1. Обмен веществ и энергии
2. Обмен углеводов
3. Санитарно-гигиенические требования к помещениям дошкольного образовательного учреждения
Список используемой литературы
1. Обмен веществ и энергии
Обмен веществами и энергией между организмом и внешней средой является основной специфической функцией живого организма.
Общебиологическая сущность обмена веществ – метаболизма (metabole , гр. — перемена) - заключается в переработке и усвоении различных поступающих из внешней среды соединений и веществ в целях построения всех клеточно-тканевых структур организма и обеспечения их жизненных функций энергией, а также в выделении продуктов обмена во внешнюю среду. Общебиологическая сущность обмена энергией заключается в превращении одного вида энергии в другой, например, превращение потенциальной энергии химических связей пищи в другие виды энергии (тепловую, химическую, механическую, транспортную, осмотическую, электрическую) [4, c. 135]
Процессы, ответственные за обеспечение метаболизма.
Обмен веществ и энергии обеспечивается различными взаимосвязанными физиологическими и биохимическими процессами, непосредственно ответственными за обеспечение жизнедеятельности организма во взаимосвязи его с внешней средой. Под физиологическими процессами понимают мотивации питания, сам акт питания, передвижение пищи по пищеварительному тракту, её переваривание, всасывание, транспорт и утилизация мономеров питательных веществ и выделение во внешнюю среду продуктов их обмена. Под биохимическими процессами понимают физико-химические превращения поступающих с пищей веществ (с участием ферментов, витаминов, электролитов, кислорода).
2. Обмен углеводов
Углеводы составляют около 1% от массы тела. Углеводы выполняют,
главным образом, энергетическую функцию, так как являются быстро утилизируемым продуктом, а также пластическую, защитную, терморегуляторную и другие. Углеводы способствуют окислению жиров («жиры сгорают в пламени углеводов»). Среди углеводов различают моно-
(глюкоза, фруктоза, галактоза), ди- (мальтоза - две молекулы глюкозы; сахароза — это фруктоза и глюкоза; лактоза - это галактоза и глюкоза) и полисахариды (крахмал, гликоген (животный крахмал), декстрины,
целлюлоза, клетчатка).
Непосредственным источником энергии в организме является глюкоза, так как она быстро распадается, быстро извлекается из депо и при необходимости обеспечивает срочную потребность организма в энергии. Важнейшей константой, характеризующей состояние обмена углеводов в организме, является количество глюкозы в плазме крови (уровень гликемии). В норме уровень глюкозы в крови составляет 3,33-5,55 ммоль/л (80-120 мг%). При снижении глюкозы в крови до 2,2-1,7 ммоль/л (40-30 мг%) развиваются симптомы, указывающие на нарушение функций ЦНС (бред, потеря сознания, судороги), а также вегетативные реакции (потливость, бледность кожи, расширение зрачков и др.) - это называется гипогликемической комой, которая быстро купируется введением в кровь глюкозы.
Гликоген — это резервный углевод, его содержание в печени достигает 150-200 г. Значительное количество гликогена имеется также в скелетных мышцах (1-2%) и в головном мозге. Если глюкоза поступают в кровь медленно, то она вся быстро уходит на образование гликогена и гипергликемия не развивается.
3. Санитарно-гигиенические требования к помещениям дошкольного образовательного учреждения
Групповые ячейки в здании учреждения дошкольного образования включают следующие помещения: приемные; раздевальные; групповые с зоной отдыха (группы для детей в возрасте от 3 до 7 лет); игральные (группы для детей в возрасте до 3 лет, от 3 до 7 лет); спальни (группы для детей в возрасте до 3 лет, от 3 до 7 лет); туалетные; буфетные; ресурсные центры (помещения для хранения фонда необходимых пособий, материалов, игр).
Все помещения групповой ячейки должны быть размещены на одном этаже.
Туалетные помещения включают зону умывальной и зону уборной.
В зоне умывальной располагаются умывальники и душевой поддон.
Душевой поддон в туалетных помещениях группы для детей в возрасте от 3 до 7 лет и разновозрастной группы должен оборудоваться поручнями для воспитанников.
В зоне уборной размещаются: слив (видуар); детские унитазы в закрывающихся без запора полукабинах; унитаз для взрослых в закрывающейся кабине.
В учреждении дошкольного образования должны предусматриваться отдельные залы для музыкальных занятий и занятий по физической культуре площадью 4 м2 на 1 воспитанника, но не менее 30 м2 каждый.
Помещения медицинского назначения включают следующие помещения: медицинского изолятора (приемная, палаты, санитарный узел); приема и процедурный кабинет или совмещенный универсальный медицинский кабинет (далее – медицинский кабинет).
1. Ленинджер, А. Основы биохимии / А.Ленинджер. - М.: Мир, 1985.
2. Нормальная физиология: Курс лекций. Ц - е издание < В.И Кузнецов, А.П. Божко. А.П. Солодкой, И В.Городецкая. -В итебск: ВГМУ. 2012. - М 1 с .
3. Нормальная физиология: учебник / под ред. К.В. Судакова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 880 с.
4. Основы физиологии человека. Агаджанян Н.А. Второе издание, исправленное; М., РУДН 2001.
5. Постановление от 25 января 2013г. Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов
6. Физиология человека. Том второй. Под редакцией В.М. Покровского; М. Медицина 1997.