Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
ГГПК им.Л.С.Выготского (Гомельский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике»
по дисциплине: «Элементарная математика»
2020
15.00 BYN
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Элементарная математика
Вариант: 9
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
1. Роль занимательного материала в математическом развитии ребёнка
2. Система занимательного материала по математике в детском саду
3. Использование занимательного материала на занятиях по математике
4. Занимательный материал для работы с детьми вне занятий
5. Организация занимательных занятий в группе детского сада
Список использованных источников
1. Роль занимательного материала в математическом развитии ребёнка
Роль занимательного математического материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:
• активизировать умственную деятельность,
• заинтересовать математическим материалом,
• увлекать и развлекать детей,
• развивать ум,
• расширять, углублять математические представления,
• закреплять полученные знания и умения,
• упражнять в применении их в других видах деятельности и новой обстановке [1, с. 154].
Используется занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями, при этом непременным условием является применение системы занимательных игр и упражнений. Поскольку дошкольники очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, математических сказок, то они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывании результата, предложение решения).
2. Система занимательного материала по математике в детском саду
Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств.
Занимательный математический материал в силу свойственной ему занимательности, скрытой в ней серьезной познавательной задачи, увлекая, развивает детей. Единой, общепризнанной его классификации не существует. Чаще всего какая-либо задача или группа однородных задач получает название, в котором отражается либо содержание, либо игровая цель, либо способ действия, либо используемые предметы. Иногда название содержит описание задачи или игры в свернутой форме.
Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:
• геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;
• «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;
• логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил.
3. Использование занимательного материала на занятиях по математике
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При использовании занимательного материала с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями необходима система игр и упражнений.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм и развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Решение разного рода нестандартных задач способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики, мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь виден поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой её, опровержением неправильного направления хода поиска, нахождением способов доказательства верного решения. поэтому занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
4. Занимательный материал для работы с детьми вне занятий
Занимательный математический материал, который используется вне занятий, можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.
Первый вид занимательного математического материала – это развлечения. В процессе развлечения дети закрепляют ранее приобретённые знания, умения и навыки. Но все это происходит в обстановке, которая отличается от еженедельных занятий по развитию элементарных математических представлений. Развлечения проводятся с использованием нарядных костюмов, праздничного украшения зала, музыки, песен. Это доставляет детям радость.
В таких развлечениях используются различные виды занимательного материала: задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах, математические сказки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, ребусы, лабиринты и т.д. Развлечения могут быть с элементами драматизации. Они строятся или на основе сюжета каких-либо сказок, мультфильмов или организуются встречи с разными героями. Дети могут сами исполнять роли. Сюжеты для инсценировки должны быть простыми по форме, доступными по содержанию. Лучше всего этим требования отвечают известные сказки: «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.
Также могут проводиться развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры. Это различные «путешествия» (на поезде, ковре-самолёте, на космической ракете), «концерты» и др. Здесь, как и в игре, дети воспроизводят в ролях все то, что они видели в окружающей жизни и деятельности взрослых.
5. Организация занимательных занятий в группах детского сада
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Систематическое обучение на занятиях – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Далее предлагаются конспекты занимательных занятий по математике для младшей, средней и старшей группы детского сада [2, с. 10].
«Фиксики и треугольник» для младшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с геометрической фигурой «треугольник» и закрепить понятия «один» и «много».
Развивающие: развивать разговорную речь. развивать память внимание мышление, воображение, развивать наблюдательность, любознательность, навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе.
Материал: цветной песок на подносах, «подушечки – думочки», мешочки с камнями, шаблоны домов без крыши, треугольники разных размеров.
В группу входит воспитатель одетый в костюм «Симки» из мультфильма «Фиксики» Здравствуйте ребята! Хей, хей! Привет тебе! Хей, хей! Привет и мне! Носику привет, привет (гладим носик) Щечкам привет, привет (гладим щечки) Ушкам привет, привет (гладим ушки) Глазкам привет, привет (поморгали) Здравствуйте ладошки, хлоп, хлоп. Здравствуйте ножки, топ, топ. Здравствуйте все! Всем привет! А вы меня узнали? (Ответы детей) А из какого я мультфильма? (Ответы детей). Как меня зовут? (Ответы детей).
1 Корнеева, Г.А., Родина, Е.В., Хорина, Л.А. Теория и методика развития математического представления у детей дошкольного возраста / Г.А. Корнеева, Е.В. родина. Л.А. Хорина. – М.: МГПУ, 2001. – 410 с.
2 Михайлова, 3.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. – 290 с.
3 Сербина, Е.В. Математика для малышей / Е.В. Сербина. – М.: Академический проект, 2002. – 292 с.
4 Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 2003. – 126 с.
5 Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях / Сост. 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Изд. фирма «Икар», 2004. – 196 с.
6 Фрейлах, Н.И. Методика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) / Н.И. Фрейлах. – М.: ИД «Форум» – ИНФРА-М, 2006. – 156 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты