ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь гарантии жилищных прав граждан установлены на конституционном уровне. Так, в соответствии с частью второй статьи 21 Конституции Республики Беларусь все граждане имеют право на достойный уровень жизни, включая нормальные жилищные условия, а также их улучшение. Согласно статье 48 Конституции Республики Беларусь «граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья».
Статья 1 Конституции Республики Беларусь, определяя белорусское государство как социальное, обязывает его держать ориентир на социальный стандарт, который не только обеспечивает минимум благ цивилизации и социальных гарантий, но и планомерно поднимает общий уровень жизни граждан.
В Послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 21.04.2011 «Предприимчивость, инициатива и ответственность каждого - достойное будущее страны» в разделе «О государственной социальной политике в новых условиях» отмечено, что «признаком благополучия любой семьи является наличие у нее собственного благоустроенного жилья».
Право на жилье не является правовой абстракцией. Государство содействует гражданам в реализации гарантированных Конституцией Республики Беларусь жилищных прав.
Для осуществления прав и свобод необходим механизм реализации. Но даже при наличии такого механизма могут возникнуть препятствия и нарушения как со стороны должностных лиц государства, так и со стороны других лиц. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические гарантии защиты нарушенных прав и свобод человека, так как защита прав и свобод человека - обязанность государства.
Вышеизложенное и обусловило выбор темы курсового исследования.
Цель курсового исследования состоит в комплексном анализе правовых норм, актуальных теоретических и правоприменительных проблем в области реализации и защиты жилищных прав, особенностями реализации и защиты жилищных прав; разработке и научном обосновании предложений, направленных на совершенствование законодательства и правоприменения в данной сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, содержание права на жилище, правовое обеспечение права на жилище.
- охарактеризовать Участие государства в осуществлении конституционного права на жилище.
В последние годы ученые-правоведы уделяют все больше внимания проблеме изучения правовой природы, сущности и содержания конституционного права граждан на жилище.
В частности, исследуются понятие и правовая природа конституционного права граждан на жилище в современных условиях [19, с. 31], проводится сравнительный анализ «прежних и нынешних конституционных норм права на жилище» [22, с. 3], появляются обобщающие теоретико-правовые исследования [18, с. 43].
Однако далеко не все аспекты конституционного права граждан на жилище должным образом исследованы, остается немало дискуссионных вопросов, требующих скорейшего разрешения. Как справедливо указывается в литературе, «недостаток исследований феномена права на жилище сказывается, в первую очередь, на состоянии жилищного законодательства в целом» [1, с. 22].
Ведущие отечественные специалисты в области правового обеспечения прав и свобод граждан Е. А. Лукашева [12], В. С. Нерсесянц [11], В. Д. Перевалов [21] и др. по содержанию включают право на жилище в состав социальных прав, направленных на обеспечение и защиту потребностей и интересов человека, считают его «одним из аспектов обеспечения достаточного уровня жизни».
Более того, Е. А. Лукашева полагает, что в современных условиях права, содержащиеся в Конституции государства и важнейших международно-правовых документах по правам человека, относятся к основным правам человека, «составляют стержень правового статуса индивида» [13, с. 112]. Исходя из этого представляется, что право граждан на жилище, безусловно, может быть отнесено к категории основных прав человека.
При этом необходимо принимать во внимание, что практическая реализация нормы о праве каждого на жилище неразрывно связана с политической и правовой ситуацией в стране, финансовыми резервами государства.
Е. В. Богданов справедливо указывает на то, что «государство приняло
на себя обязанности по созданию условий для осуществления гражданами права на жилище, поскольку не может быть права без соответствующей обязанности и, наоборот, обязанности без корреспондирующего ей права». Следует согласиться с изложенной автором позицией. Е. В. Богданов также
приходит к выводу о том, что «граждане и государство находятся в правовой
связи, то есть в правоотношениях. Однако праву на жилище и правоотношениям, элементом которого оно является, присущи весьма специфические свойства» [1, с. 23].
Как уже отмечалось, согласно ст. 48 Конституции граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья [8, ст. 48].
Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.
Никто не может быть произвольно лишен жилья.
