ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
2.1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
2.2 ОСОБЕННОСТИ НОРМ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВ
ГЛАВА 3 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
3.1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ
3.2 КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящей работе будут рассмотрены механизмы административно-правового регулирования административных правоотношений, а также сами административные правоотношения как один из видов правоотношений на территории Республики Беларусь.
Административно-правовые отношения являются неотъемлемой частью общественных отношений и имеют определенные особенности, которые отличают их от других видов правоотношений. Они достаточно значительны, поскольку на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера происхождения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, то есть их правовая база. Выделены предмет и метод административного права, которые обеспечивает необходимую основу для разграничения конкретных правовых отношений. Административное право является самостоятельной отраслью правовой системы Республики Беларусь. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и способу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.
Актуальность данной темы заключается в том, что административные правоотношения являются наиболее сложным институтом административного права. А переход от системы государственного управления к условиям рыночных отношений все усложнил еще больше. Поэтому принципиально важно понять суть административного права в целом и средства административно-правового регулирования в частности.
Объектом исследования данной работы стал комплекс общественных отношений, урегулированный нормами административного права.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
При изучении механизма административно-правового регулирования необходимо обратить внимание на такие важные вещи, как его специфика, масштаб и глубина воздействия на сложившиеся на данный момент развития общества и государства общественные отношения. В-первую очередь необходимо отметить, что административное право является отраслью права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в результате осуществления государственно-управленческой деятельности.
Своим действием административное право охватывает чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа именно в этом проявляется многообразие административно-правового регулирования.
А.П.Корнеев определят административно-правовой механизм регулирования как систему административно-правовых средств, которые оказывают воздействие на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества [1, с.50].
Однако в доктрине существуют и еще мнения относительно определения понятия механизма административно-правового регулирования. В частности, Ю.А.Тихомиров определяет административно-правовое регулирование как разновидность государственного регулирования. Он определяет его как механизм императивно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирования [2, с. 73].
Административно-правовое регулирование распространяет свое действие на многие сферы жизни государства и общества и проявляется оно в различных формах своего существования. Так, например, к нему относят: различные виды государственной поддержки; императивные количественные и качественные нормативы; легализующие способы; административные режимы, связанные с обеспечением государственных состояний; административно-функциональные режимы; введение государственной монополии.
ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
2.1 Понятие, виды и структура административно-правовых норм
Во имя самосохранения любое общество вынуждено создавать правила, обеспечивающие его существование и развитие. Эти правила подтверждают существование из определенного порядка в отношениях между членами общества, определяют варианты поведения и тем самым предопределяют установление и соблюдение надлежащего порядка в обществе. Поэтому социальные нормы не только объективно необходимы, но и являются логически обоснованным условием для обеспечения организации общественных отношений.
Социальные нормы являются общепринятыми правилами поведения и нормами деятельности, которые обеспечивают упорядоченность и стабильность социального взаимодействия людей и групп. Как видно из определения, социальные нормы носят общий характер, поскольку они регулируют не отдельные случаи, а типичные и повторяющиеся жизненные обстоятельства, факты и события [5, c.217].
Самый распространенный вид социальных норм - это правовые нормы. Они, как правило, являются обязательными, устанавливаются (или санкционируются) государством и обеспечиваются посредством мер принуждения, применяемых соответствующими субъектами. Правовые нормы являются формальными, поскольку они закреплены в нормативных правовых актах, издаваемых органами и должностными лицами государства, и четко определяют субъективные права и юридические обязанности всех участников правоотношений. С их помощью регулируются наиболее значимые и, следовательно, социальные отношения, которые заслуживают правовой защиты - экономические, политические, социокультурный и т. д.
ГЛАВА 3 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
3.1 Понятие и структура административного правоотношения
В течение всего становления и развития юридической науки проблемы исследования правоотношений в обществе были и остаются актуальными, что, несомненно, относится и к их разновидности – административным правоотношениям, которые постоянно находятся в центре внимания различных специалистов в области административного права, в том числе ученых, исследователей, юристов-практиков и так далее.
Раскрывая проблемы теории административного права в части понимания категории «административные правоотношения», следует отметить, что классическая теория административного права определяет административные правоотношения «как урегулированные нормами административного права общественные отношения, возникающие в сфере осуществления властно-публичной деятельности органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительной деятельности других государственных органов и органов местного самоуправления» [17, с. 4].
