1. Виды и характеристика музыкальных занятий, особенности их проведения в разных возрастных группах
2. Функции воспитателя в организации музыкально-педагогической среды для полноценного музыкального воспитания детей дошкольного возраста
3. Особенности детского певческого голоса и меры по его охране
4. Формы организации коллективного музицирования дошкольников (ансамбль, шумовой и смешанный оркестры), методика работы
5. Белорусские народные пляски
Список использованных источников
1. Виды и характеристика музыкальных занятий, особенности их проведения в разных возрастных группах
Музыкальное занятие – основная форма организации музыкальной деятельности, в которой осуществляется обучение детей, развитие их музыкальных способностей формируются основы музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активное взаимодействие педагога и детей. Главные задачи, стоящие перед педагогом на музыкальном занятии -
вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности,
обогатить чувства ребенка,
развивать эмоциональную отзывчивость на музыку,
приступить к формированию необходимых знаний, умений и навыков
Готовит музыкальное занятие музыкальный руководитель, а проводится оно в содружестве музыкального руководителя и воспитателя.
Выделяют следующие виды занятий по содержанию:
Типовое занятие включает в себя все виды детской музыкальной деятельности. Наиболее распространенный вид музыкального занятия. Возможно и необходимо варьирование структуры данного типа занятии. Однако следует учитывать следующие правила:
1) Задания, требующие умственной активности – проводить в начале занятия;
2) Нельзя петь после музыкально-ритмических движений, особенно активных;
3) Использовать задания, требующие физической активности лучше в конце занятия;
4) Следить, чтобы чередовалась музыка различного характера.
2. Функции воспитателя в организации музыкально-педагогической среды для полноценного музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями. Музыка доставляет удовольствие даже 3х – 4х месячному младенцу: пение, звуки металлофона вызывают у младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.
Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.
Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки. В дошкольных средних и высших учебных заведениях будущие воспитатели получают широкую музыкальную подготовку: учатся играть на инструменте, петь, танцевать, овладевают методикой музыкального воспитания. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.
3. Особенности детского певческого голоса и меры по его охране
Голос – любая совокупность звуков, образуемая голосовым аппаратом человека (крик, плач, смех, речь, пение).
Голосовой аппарат – комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.
Механизм голосообразования центрально обусловлен, т. е. в коре головного мозга находится центр вокализации, но для образования голоса необходима струя воздуха, без которой колебания голосовых складок беззвучно. Голосовой аппарат имеет три периферических отдела, взаимосвязанных между собой и регулируемых корой головного мозга: органы дыхания (легкие, бронхи, трахея), гортань с голосовыми складками (в гортани образуется слабый первичный тон голоса), надставная труба (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа). В надставной трубе голос усиливается и приобретает дополнительную окраску.
Для характеристики голоса крайне важны резонаторы.
Резонатор – полое тело, заполненное воздухом, имеющее выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор – грудная клетка.
Голос каждого человека индивидуален.
Звуки голоса характеризуются по силе, тембру, высоте.
Высота определяется частотой колебаний звучащего тела (голосовые складки) в секунду. Чем чаще колебания, тем выше звук.
Тембр – сложное качество звука. Его составляют: основной тон (колебания поверхностей голосовых складок), который обуславливает высоту звучания и обертоны.
Сила звука (субъективно воспринимается как громкость) зависит от амплитуды колебаний голосовых складок. Чем больше амплитуда, тем громче звук.
4. Формы организации коллективного музицирования дошкольников (ансамбль, шумовой и смешанный оркестры), методика работы
В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра). Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога. На этом этапе усиливается роль музыкального руководителя как организатора детского музыкального оркестра.
Кроме индивидуального музицирования, в дошкольном возрасте детям доступно и коллективное. Это может быть:
1. ансамбль – участвуют одинаковые или однотипные инструменты. Как правило, звуковысотные.
2. шумовой оркестр, в котором участвуют игрушки и инструменты, не имеющие звукоряда. Этот оркестр доступен уже детям младшего возраста, исполняя произведение, дети выделяют сильную долю, акценты, в среднем и старшем возрасте – воспроизводят ритм.
3. смешанный оркестр, в котором участвуют и звуковысотные, и шумовые инструменты. Предварительная работа подразумевает индивидуальное разучивание партий, затем игру в ансамблях, и лишь потом – объединенный смешанный оркестр.
5. Белорусские народные пляски
Беларусь на протяжении долгого времени входила в состав различных государств, но, несмотря на это, сумела выработать свою неповторимую танцевальную культуру. «Лявониха», «Крыжачок», «Лянок» – все эти народные танцы до сих пор пользуются популярностью среди белорусского населения и жителей стран СНГ.
Белорусский народ на протяжении своей истории создал множество ярких, самобытных танцев.
Народные праздники и обряды в Беларуси никогда не обходились без песни и пляски. Они являлись необходимой частью народной свадьбы, празднования Купалья, Колядок, зажинок и дожинок (начало и окончание сельскохозяйственных работ), родин.
В зимние месяцы в деревенском быту были широко распространены так называемые кудельницы и музыки – посиделки, на которых собирались девушки и парни и, конечно же, не обходились такие совместные сборы без танцев.
Музыкальным сопровождением танцев служили скрипка и бубен, в некоторых областях к ним присоединялись ещё и цымбалы, дуда и гармонь. Также часто танцы сопровождались пением частушек – прыпевак. Исполнение частушек иногда превращалось в состязание и придавало танцам ещё более жизнерадостный, шуточный характер.
На протяжении длительного времени белорусский танец не выходил за пределы деревни. В высшем обществе народное искусство считали "мужицким".
В появлении и популяризации белорусских народных танцев на сцене сыграла труппа Игната Буйницкого, созданная в 1907 году и с успехом разъезжавшая по Белоруссии, побывавшая в Петербурге и Варшаве.
1. Буренина А. И. Музыкальная палитра: музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе / А.И. Буренина. – М.: Ред. журнала «Музыкальная палитра», 2008. – 269 с.
2. Ветлугина, Н. А. Музыкальные занятия в детском саду: Из опыта работы. Пособия для воспитателя и муз. Руководителя / Н.А. Ветлугина, И. Л. Джержинская, Л.Н. Комисарова. – М.: Просвещение. 1964. – 208 с.
3. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981.-240 с.
4. Вильсон, Д.К. Нарушения голоса у детей / Д.К. Вильсон. – М., Просвещение, 1990. – 448 с.
5. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 428 с.
6. Давыдова, М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы / М.А. Давыдова. – М.: ВАКО, 2006. – 240 с.
7. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников / И.Л. Дзержинская. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.
8. Малахова, Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Л. Малахова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 141 с.
9. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова. – М.: Просвещение, 2006. – 240 с.
10. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка / О.П. Радынова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 180 с.