Введение
1. Прогулка ее значение в развитии и воспитании детей
2. Место прогулки в режиме дня
3. Структура и содержание прогулок (первой и второй)
4. Методика проведения прогулки
Практическое задание
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Каждый ребенок – маленький исследователь, и они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому желанию угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет происходить развитие детей, тем лучше будут реализованы потенциальные возможности и творческие проявления детей. Поэтому самые интимные и естественные занятия для детей, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд, занимают особое место во время прогулки.
Процесс воспитания детей идет непрерывно. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка закладываются в процессе воспитательной работы с детьми в условиях ходьбы. Во время прогулки ребенку обеспечиваются уникальные условия для полного удовлетворения его потребностей в активных движениях, самостоятельных действиях при знакомстве с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с натуральными материалами, так и с игрушками.
1. Прогулка ее значение в развитии и воспитании детей
Прогулка – педагогически организованная форма активного отдыха детей [1, с. 67].
Прогулка имеет большое значение для развития детей:
– развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.
– дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т.д.
– удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.
2. Место прогулки в режиме дня
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 – 4,5 часа [4, с. 33].
Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда, во вторую половину дня – перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15° С, для детей 5-7 лет при температуре до – 20°С.
Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.
3. Структура и содержание прогулок (первой и второй)
Структура прогулки: (традиционная)
– Наблюдение.
– Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
– Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
– Труд детей на участке.
– Самостоятельная игровая деятельность.
Разнообразные наблюдения – один из главных компонентов прогулки. Обогащают представления детей о мире природы, людей, (их труда и взаимоотношений) обогащают детские эстетические представления.
Дидактические задания – на выполнение разнообразных движений по ориентировке на местности, обследовании предлагаемых объектов и включения в этот процесс зрения, слуха, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений.
Трудовые действия самих детей – помогают усвоить трудовые навыки, приобрести положительные черты личности и навыки правильного взаимодействия с взрослым и сверстниками.
Подвижные игры и игровые упражнения проводятся ежедневно с целью тренировки, закрепления двигательных навыков по овладению ОВД (прыжки, равновесие, ползание, лазанье, метание), спортивных игр и их элементов (катание на велосипедах, баскетбол, волейбол, футбол) [2].
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
4. Методика проведения прогулки
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток, стульчиков или скамеечек, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям [1, с. 53].
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
– воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
– помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;
– воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
– детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
– живая природа: растения и животные;
– неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
– труд взрослых. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал [2].
Практическое задание. Разработайте проект организации деятельности детей на прогулке с соблюдением тематического подхода (Тема «Весна», возраст детей по выбору учащегося)
Конспект тематической прогулки «Весна»
Цель: Обобщение знаний детей о сезонных изменениях весной в природе, наблюдение за изменениями в развитии деревьев с приходом весны (береза).
Задачи:
– Расширить знания детей о весне.
– Развивать умения использовать в беседе накопленные знания.
– Развивать речь детей, воображение, логическое мышление.
– Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
– Пополнять словарный запас детей [3, с. 66].
Предварительная работа:
– Беседа о признаках весны, солнце, небе.
– Чтение и разучивание стихотворений, пословиц о весне .
– Отгадывание загадок о весне.
– Рассматривание картинок А.К. Саврасова иллюстраций о весне «Грачи прилетели»
– Составление детских рассказов о весне.
– Наблюдение за весенними изменениями в природе во время прогулки.
Словарная работа
Пробуждение, сокодвижение, капель, половодье, весна-красна, клейкие листочки.
В группе.
Вводная часть
Беседа
– Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы внимательно послушайте.
Загадка.
Зазвенели ручьи
Прилетели грачи
В улей пчелка
Первый мед принесла
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает? (Весной)
Воспитатель: Да, это бывает весной.
– Как же можно догадаться, что наступила весна?
– Перечислите признаки весны
– Какие изменения происходят в природе с приходом весны?
– Как изменились деревья с приходом весны?
– Что происходит со снегом? [6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают реализовать задачи всестороннего развития детей. Для детей на активный отдых отводится около четырех часов в день. Ежедневный распорядок дня детского сада включает в себя дневную прогулку перед обедом после школы и вечернюю прогулку после полдника. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период дневной режим предусматривает максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами на прием пищи и сон.
Каждая прогулка для ребенка – это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Главная задача во время прогулки-обеспечить детей активными, содержательными, разнообразными и интересными занятиями: играми, работой, наблюдением
1. Болотина, Л. Р., Баранов, С. П., Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
2. Козлова, С. А., Куликова, Т. А.Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2001. – 416 с
3. Кравченко, И. В., Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
4. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика : учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов : Николаев, 2005. – 76 с.
5. Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ сост. Е. А. Донченко. – Архангельск : АО ИППК РО, 2011. – 66 с.
6. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений / С. Н. Теплюк. –М. : ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
7. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : НИО, Аверсэв, 2013. – 416 с.