1. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ БЛОК
2.1 Использование технологии проектирования в процессе воспитания привычки к здоровому образу жизни у младших школьников
2.2 Научные (научно-популярные) статьи по теме портфолио
2.3 Глоссарий терминов по теме портфолио
2.4 Обзор интернет-сайтов по теме портфолио
3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
4. ТВОРЧЕСКИЙ БЛОК
4.1 Конспект родительского собрания в первом классе по формированию у детей здорового образа жизни
4.2 Педагогическое эссе на тему портфолио
5. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Актуальность темы. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь за 2019 г., 78 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % – хронические заболевания, 60 % – нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии – науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность [20].
Вся жизнедеятельность ребенка в школе должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии, самопостроении и самосохранении.
Цель работы: изучение литературы об уровне сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста
2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ БЛОК
2.1 Использование технологии проектирования в процессе воспитания привычки к здоровому образу жизни у младших школьников
Современные психолого-педагогические аспекты воспитания привычки к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходят его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. В младшем школьном возрасте закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности [19].
Выдвигаемая в нормативно-правовых документах на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т.е. гармоничное сочетание физического, психического, и социального благополучия. Современное состояние общества, экономики и экологии неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем, растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щадящая организация образовательного процесса.
3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
ТЕСТ
1. Какой период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни?
А) дошкольный; Б) школьный; В) младенческий
2. Оказывает ли влияние педагогический компонент на установку здоровья и здорового образа жизни?
А) да; Б) нет;
3. Где должна формироваться привычка к здоровому образу жизни?
А) в семье; Б) в учреждении образования; В) оба ответа верны
4. Работа, направленная на достижение поставленной цели, на получении заранее запланированного, конкретного результата называется…
А) проектом; Б) методом; В) достижением
5. В какое количество этапов проходит проектная деятельность на уроках окружающего мира?
А) 5; Б) 6; В) 7
6. Какие проекты более приемлемы в первом классе?
А) начального характера; Б) прикладного характера; В) завершающего характера
7. На что, обязательно, нужно уделить внимание детей при выполнении проектной деятельности?
А) инструктаж; Б) на цель проекта; В) на основную идею проекта
8. С кем сообща должен работать педагог, для достижения цели обеспечивает восхождения ребенка к культуре здоровья?
А) с семьей; Б) с друзьями ребенка; В) ни с кем
9. Какая деятельность, согласно исследованиям, вызывает у детей школьного возраста наибольший интерес?
А) трудовая; Б) игровая; В) практическая
4. ТВОРЧЕСКИЙ БЛОК
4.1 Конспект родительского собрания в первом классе по формированию у детей здорового образа жизни
Педагог: - Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем уютном классе. Тема сегодняшней нашей встречи – «Семейное воспитание и здоровый образ жизни». Я считаю, Вас не надо убеждать в ее важности. Методы воспитания превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные к самому дорогому – к детям. Нет ничего важнее, если отсутствует главный компонент социализации наших детей – здоровье.
- Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым: «Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля». В качестве обязательного итога сегодняшней встречи нам представляется определение ключевых проблем и выработка направлений совместных действий по сохранению и укреплению здоровья наших детей.
- Я уверенна, что большинство из вас владеют информацией о составляющих компонентах здоровья детей, факторах «риска», и в то же время полагаю, что многое в том, что вы узнаете сегодня по обсуждаемой проблеме, будет для вас очень полезным. Сегодня на определенном этапе нашей встречи мы будем работать.
- В преддверии подготовки к родительскому собранию Вам был предложен ряд вопросов. Вы подумали над ними, а сейчас мы просим ответить на эти вопросы, опираясь на свой родительский и личный опыт.
1. Воспитание ребенка правильное, если …
5. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК
В результате работы над данным портфолио мной было проанализировано большое количество материала по выбранной теме и отобрана наиболее важная информация. Широкое освещение этой темы свидетельствует о ее повышенной актуальности в настоящее время.