В соответствии со ст. 4 ЖК Президент Республики Беларусь в области жилищных отношений:
- определяет основные направления жилищной политики Республики Беларусь;
- принимает решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами;
- принимает решения о передаче в порядке исключения в собственность граждан служебных жилых помещений государственного жилищного фонда;
- определяет порядок предоставления жилых помещений специального служебного жилищного фонда и пользования ими;
- определяет условия предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве, реконструкции или приобретении жилых помещений, а также категории граждан, имеющих право на ее получение;
- определяет иные, не предусмотренные главой 17 ЖК, категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования, условия их предоставления и пользования ими;
- определяет основания и порядок предоставления служебных жилых помещений государственного жилищного фонда, не предусмотренные главой 18 ЖК;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, ЖК и иными законодательными актами [5, ст. 4].
Издаваемые Президентом Республики Беларусь нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, входят в систему жилищного законодательства Республики Беларусь.
Концептуальные положения жилищной политики в условиях перехода к рыночной экономике содержатся в Национальной жилищной программе, утвержденной по поручению Президента Республики Беларусь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.05.1999 № 640 (далее - Национальная жилищная программа).
Права и обязанности граждан и организаций в области жилищных отношений возникают вследствие действий (бездействия) граждан и организаций или наступления событий, с которыми акты законодательства связывают возникновение прав и обязанностей граждан и организаций в области жилищных отношений, в том числе на основании:
- договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему;
- актов государственных органов, в том числе местных исполнительных и распорядительных органов;
- судебных решений, установивших права и обязанности в области жилищных отношений;
- членства в организациях застройщиков, товариществах собственников [5, ст. 22].
Основаниями для возникновения права владения и пользования жилым помещением являются:
- право собственности;
- членство в организации застройщиков;
- договор найма или поднайма жилого помещения;
- завещательный отказ;
- договор пожизненного содержания с иждивением;
- письменное соглашение о признании членом семьи;
- иные основания, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами [5, ст. 23].
Письменные соглашения о признании членом семьи и о порядке пользования жилым помещением, а также дополнительные соглашения к ним заключаются при предоставлении права владения и пользования жилым помещением или в процессе проживания в простой письменной форме, подлежат регистрации в районном, городском, поселковом, сельском исполнительных комитетах, местной администрации района в городе и считаются заключенными с момента их регистрации.
Письменные соглашения о признании членом семьи и о порядке пользования жилым помещением могут быть расторгнуты по соглашению сторон с соблюдением порядка, путем заключения дополнительных соглашений либо путем одностороннего отказа от исполнения соответствующего соглашения в случае, если возможность такого отказа предусмотрена данными соглашениями.
При расторжении письменных соглашений о признании членом семьи и о порядке пользования жилым помещением в случае одностороннего отказа от их исполнения одна из сторон этих соглашений должна известить в письменной форме другую сторону об их расторжении.
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилье - основа потребления и быта, и нет другого такого товара, который бы так сильно стимулировал труд, сбережения и потребительские расходы. Удовлетворение потребности в жилье - одна из материальных предпосылок, которая обеспечивает человеку место его постоянного пребывания, является средством организации его семьи, домашнего хозяйства, отдыха. Наличие жилья - важное условие активного участия гражданина в трудовой, политической, экономической и культурной жизни общества.
Согласно Конституции Республики Беларусь человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства, а гарантии их реализации – высшей целью общества и государства. К таким правам, наряду с другими, в силу ст. 48 Конституции отнесено и право граждан Республики Беларусь на жилище. Гарантирование реализации любого конституционного права, в том числе и права на жилище, означает, что государство принимает на себя те или иные обязательства и берется обеспечивать их всеми имеющимися в его распоряжении силами и средствами, в том числе и посредством формирования действенной системы юридических средств, образующих механизм осуществления и защиты жилищных и связанных с ними прав и интересов граждан.
Реализация конституционного права на жилище, наряду с другими отраслями права, осуществляется в нормах гражданского и жилищного законодательства, хотя гражданское и жилищное законодательство Республики Беларусь не содержит понятие «жилище», которое носит в известном смысле собирательный характер. Под этим термином обычно понимают помещение, в котором живут, можно жить.
