1. Становление современной отечественной методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой
2. Разработка проблем экологического образования как нового направления дошкольной педагогики в конце 20 в. начале 21 века
3. Экологическое образование детей на современном этапе в зарубежных странах
Практические задания
1. Конспект занятия
2. Сообщение об одном из известных педагогов, работающих над проблемами экологического образования в конце 20 в. начале 21 века
1. Становление современной отечественной методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Понимание современного состояния любой науки находится в прямой зависимости от знания истории ее возникновения и развития.
Взгляды представителей отечественной педагогики на роль природы во всестороннем развитии и воспитании детей до школы. Большой вклад в становление современной методики экологического образования внесли революционеры-демократы и представители русской прогрессивной педагогики XIX века, стоявшие на позициях воспитывающего обучения. Повышенный интерес к естествознанию является характерным для передовых людей того времени. Так, А.И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Т. Чернышевский, Н. А. Добролюбов считали, что познание окружающего мира способствует не только умственному воспитанию детей, формированию у них материалистического мировоззрения, но и оказывает большое влияние на нравственное и эстетическое развитие. Особое значение они придавали формированию у детей правильных, реалистических представлений о природе, необходимости приучать их рассматривать природные явления в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Передовые педагоги XIX века считали, что знакомство с родной природой должно занять ведущее место в воспитании и обучении детей. Эта идея нашла свое отражение во взглядах В. Ф. Одоевского, который указывал, что в умственном и нравственном воспитании дошкольников, в подготовке их к школе большое значение имеет сообщение им систематических знаний о жизни природы. Получение знаний должно быть тесно связано с трудом, с активной деятельностью ребенка. Одоевский рекомендовал педагогам использовать рациональные методы воспитания, которые способствуют овладению знаниями о природе и применению их в практической деятельности детей.
К. Д. Ушинский считал природу великой воспитательницей, которая оказывает существенное влияние на формирование патриотизма, эстетических чувств. В своих работах «Родное слово», «Детский мир», русский педагог высоко ставил роль естествознания в первоначальном обучении детей, считая, что логика явлений природы наиболее доступна познанию, способствует развитию образно¬го и логического мышления, формирует такие качества ума, как любознательность и наблюдательность. Основоположник русской педагогики подчеркивал необходимость формирования у ребенка системы природоведческих знаний, построенной на знакомом детям материале, с учетом сезонных изменений. Ушинский выдвинул ряд требований к содержанию знаний: в первую очередь знакомить с природой родного края (краеведческий принцип); содержание знаний должно быть связано с трудом детей в природе (осознанные знания); знания должны быть доступными пониманию детей, последовательные, системные.
2. Разработка проблем экологического образования как нового направления дошкольной педагогики в конце 20 в. начале 21 века
Исторический анализ показал, что методика ознакомления дошкольников с природой как самостоятельное научное направление в дошкольной педагогике стала интенсивно развиваться в 80-е годы XX века. Это подтверждается появлением большого количества научных статей, пособий, программ, характеризующих результаты исследований разных аспектов методики ознакомления дошкольников с природой.
Исследования проводились в основном по следующим направлениям:
1)познавательное развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой. В этом направлении работали: Т.В. Христовская, С.Е. Шукшина, Т.В. Земцова, Л.С. Игнаткина, Е.Ф. Терентьева.
2)нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой: В этом направлении работали: А.А. Петрикевич, З.П. Плохий, М.К. Ибраимова.
3)эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой. В этом направлении работали: Е.К. Янакиева Ш.К. Алиева.
На современном этапе проблемами экологического воспитания дошкольников занимаются И.А. Комарова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.
Результаты их исследований показывают, что на этапе дошкольного возраста целью экологического воспитания является формирование только первоначальных основ экологической культуры.
Этой цели можно достигнуть, если решаются следующие задачи:
1. Формирование у дошкольников адекватных экологических представлений.
2. Формирование у дошкольников субъективного отношения к природе.
3. Формирование у детей практических навыков и умений разнообразной деятельности в природе.
Первая задача - формирование у дошкольников адекватных экологических представлений – предполагает, что ребенок будет знать, что и как происходит в мире природы, между природой и человеком, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.
Второй задачей экологического воспитания является формирование у ребенка субъективного отношения к природе. Для решения задачи педагогический процесс следует направлять на расширение возможности проявлять ребенком свое нравственное, эстетическое и познавательное отношение.
Третья задача – формирование у дошкольников практических навыков и умений разнообразной деятельности в природе - предполагает именно природоохранительный и непрагматический характер деятельности, который формируется через овладение навыками и умениями практической деятельности с конкретными природными объектами. В процессе реализации данной задачи работа осуществляется по следующим направлениям: формирование навыков и умений эстетического поведения к природе; формирование навыков и умений взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды; формирование навыков и умений природопользования в естественной среде; формирование навыков и умений природоохранительной деятельности.