В ходе работы над портфолио трудностей не возникло, наоборот, работа очень интересная и увлекательная. Многая информация, рассмотренная при подготовке портфолио, для меня оказалась новой. Например, если раньше только удавалось слышать о положительных качествах метода проектной деятельности, то сейчас, без всякого сомнения, я могу назвать этот метод одним из наиболее эффективных в работе по формированию у младших школьников представлений о ЗОЖ.
Несомненна, работа над портфолио полезна для моей профессиональной деятельности и будет в ней однозначно использована.
Цель, которая была поставлена в начале работы над портфолио, достигнута.
Изучив литературу по выбранной теме, а также проведя ее анализ, был сделан вывод, что уровень сформированности понятий о здоровом образе жизни у школьников находится на низком уровне и с каждым годом наблюдается тенденция к еще большему понижению этого уровня. Связываю это со следующими факторами: рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций; отсутствие прмера со стороны семьи; недостаточно сформированная эмоционально-волевая сфера ребенка.
1. Амиров, Н.Х. За здоровый образ жизни. Программа для учащихся общеобразовательных школ, учителей, родителей / Н.Х. Амиров, А.В. Иванов, Н.Х. Давлетова, Р.Г. Морозов, К.А. Галеев. – Казань: изд-во Казанск. ун-та, 2007. – 320 с.
2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 251 с.
3. Вишина А.Л. Роль и значение физической культуры в жизни человека [Электронный ресурс] / А.Л. Вишина, Р.С. Фролов // Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения: эффективные приемы и методы – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/462910/discussion_platform
4. Воронцев, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцев, В.М. Заславский, С.В. Егоркина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
5. Гафаров В.В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога / В.В. Гафаров и др. – Новосибирск: СОРАН, 2008. – 280 с.
6. Жилина Л.Д. Физическая культура как компонент здорового образа [Электронный ресурс] // Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения: эффективные приемы и методы – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/472237/discussion_platform
7. Коновалов, В.П. Совсем другая медицина / В.П. Коновалов. – М.: АРСМИ; Русская книга, 2006. – 416 с.
8. Плешаков, А.А. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» / А.А. Плешаков. – М.: «Просвещение», 2011. – 315 с.
9. Полат, Е.С. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара / Е.С. Полат. – М.: МИПКРО, 2001. – 144 с.
10. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
11. Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-problema-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-detey-podrostkov-i-molodezhi
12. Сивцова, А.М. Организационно-педагогические условия реализации здоровье сберегающих педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста / А.М. Сивцова. – М.: АКАДЕМКНИГА. 2008. – 24 с.
13. Соловьева, Н.И. Концепция здоровье сберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. / Н.И. Соловьева. – М.: ЭКО. –2009. – № 17. – 198 с.
14. Стрельцова, О.Н. Использование проектной деятельности в учебно-методическом комплекте «Планета знаний» / О.Н. Стрельцова. – М.: Начальная школа. – 2009. – №12. – С. 46-47.
15. Тамбовцева В.А. Отношение к здоровому образу жизни у младших школьников / В.А. Тамбовцева, А.Н. Карамчаков // Образовательная среда сегодня: теория и практика : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 9 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 57-59.
16. Ушакова Л.Х. Физкультура в школе: спорт или развлечение? // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 25 нояб. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 38-40.
17. Формирование здорового образа жизни у школьника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/12/15/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-shkolnika.
18. Формирование здорового образа жизни у школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hrakovichi.schools.by/pages/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-shkolnikov
19. Чеботаренко С.В., Квашенко Л.М. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 81-83.
20. Фарино Н.Ф., Потапчук А.А., Иванова В.Ф., Гиндюк Н.Т., Малахова А.А. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и остроты зрения у учащихся. Министерство здравоохранения Республики Беларусь. – Минск, 2009. – 37 с.
21. Шевцова И.И. Физическое воспитание и здоровый образ жизни учащихся [Электронный ресурс] // Педагогические инновации: от теории к практике – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/461620/discussion_platform
22. Щербакова, С.Г. Формирование проектных умений школьников: практические занятия / С.Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 187 с.
23. Яценко, И.Ф. Контрольно-измерительные материалы по предмету «Окружающий мир» / И.Ф. Яценко. – М.: «ВАКО», 2011. – 155 с.