1. Общее представление о мифе: признаки, типология, сведения по истории изучения
2. Художественный мир сказок Ш. Перро
3. Творчество В. Одоевского для детей
4. Разработайте вопросы к литературной викторине по творчеству Ш. Перро
Список литературы
1. Общее представление о мифе: признаки, типология, сведения по истории изучения
Миф – сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.
Миф – явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).
Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее [6, с. 76].
Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.
Признаки мифа:
– в основе мифа всегда лежит опыт столкновения со смертью;
– миф провозглашает реальность невилимог мира (мира Богов, духовного и т.д);
– в мифе действуют особенные герои, отличающиеся от человека своими возможностями;
– мифология всегда связана с ритуалом;
– миф показывает человеку, как следует себя вести, т.е. является нормативным образцом.
Типология мифов:
– мифы этиологические (букв. «причинные», т. е. объяснительные) – это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов (рассказы о происхождении некоторых животных и растений (или их частных свойств), гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти).
– Космогонические повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. Космогония обычно включает разъединение и выделение основных стихий (огонь, вода, земля, воздух), отделение неба от земли, появление земной тверди из мирового океана, установление мирового древа, мировой горы, укрепление на небе светил и т. п., затем создание ландшафта, растений, животных, человека.
Частью космогонических мифов являются мифы антропогонические – о происхождении человека, первых людей, или племенных первопредков (племя в мифах часто отождествляется с «настоящими людьми», с человечеством).
2. Художественный мир сказок Ш. Перро
Шарль Перро является признанным мастером волшебной авторской сказки. Его знаменитый сборник сказок «Истории или сказки былых времен с моральными поучениями», в своё время, произвёл настоящий фурор в светском обществе, тем самым, оставив за ним право, называться первым сказочником Франции. Таким образом, став примером для других, менее удачливых, писателей-сказочников, Перро получил право диктовать свои нормы в области этого популярного и престижного литературного жанра указанного периода [3, с. 18].
Каждая сказка Шарля Перро блещет своей выдумкой, и реальный мир отражается в сказочном то одной, то другой своей стороной.
Сборник Шарля Перро «Истории или сказки былых времен с моральными поучениями» собрал в себе сказки «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Синяя борода», «Кот в сапогах», «Феи», «Золушка, или Хрустальная туфелька», «Рике-с-хохолком», «Мальчик-с-пальчик», . В основном, его сказки раскрывают две темы: опасности, связанные с чувством любви («Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Синяя Борода», «Рике-с-хохолком») и компенсация главному герою за унижения, нанесённые его семье или обществу («Кот в сапогах», «Феи», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик»).
Перро сумел создать волшебную страну, населенную простыми охотниками, дровосеками, бедными женщинами и золушками. Каждая сказка раскрывает суть какой-либо добродетели, и самая ценная из них – это хорошие манеры. Именно они открывают двери во все дворцы, во все сердца. Кот в сапогах – приятный собеседник и ловкий помощник, а без сапог – всего лишь кот. Все сказочные герои побеждают благодаря учтивости, грации и подходящей случаю одежде. Сказочник сумел не просто сохранить фольклорные сюжеты, но расставить акценты в сказках таким образом, чтобы они пришлись по вкусу требовательной аристократической публике. Главную ценность своих сказок автор усматривал в провозглашении самых важных и наиболее приемлемых принципов народной морали, таких как честность, трудолюбие, великодушие, взаимопомощь, находчивость, благоразумие и смелость.
3. Творчество В. Одоевского для детей
В.Ф. Одоевский (1803 –1869) был одним из властителей дум своего времени. Философ, писатель-сказочник, автор мистических повестей и рассказов, талантливый музыкант. В детскую литературу Одоевский вошел как создатель великолепных «Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней – «детский» псевдоним писателя), заслуживших широкую популярность у юных читателей. Вклад Одоевского в детскую литературу значителен. Его произведения для детей, составившие два сборника: «Детские сказки дедушки Иринея» (1840) и «Детские песни дедушки Иринея» (1847) – высоко ценил Белинский. Критик писал, что такому воспитателю, какого имеют русские дети в лице дедушки Иринея, могут позавидовать дети всех наций. Очень серьезно занимался Одоевский вопросами воспитания детей. Он стремился создать здесь свою теорию, основанную на «педагогической идее» с гуманистической тенденцией. Свои мысли по этому поводу писатель изложил в большом труде «Наука до наук», который он создавал долгие годы. Вслед за Белинским писатель призывал в результате воспитания ребенка получать нравственного человека, а то, чему детей обучают, должно было иметь связь с реальной жизнью. В 1833 году увидели свет его «Пестрые сказки с красным словцом». В них рассказчик Ириней Модестович Гомозейка (таким псевдонимом Одоевский подписал это свое произведение) преподносил читателям в аллегорической форме то или иное нравоучение. Фигура Гомозейки сложна и многогранна. С одной стороны, он призывает к романтическому видению мира и постоянно рассуждает о человеческих добродетелях, о постижении первопричин мира, — словом, о высоких материях. И при этом упрекает современников в недостатке воображения. Особняком в «Пестрых сказках» стоит «Игоша», пожалуй, самое поэтическое и самое фантастическое произведение в книге.
4. Разработайте вопросы к литературной викторине по творчеству Ш. Перро
1. Загадки
Знайте, этого плутишку
Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,
Умудрился проглотить(Кот в сапогах)
Эта сказка не нова,
В ней принцесса всё спала,
Феи злобной то вина
И укол веретена (Спящая красавица)
Жизнь красотой его не наделила,
Зато умом сверх меры наградила.
Ум и помог ему счастливым стать.
Кто может его имя отгадать? (Рике с хохолком)
Всех жен его постигла злая участь –
Лишил он жизни их…
Какой злодей! Кто ж он?
Назовите имя скорей! (Синяя борода)
1. Ардан, И. Н. Литературная игра по творчеству Шарля Перро / И. Н. Ардан // Педсовет. – 2010. – № 5. – С. 3 – 10.
2. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учеб. для студ. высш. и сред. педагог. учеб. заведений/ И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева.-3-е изд.- М.: Академия, 2005.
3. Бойко С.П. Волшебная страна Шарля Перро. – Ставрополь: Деловая книга, 1992. – 317 с.
4. Конкурс по сказкам Ш. Перро для внимательных и начитанных: для учащихся 5-6 классов / ред.- сост. Л. И. Жук // В сказочной стране. — Минск, 2007. – 188 с.
5. Минералова, И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. вузов / И.Г. Минералова. – М.: Педагогика, 2002. –289 с.
6. Шaбaнoвa, H.A. Cлoвapь литepaтypoвeдчecкиx тepминoв / Н.А. Шабанова. – Интa, Pecпyбликa Koми, 2008. –345 с.