, в настоящее время одновременно с накоплением опыта практического применения правовых норм, регулирующих право граждан на жилище, продолжается теоретическое осмысление проблем правовой природы, сущности и содержания права на жилище. Проблема доктринального определения права граждан на жилище существует. Это вызывает необходимость дальнейшего осуществления научного исследования различных аспектов конституционного права граждан Республики Беларусь на жилище, включая формы и гарантии его реализации. Этот процесс чрезвычайно важен не только для теории права, но и оказывает непосредственное влияние на разработку правовых основ и концепций современной государственной жилищной политики на федеральном уровне и на уровне субъектов Республики Беларусь.
Право на жилище обеспечивается системой жилищного законодательства.
1. Богданов, Е. В. Природа и сущность права граждан на жилище / Е. В. Богданов // Журнал российского права. – 2003. – № 4. – С. 22-25.
2. Герасимов, Р. А. Конституционное право на жилище и механизм его реализации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Герасимов Р. А. – СПб. : Изд-во юрид. ин-та, 2006.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 дек. 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 октяб. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона от 30 декабря 2015 г., № 343-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
4. Грудцына, Л. Ю. Конституционное право граждан на жилище. Неприкосновенность жилища / Л. Ю. Грудцына // Адвокат. – 2006. – № 7. - С. 34-38.
5. Жилищный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 28 августа 2012 г., № 428-З : принят Палатой представителей 31 мая 2012 года : одобр. Советом Респ. 22 июня 2012 года. : в ред. Закона Республики Беларусь от 10 января 2015 г., № 244-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
6. Комаров, С. А. Личность. Права и свободы. Политическая система / С. А. Комаров, И. В. Ростовщиков. – СПб., 2002. – 340 с.
7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л. А. Окунькова. – М. : Наука, 1994. – 500 с.
8. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2016. – 48 с.
9. Крашенинников, П. В. Жилищное право / П. В. Крашенинников. – М. : Наука, 2000. – 315 с.
10. Кухарчик, Н. А. Алгоритм учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий [Электронный ресурс] : [по состоянию на 03.10.2014 г.] / Н. А. Кухарчик // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
11. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства / В. С. Нерсесянц. – М. : Норма, 1999. – 630 с.
12. Права человека : учеб. для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. – М. : Наука, 2001. – 312 с.
13. Проблемы общей теории права и государства : учеб. для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М. : Наука, 1999. – 540 с.
14. Пчелинцева, Л. М. Проблемы исследования природы и содержания конституционного права на жилище / Л. М. Пчелинцева // Конституционное и муниципальное право. – 2004. – № 2. – С. 11-14.
15. Савицкий, В. В. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Республики Беларусь [Электронный ресурс] : [по состоянию на 03.03.2013 г.] / В. В. Савицкий // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
16. Седугин, П. И. Жилищное право : учеб. / П. И. Седугин. – 2-е изд. – М., 2000. – С. 14–17.
17. Седугин, П. И. Жилищное право : учеб. / П. И. Седугин. – М. : Наука, 1997. – С. 19–20.
18. Сергеев, А. Г. Конституционное право на жилище. Теоретико-правовой аспект / А. Г. Сергеев// Юридический мир. – 2009. – № 10. - С. 43-44.
19. Скрипко, В. Р. Конституционное право граждан Российской Федерации на жилище / В. Р. Скрипко // Государство и право. – 2002. – № 12. – С. 31–39.
20. Скрипко, В. Р. Право граждан Российской Федерации на жилище / В. Р. Скрипко // Государство и право. – 1996. – № 2. – С. 29-32.
21. Теория государства и права / под общей ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – 2-е изд. – М. : Наука, 2002. – 732 с.
22. Титов, А. А. Конституционные и законодательные основы права граждан на жилище / А. А. Титов // Жилищное право. – 2001. – № 3. – С. 3–13.
23. Фаршатов, И. А. Жилищное законодательство: Практика применения, теоретические вопросы / И. А. Фаршатов. – М. : Наука, 2001. – 237 с.
24. [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : http://www.bankreferatov.ru/referats/ . Дата доступа : 24.04.2016.