1. Умозрительный тип философии
2. Власть и авторитет
3. Правительство как высший орган исполнительной власти
Список использованных источников
1. Умозрительный тип философии
Умозрение (от лат. speculatio – наблюдаю, созерцаю) – тип знания, лежащий в основании метафизики и направленный на осмысление предельных оснований духовно-практического освоения мира. Умозрение возвышается не только над эмпирическим опытом, но и над теоретическим знанием, которое и является предметом философского размышления. Философско-теоретический синтез осуществляется здесь не методами научного знания, а с помощью рефлексии и понимания. Умозрение направлено не на предметно-сущее, противостоящее мышлению, а на чистые принципы полагания идеалов и норм, производства и воспроизводства базисных концептов культуры, оснований, составляющих фундамент науки, языка, культуры, искусства, обыденного сознания. Поэтому умозрение имеет регулятивное значение, оно не может подменять науку, в противном случае умозрение превращается в натурфилософию, полагающую, что она в состоянии решить с помощью умозрения те проблемы, которые не может решить научное знание. Определяя общие принципы подхода к бытию, умозрение предлагало науке такие способы решения проблем, которые в самой науке находили свое применение лишь по прошествии достаточно большого времени (такова, например, роль идеи атомистики, единства сил в природе и др.).
Наиболее важными особенностями спекуляции как формы дискурсивной практики являются: 1) способность эксперта изолировать и отвергать личные предпочтения и зависимости, отделять субъективные интересы от объективного состояния объекта для его / ее незаинтересованного понимания; 3) предмет спекуляции - чистый, универсальный и абстрактный, экстрачувственный и сверхчувственный; 4) спекуляция требует устранения эмпирического, конечного сознания и утверждения.
2. Власть и авторитет
Древнегреческий философ Аристотель в своем трактате «Политика» писал: «Существует много разновидностей властвующих и подчиненных, однако чем выше стоят подчиненные, тем более совершенная сама власть над ними; так, например, власть над человеком более совершенна, чем власть над животным. Ведь чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая им работа…. Во всяком живом существе, прежде всего, можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями - как государственный муж».
2.1 Власть как общественное явление
Термин «власть» по-разному используется в повседневной жизни и в научной литературе. Во-первых, это способность, право и способность кого-то распоряжаться чем-то; оказывать решающее влияние на судьбу, поведение и деятельность людей различными способами - законом, властью, волей, принуждением; во-вторых, это господство над людьми; в-третьих, это лица, органы, компетентные в компетентном органе [4].
Анализ этих интерпретаций позволяет нам сделать вывод, что специфическим признаком власти является доминирование власти. Согласно определению американского политолога Роберта Даля, кто-то А обладает властью над определенным В, если А может так или иначе заставить В сделать то, что отвечает интересам А, что В иначе не сделал бы.
Для возникновения властных отношений необходимо: наличие как минимум двух субъектов; выражение воли управляющего субъекта; использование управляющей организации разумом и ресурсами власти; подчинение субъекта, в отношении которого осуществляется власть (выполнение действия, соответствующего воле субъекта с властью).
3. Правительство как высший орган исполнительной власти
Высшая исполнительная власть в стране принадлежит правительству. Термин «правительство» имеет несколько значений. Слово «правительство» переводится с английского, как правило, администрация, форма правления, правительство и означает весь государственный механизм, который включает в себя не только исполнительную, но и законодательную и судебную ветви. Тем не менее, наиболее часто под правительством понимается коллегиальный орган государства, который осуществляет текущее иностранное руководство, а также учения и распределение власти. Как правило, правительство называют Советом министров (Индия, Франция, Куба, Беларусь), Кабинет министров (Чехия, Колумбия, Беларусь с 1994 по 1996 год), просто Кабинет (Япония), Государственный совет (Швеция, Норвегия, Финляндия)), а в федеральных штатах - Федеральное правительство (ФРГ), Федеральный совет (Швейцария), Администрация президента (США).
Правительство состоит из главы правительства (премьер-министр, канцлер, председатель и др.), министров, зам. министров, министров «без портфелей», парламентских секретарей и др. Внутренние органы правительства составляют комиссии и комитеты.
Правительство Республики Беларусь называется Советом министров и представляет собой центральный орган государственного управления. Совет министров осуществляет исполнительную власть в республике. В первой редакции Конституции Правительство называлось Кабинетом министров.
Правительство как высший орган исполнительной власти имеет ряд признаков:
Подзаконность. Речь идет о том, что исполнительная власть является вторичной (производной) от законодательной. Все действия и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить и быть направлены на исполнение закона.
1. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. – М., 1998.
2. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека, т. 1–2. М., 1918 (2-е изд. СПб., 1994).
3. Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал. – Соч., т. 1. М., 1988.
4. Байтин. М.И. Государство и политическая власть. - Саратов, 2001.
5. Силин. А. Философия и психология власти // Свободная мысль. - 2000. №12.
6. Конституция РБ. Статья 107. Правительство Республики Беларусь.