ВВЕДЕНИЕ
1. Особенности восприятия времени детьми
2. Методика ознакомления детей с понятием «сутки»
3. Реализация понятий «вчера», «сегодня», «завтра»
4. Развитие у дошкольников чувства времени
5. Условия, созданные в вашем детском саду для ознакомления с временными ориентировками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.
В дошкольном возрасте детям необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
1. Особенности восприятия времени детьми
Определение времени основано на общепринятой системе стандартных мер: секунда, минута, час, день, месяц, год и столетие. Каждый из этих блоков имеет определенное цифровое определение. Отправной точкой отсчета времени является настоящее («сейчас»), которое делит время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Система мер постоянной точки отсчета позволяет людям успешно ориентироваться во времени [1, с. 23].
Восприятие времени есть отражение объективной длительности, скорости, а последовательность явлений есть реальность. Специального независимого анализатора времени не существует. восприятие времени основано на ритмической смене возбуждения и торможения, их динамике.
2. Методика ознакомления детей с понятием «сутки»
Уже во второй младшей группе у детей проясняется понимание таких временных интервалов, как утро, день, вечер и ночь. Когда дошкольники овладевают умением различать, называть части дня и определять их последовательность и т. д. Рихтерман отмечал следующие особенности: неравномерность в усвоении названий частей дня; выделение тех частей дня, которые чаще всего называются взрослыми, связаны с характерными видами деятельности и имеют специфические особенности; соотнесение показателей частей дня с собственным опытом жизни и деятельности.; определение последовательности частей дня, как правило, начиная с утра.
Часть дня, как отмечалось выше, детей отличает изменение содержания их деятельности, а также деятельности окружающих взрослых в эти периоды времени.
3. Реализация понятий «вчера», «сегодня», «завтра»
Согласно исследованию А. М. Леушиной, слова «вчера», «сегодня» и «завтра» вводятся в пассивный словарь в 3-5 лет. В активный – в 5-6 лет.
Вопросы:
– Что вы делали вчера (сегодня, завтра) (в ответ – характерные действия).
– Когда вы ходили в парк (делали вышеуказанные действия)? (в ответ-вчера, или сегодня, или завтра).
Упражнения о сменяемости 3-х дней: детям дают 3 комплекта карточек частей дня и просят разложить эти карточки, чтобы получить три дня. Пояснил: как только ночь 1-го дня начинается утром второго дня, те дни, которые прошли, называются «вчера», а день, который наступает, – «сегодня». После ночи сегодняшнего дня наступает день, называемый «завтра» [5, с. 19].
4. Развитие у дошкольников чувства времени
Чувство времени – способность определять и чувствовать определенные периоды времени. Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными и дисциплинированными [2, с. 58].
У детей старшего дошкольного возраста возможно формирование навыка регуляции деятельности с течением времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, акцентируя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывая им, что можно сделать в эти периоды времени, обучая их измерять и затем самостоятельно оценивать временные интервалы, просчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.
5. Условия, созданные в вашем детском саду для ознакомления с временными ориентировками
Для развития пространственно-временных представлений в ДОУ «Ясли-сад № 141 г. Гомеля» есть:
– модели (частей суток, дней недели, времен года и т.д.) и детские календари;
– приборы для определения времени детьми (песочные и механические часы, секундомеры);
– настольно – печатные («Веселые часы»; «Времена года»; «Режим дня» и т.д.) и дидактические игры («Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя», «Времена года», «Найди ошибку», «Не ошибись!», «День и ночь», «Части суток», «Неделя стройся!», «Когда это бывает», «Будильник» и т.д.);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по ознакомлению детей со временем должна иметь ярко выраженную практическую направленность. Это проявляется в определении и измерении времени дошкольниками с помощью доступных им средств и способов действия.
В целом работа по развитию временных представлений у детей носит подготовительный характер. Она требует четкой последовательности и системности в использовании методов и приемов обучения, учета восприятия ребенком времени и ориентации в нем. Учитель использует в процессе работы разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, просмотр картинок, иллюстраций и моделей, лепку, чтение художников.
1. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Т. С. Будько; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. – Брест : Издательство БрГУ, 2006. – 87 с.
2. Гильманова, Л. В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Гильманова, Л. А. Штягина, Н. А. Штягина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 2. – С. 57 – 60.
3. Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников [Текст] / Е. Н. Лебеденко. – СПб. : Детство – Пресс, 2003 – 80 с.
4. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Р. Л. Непомнящая. – СПб. : Детство –Пресс, 2005. – 64 с.
5. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений / Т. В. Тарунтаева. – М. : Просвещение, 1990. – 64 с.