотипов. Мальчики проявляют себя физически активными, отважными, сильными. Девочки демонстрируют мягкость, отзывчивость, кокетливость. Проявляются половые предпочтения не только в сюжетах, но и в использовании в игре атрибутов, символов, игрушек. Мальчики 3 – 4 года выбирают оружие, детские инструменты, конструктор, девочки играют с куклами, кукольной мебелью и кухонными принадлежностями [5].
1. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания / Н.Л. Белопольская. – М.: Когито–Центр, 2009. – 95 с.
2. Деркунская, В. А. Педагогическое сопровождение сюжетно–ролевых игр детей 4–5 лет: уч. –методическое пособие. / В. А. Деркунская., А. Н. Харчевникова. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.
3. Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей / Д. Н. Исаев В. Е. Каган. – Л., 1988. – 243 с.
4. Нагель, О. П. Психолого–педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста / О. П. Нагель, О. В. Румянцева // Дошкольная педагогика. – 2009. – №2. – С. 11–16.
5. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. – Москва – Воронеж, 2004. – 300 с.
6. Смотрицкая, Г.Е. Формирование гендерной культуры как средства оптимизации педагогических условий социализации учащихся / Г.Е. Смотрицкая. // Адукацыя i выхаванне. – 2006. – №11. – С.26–30.
7. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова // под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976. – 93 с.