Сложность понимания правовой природы категории «административные правоотношения» заключается в том, что с юридической точки зрения данное правовое явление исследуется в сочетании двух подходов: функционального (содержательного) и формально-догматического, что определяет понимание административных правоотношений как облеченных в правовую форму государственно-управленческих отношений, при одновременном исследовании, как управленческого содержания (принадлежность административных правоотношений к государственному управлению), так и правовой формы (связь с нормами административного права) указанных отношений [18, с. 27].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Были изучены: понятие механизма административно-правового регулирования, также были рассмотрены его элементы, такие как:
– принципы административного права;
– административно-правовые нормы;
– акты официального толкования административно-правовых норм;
– акты применения административно-правовых норм;
– административно-правовые отношения.
Также в работе было выделено отдельная глава под такой элемент механизма административно-правового регулирования как административно-правовые отношения. Это обусловлено тем, что данный институт является очень многогранным и в нем заключается вся суть механизма, так как в отсутствие самих отношений, незачем будет и сам механизм их регулирования.
Основными элементами, на основе которых возникают административно-правовые отношения, являются система административного права и механизм государственного управления, являются административно-правовыми нормами.
Они действуют как набор предписаний, закономерностей поведения в правовых отношениях и оказывают активное влияние на ум, волю и поведение людей. Они определяют права и обязанности субъектов административно-правовых отношений, указывают, что запрещено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зарегистрированного в нем предписания, поэтому изучение административно-правовых норм, их структуры и видов, реализации имеет практическое значение, поскольку каждый человек сталкивается с ними в повседневной жизни, более того - часто оказывается участником административных отношений.
1. Коренев, А. П. Административное право. Учебник. Часть 1 / А.П Коренев. – М.: Щит-М, 2017. – 306 c
2. Тихомиров, Ю. А. Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихомиров. – М. 2015. – 698 c.
3. Бахрах, Д. Н. Административное право. Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. – М.: Изд. гр. Норма – Инфра, 2016. – 275c
4. Теория государства и права: Курс лекций / под. ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. – М.:Юристъ, 2017. – 776 c.
5. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2016. – 472 с.
6. Габричидзе, Б.Н.,Чернявский, А.Г. Административное право: учебник / Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. – М.:Проспект, 2019. – 688 с.
7. Манохин, В.М., Адушкин, Ю.С. Российское административное право / .В.М.Манохин, Ю.С.Адушкин. – Саратов:Изд-во Саратовского универ-та, 2016. – 412 с.
8. Крамник, А.Н. Административное право. Ч.1. Управленческое право / А.Н. Крамник, О.И. Чуприс – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – 567 с.
9. Юсупов, В.А. Теория административного права / В.А. Юсупов. – М.: Юрид. лит., 1985. – 160 с.
10. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А. Н. Крамник. - Минск: Тесей, 2017. - 608 с.
11. О дорожном движении: Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 г., с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс] // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
12. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 г. с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс] // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
13. Козлов, Ю.М. Административное право : учебник. / Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов – М, 2018. – 271 с.
14. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 г., с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс] // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
15. Рябцев, Л.М. Административное право : учеб. пособие / Л.М. Рябцев. – Минск : Амалфея, 2019. – 320 с.
16. Козелецкий, И.В. Административное право : учеб. пособие : в 2 ч. / И.В. Козелецки1, А.И. Сухарковой. – Минск : Акад. МВД, 2018. – 438 с.
17. Мицкевич, Л.А. Классическая теория административных правоотношений: современное наполнение / Л.А. Мицкевич // Административные правоотношения: вопросы теории и практики. – № 1/2009. – 2019. – С.3-8.
18. Бородин, С.С., Громыко, С.С. Административное право: Курс лекций. Общая и Особенная часть / С.С. Бородин, С.С. Громыко. – СПб. : ГУАП, 2017. – 432 с.
19. Административное право : учебник / под. ред. Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2018. – 110 с.
20. Костенников, М.В. К вопросу о некоторых актуальных проблемах административного права // Административное право и практика администрирования. – 2017. – № 4. – С. 71-95.
21. Скакун, О.Ф. Теория государства и права: учебник / О.Ф. Скакун. – Х. : Консум, 2017. – 379 с.
22. Лапина, М.А. К вопросу о сущности и структуре (составе) административных правоотношений / М.А. Лапина // Административные правоотношения: вопросы теории и практики. – № 1. – 2019. – С. 14-15.
23. Теория государства и права : учебник для юридических вузов / под ред. А.С. Пиголкина. – М. : Городец, 2016. – 363 с.
24. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / под ред. проф. М.Н. Марченко. – Том 1. – М. : Зерцало, 2018. – 456 с.