1. Значение эксперимента
2. Требования к проведению экспериментов
3. Содержание и методика организации и проведения экспериментов
1. Значение эксперимента
Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослыми они совершенствуют свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят также опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Взрослым следует создать условия для экспериментирования. В группе должна быть оборудована мини-лаборатория, укомплектованная всем необходимым. Опыт работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют песок, глину познавая их свойства. Плещутся в воде, открывая её тайны, отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики, пробуют делать пену и рисовать ею. Превращают снег в воду, а воду – в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри.
С возрастом опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зёрнышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Почему осенью много луж? Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита, знают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его. Знакомятся с электричеством, собирают простейшие электрические цепи, превращают солнечный свет в «разноцветные огоньки».
2. Требования к проведению экспериментов
В дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:
максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
безотказность действия приборов и правил обращения с ними;
показ только существенных сторон явления или процесса;
отчетливая видимость изучаемого явления;
возможность участия ребенка в повторном эксперименте.
Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее.
Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики и программного содержания. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.
3. Содержание и методика организации и проведения экспериментов
Особенность руководства экспериментальной деятельностью дошкольника заключается в том, что роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.
Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт.
1. Колесников, С.И. Экология / С.И. Колесников. – Москва, 2007.
2. Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. –Ростов н/Д: Феникс, 2000.
3. Кудряшов Л.В. Ботаника с основами экологии / Л.В. Кудряшов. - М., 1979.
4. Лемеза, Н.А. Биология для поступающих в ВУЗы / Н.А Лемеза, Л.В. Камлюк, Н.Д. Лисов. – Минск, 2004.
5. Маврищев, В.В. Основы общей экологии / В.В. Маврищев. - Минск, 2000.
6. Нехлюдова, А.С. Ботаника с основами экологии растений / А.С. Нехлюдова, И. А. Акимова. - Москва, 1989.
7. Основы экологии / Под ред. Е.Н. Мешечко. – Минск, 2002.
8. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А Серебрякова. – Москва, 2006.