3. Экологическое образование детей на современном этапе в зарубежных странах
Одной из первых в России на двух языках (английском и русском) появилась программа Джуди Фридман(США), предназначенная для внешкольного обучения учащихся начальной и средней школы. Джелли Джем разбирает процесс загрязнения воздуха, советует не курить и не находиться в помещении, где курят. Беспокоится он также и о шумовом загрязнении окружающей среды. Обсуждает проблему нефти и бензина: их расход надо сократить, советует меньше пользоваться распылителями. Толстяк заканчивает обсуждение проблемы финансами -- очистка загрязнения стоит больших денег.
Широкое распространение в США получила программа Мауры О'Коннор «Свет жизни», которая в 1993 г. усилиями российских экологов появилась в нашей стране. В США ее поддержало Национальное Одюбоновское Общество, которое уже более века занимается защитой дикой природы на Американском континенте.
Европейские государства не менее, чем североамериканцы, занимаются образованием в области окружающей среды. В Англии оно осуществляется в рамках общенациональной программы обучения, но испытывает трудности.
В школе экологическое образование должно идти наравне с другими предметами: дети имеют право и должны знать, что нужно делать, чтобы защитить окружающую среду и свое будущее. Экологическое образование должно быть интересным, осуществляться через деятельность и опыт детей.
Ch. Mares обсуждает в статье постановку воспитания экологической ответственности в Великобритании. Оно должно пронизывать всю учебную программу и основываться на принципе долгосрочно; межпредметных связях; практической деятельности; использовании окружающей среды в качестве средства обучения; на вовлечении семьи и общины в учебный процесс.
В программы включают социальный аспект экологического знания. Учителя водят детей в магазины, парки, на улицы, вокзалы и развивают у них критический взгляд на состояние этих мест. Дети видят, что владельцы даже фешенебельных магазинов могут выбрасывать отходы в неприглядном виде с гнилостными запахами, что привлекает мух, крыс. Это приводит к дискуссиям об ответственности местных властей, о сборе и трате налогов, о бездомности и нищете. Даже дети 6 лет начинают интересоваться организацией общины, ее управлением. Волобуева Н.Г. Проблемы экологии и будущее человечества: метод. Библиогр. Пособие/ Н.Г. Волобуева, И. Тертицкая. - Магадан: Изд. СМУ, - 2008. - 227с.
Практические задания
1.Конспект занятия
Тема: «Берегите лес»
Задачи:
1) расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе;
2)дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
3) развивать воображение, образное восприятие, творчество;
4) формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.
Предварительная работа: ознакомление с иллюстрациями на темы «Деревья », «Грибы» и «Ягоды»; разучивание пословиц и поговорок о природе; художественное творчество на тему «Деревья».
Оборудование и материалы:средства ИКТ-презентация, проектор, экран; дополнительные средства – клей, цветная бумага, ножницы, кисточки.
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)
(слайд 1, 2)
Воспитатель:
— Ребята, сегодня у нас с вами непростое занятие, к нам в гости пришел Старичок-Лесовичок. Он очень хочет послушать ваши рассказы о лесе, о том, что вы знаете о деревьях, грибах и ягодах. А также он хочет поделиться с вами новыми знаниями. Расскажем Старичку-Лесовичку, о том, что мы знаем?
(Дети хором – Да!).
- Давайте я буду показывать вам деревья, а вы будете мне говорить. как они называются? (слайд 3)
(Дети смотрят изображения разных деревьев, называют их)
Воспитатель:
- Какие же вы молодцы, все деревья назвали правильно! А угадаете загадку «Растут зеленеют, упадут пожелтеют, полежат почернеют»? (листья). Деревья вы нам со Старичком–Лесовичком назвали, а вот какие листики у деревьев знаете?
(Воспитатель предлагает поиграть в дидактическую игру «Угадай листочек». На доске выставляется несколько рисунков деревьев, напротив разные листики, детям нужно соединить рисунок дерева с рисунком листика).
Воспитатель:
- Ребята, вы молодцы, все правильно называете. Старичок-Лесовичок очень хочет узнать, что мы еще знаем о лесе? Кроме деревьев что еще растет в лесу? (Ответы детей: грибы, ягоды).
- Давайте Старичок-Лесовичок будет нам загадывать загадки, а мы будем называть правильные ответы? (Слайд 4-7)
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора – …(боровик)
2.Сообщение об одном из известных педагогов, работающих над проблемами экологического образования в конце 20 в. начале 21 века
Комарова Ирина Анатольевна — декан факультета педагогики и психологии детства, доцент кафедры педагогики детства и семьи.
В 1984 г. окончила с отличием факультет дошкольного воспитания Могилевского государственного педагогического института им. А. А. Кулешова по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)».
В 1987 г. поступила и в 1990 г. окончила аспирантуру Научно-исследовательского института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР (г. Москва). В апреле 1991 г. защитила кандидатскую диссертацию «Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста» (научный руководитель — доктор педагогических наук С. Н. Николаева).
Комарова считает, что экологическое воспитание - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально - природной среде.
Экологическое воспитание, в первую очередь, направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально-положительного опыта общения с природой. Организация нравственно-ценных переживаний - сочувствия живому, заботы о нем, удовольствия от совершения доброго поступка - способствует тому, что нормы отношения к природе не просто узнаются, но и «проживаются» ребенком, приобретают для него ценность, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру.