1. Живопись - главный вид изобразительного искусства
2. Виды и жанры живописи
3. Сведения о цвете, цвета их назначение и переходы, характеристика
4. Основные материалы, приемы и способы работы
Литература
1. Живопись - главный вид изобразительного искусства
Живопись - это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с использованием красок, нанесенных на любую твердую поверхность. В произведениях искусства, созданных живописью, цветом и рисунком, используются цвет и рисунок,, выразительные штрихи, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочные сокровища мира, объем предметов, их качество, индивидуальность, материал, пространственную глубину и легкую воздушную среду. Живопись может передать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя, эмоционального и духовного богатства, преходящих мгновенных ситуаций, эффекта движения и пр. Сложная история и сложный сюжет возможны в живописи.
По характеру веществ, связывающих пигмент (красящее вещество), технологическим приемам закрепления пигмента на поверхности, масляной живописи, росписи водными красками по штукатурке - сырой (фреска) и сухой (и пол), темпера, клей, восковая покраска, эмали, керамические и силикатные краски и др.
Пространство и время в живописи передаются цветом, светом, ритмом, динамикой шока и пр. В живописной картине создается представление о пространстве и времени. Оно может быть объемным, иллюзорным, линейно-перспективным, динамичным, ярким, воздушным, сюрреалистическим и пр.
Говоря о живописи, следует отметить существование двух полярных направлений этого вида искусства - реалистического и авангардного.
Все вышеперечисленные элементы относятся в первую очередь к реалистичной живописи. Восприятие реалистичных произведений более доступно, чем восприятие абстрактных авангардных картин. Восприятие произведений авангарда требует большей художественной и эстетической подготовки, а также усложняется большей условностью художественных образов .
2. Виды и жанры живописи
Живопись - наиболее распространенный вид визуального искусства, произведения которого создаются с использованием красок, нанесенных на любую поверхность.
Живопись, как и любое искусство, является формой общественного сознания, является художественно-образным отражением мира. Но, отражая мир, художник одновременно воплощает в своих работах свои мысли и чувства, устремления, эстетические идеалы, дает оценку явлениям жизни, по-своему объясняет их сущность и значение, выражает свое понимание мира.
Мир живописи богат и сложен, его сокровища накапливались человечеством на протяжении многих тысячелетий. Самые древние картины были обнаружены учеными на стенах пещер, в которых жили первобытные люди. С удивительной точностью и ясностью первые художники изобразили сцены охоты и животных. Так возникло искусство рисования красками на стене, имевшее черты, характерные для монументальной живописи.
Монументальная живопись. Существуют две основные разновидности монументальной живописи: фреска (от итальянского - свежая) и мозаика (от итальянского мозаика, буквально посвященная музам).
Фреска - это техника покраски красками, разбавленными чистой или известковой водой, с использованием свежей, сырой штукатурки.
Мозаика - это изображение, состоящее из частиц камня, смальты, керамической плитки, однородных или разных по материалу, которые закреплены в слое почвы - извести или цемента.
Фреска и мозаика являются основными видами монументального искусства, которые благодаря своей прочности и стойкости цвета используются для украшения архитектурных объемов и плоскостей (настенные росписи, плафоны, панно). Среди русских монументалистов есть имена А.А. Дейнеки, доктор философии Корина А.В. Васнецова Б.А. и пр.
3. Сведения о цвете, цвета их назначение и переходы, характеристика
Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.
Колористика - это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.
Теплый и холодный цвет связывают с атрибутами времени года. Холодными называют, такие оттенки, которые чаще всего мы видим зимой, а теплые — летом. Однако распознавание строится на длине волны спектра: чем короче волна, более холодным мы ощущаем цвет, и наоборот: чем длиннее — тем теплее. И так как мы не можем увидеть волновое колебание спектра, то опираемся на косвенные показатели:
— под воздействием длинной волны мы чувствуем усиление сердцебиения, дыхательного ритма, прилив крови, а значит изменяются тепловые ощущения: окружающая среда кажется теплее, чем она на самом деле есть, поэтому цвета с длинной волной называют теплыми.
— при воздействии короткой волны мы чувствуем замедление сердцебиения, расслабление, замедление дыхания, отлив крови, что ведет к ощущению холода. Такие тона называют холодными.
Средняя длинна в спектре, минимально воздействует на жизненные показатели и считается самой комфортной.
4. Основные материалы, приемы и способы работы
Акварели, гуашь, пастель, тушь и другие материалы также служат для исполнения картин.
Выразительные возможности живописи, особенности техники письма, во многом зависят от свойств красок, которые определяются степенью рассеивания пигментов и характером связующих веществ, инструмента, который использует художник (кисти, шпатель) и растворители, которые он использует; гладкая или шероховатая поверхность субстрата и грунта (впитывающая связующее в той или иной степени) влияет на нанесение краски, текстура рисунка и полупрозрачный цвет субстрата или почвы влияют на цвет; иногда неокрашенные части субстрата или почвы могут играть роль в построении цвета (в основном, в акварели).
Поверхность слоя краски рисунка, то есть его текстура глянцевая и матовая, плавленая или прерывистая, гладкая или неровная. Необходимый цвет, оттенок достигаются путем смешивания цветов на палитре, инструменте художника.
Суть акварели в свете отражается от бумаги, проходящей сквозь прозрачные слои красок.
Техника акварели проста. Просто нужно уметь соотносить количество воды и краски на кисти и бумаге одновременно. Путь к этой легкости лежит через десятки килограммов истощенных листов (акварели не могут быть изменены), через искушение использовать побелку и другие химические арсеналы.
Акварель (происходит от латинского слова aqua - вода) представляет собой рисунок на водной основе. Картина, выполненная этими красками, также называется акварелью.