ВВЕДЕНИЕ
Наша страна имеет свою многовековую историю развития. Актуальность темы выбранной работы определило то, что каждый отрезок времени насыщен своими как крупными, так и менее значительными событиями. Особенный интерес для нас вызывает ХХ век, «дыхание» которого можно ощущать и сейчас. Начало века по «плотности» событий было впечатляющим. Это и первая мировая война, две революции (февральская и октябрьская), провозглашение БНР (и споры вокруг этого), БССР, ее конституционное развитие и «превращение» в Республику Беларусь. В любом современном государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра всей правовой системы. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, оптимально фиксирующий существующие отношения и одновременно определяющий вектор дальнейшего развития общества и государства, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Еще более ответственная задача – реализовать закрепленные в нем принципы и нормы.
Объектом исследования выступают общественные отношения сложившиеся, сложившиеся в процессе закрепления основ конституционного строя.
Предметом курсовой работы являются конституции Белорусской ССР.
Основными задачами работы выступают:
– изучение конституционного процесса в период образования и существования Белорусской ССР;
– изучение положений Конституций 1919, 1927, 1937, 1977 годов; законодательства, регулирующего конституционно-правовые отношения;
– формирование знаний о процессе, государственного и правового развития Белоруссии.
– анализ исторического хода событий в их хронологической последовательности и выделение закономерностей этого процесса;
– приобретение навыков и умений по изучению правовых источников, отдельных институтов и отраслей права с целью оценки прошлых достижений и выделения закономерностей развития права.
При написании работы изучены конституции и конституционные акты Советской Белоруссии, работы авторов: Василевича, Р.А., Т.И. Довнар, И.А. Юхо, А.Н. Пугачева, В.Е. Чиркина, учебники по конституционному праву и истории государства и права Беларуси. При рассмотрении конституционного развития в Беларуси учеными традиционно проводится детальное изучение порядка и особенностей закрепления основ конституционного строя, прав и свобод личности, образования и компетенции центральных и местных органов государственной власти. Работа Г. А. Василевича, Т. И. Довнар, И. А. Юхо «История конституционного права Беларуси» является первой попыткой изложить в хронологическом порядке процесс развития конституционного права, начиная с отдельных норм древних грамот и привилеев, содержавших нормы обычного права, регулировавших структуру и компетенцию органов государственной власти, до раз витой системы конституционно-правовых норм, послужившей фундаментом для разработки Конституции Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА
1.1 Роль и понятие Конституции
Важным структурным элементом государства является конституционно-правовое пространство. Оно обусловлено существующей в данной стране экономической и политической системой, режимом власти, государственным устройством, правовой действенностью существующего в ней законодательства. Термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio», т.е. «устанавливаю», «учреждаю» [1, с. 7]. Отчѐт эры конституционализма начался сравнительно недавно, а первая писаная конституция появилась на американском континенте. Она была выработана и ратифицирована Конвентом США в 1787 году. В 1791 году были приняты конституции Польши и Франции, которым принадлежит слава первых конституций Старого Света.
Под конституцией понимают законодательный акт (или совокупность наиболее важных законов), которым определяется организация высших органов государства, порядок осуществления ими своих функций, их взаимоотношения, компетенция, а также основы положения индивида по отношению к государственной власти. Обычной практикой стало принятие письменного текста конституции. Но, в то же время, неписаные конституции имеют Великобритания, Израиль и Новая Зеландия. Нормы современных конституций могут быть сведены к трѐм основным блокам регулирования:
- права и свободы граждан;
-структура и порядок функционирования органов государственной власти, их взаимоотношения;
- учѐт развития региональных и универсальных норм международного права. В странах, где есть писаные конституции, осуществляется конституционный контроль, т.е. проверка соответствия конституции актов и действий органов и учреждений публичной власти.
Конституция – ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина. Демократическая сущность конституции будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом. Часто конституции принимаются в острейшей политической борьбе, поэтому конституции – итог компромисса между правящими силами и оппозицией.
Наряду с идеологическими и политическими свойствами любая конституция обладает и юридическими свойствами, поэтому ее часто называют ядром правовой системы. При этом следует иметь в виду, что сама конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам.
ГЛАВА 2 Конституционное оформление создания Белорусской Советской Республики
Свое первоначальное русло Конституция Беларуси берет с образования Великого Княжества Литовского. С 1588 по 1840 гг. на территории ВКЛ действовали Статуты этого государства. Поэтому и конституционное оформление создания Белоруской Советской Республики и ее первой конституции будем рассматривать в тесной связи с историческими процессами.
С первых дней Февральской буржуазно-демократической революции в Беларуси начали формироваться новые органы власти.
В Минске 3-4 марта 1917 г. на совещании представителей городской думы, губернских и уездных земских органов, органов местного управления был создан Комитет общественного порядка и безопасности, который стал подчиняться Временному правительству в Петрограде. Гражданским комендантом г. Минска был избран Председатель губернской земской управы Самойленко.
4 марта в Минске был образован Совет рабочих депутатов и избран Временный комитет Совета, Председателем которого стал Б.П. Позерн, а его заместителем И.Е. Любимов. Была создана городская милиция во главе с М.В. Фрунзе. Милиция освободила из тюрьмы всех политических заключенных, разоружила полицию. Советы стали создаваться в других городах, уездах, воинских частях. 8 марта в Минске состоялось первое объединенное заседание Минского Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором был избран новый исполнительный комитет Минского Совета.
20-23 апреля 1917 г. в Минске был проведен Первый съезд крестьянских депутатов Минской и Виленской губерний. Съезд избрал исполком Совета во главе с Фрунзе.
В марте-апреле 1917 г. активизировалась деятельность белорусских национально-освободительных организаций. Весной 1917 г. были созданы 23 таких организаций, которые объединяли в своих рядах около 25 тысяч человек. Наиболее крупными и влиятельными среди них были: "Белорусская партия народных социалистов", "Белорусская христианская демократия", "Белорусский союз земельных собственников", возобновившая свою деятельность "Белорусская социалистическая громада".
25-27 марта 1917 г. в Минске состоялся съезд белорусских национальных организаций, в работе которого приняли участие около 150 человек. Съезд избрал Белорусский национальный комитет (далее - БНК) в качестве центра, вокруг которого должны были объединиться все организации на платформе борьбы за автономию Беларуси в составе демократической России.
ГЛАВА 3 Вторая и третья Конституции БССР
3.1 Конституция БССР 1927 года.
Социально-экономические и политические изменения, которые произошли за период с 1919 г. (второе провозглашение БССР, образование СССР, укрупнение территории республики) потребовали разработки новой (второй) Конституции БССР, которая была принята VIII Всебелорусским съездом Советов в апреле 1927 г.
Конституция БССР 1927 года, как и конституции всех республик, вошедших в состав Союза, была составлена на основе Конституции СССР 1924 года. Поскольку все важнейшие законодательные акты республики контролировались соответствующими партийными структурами в Москве, то и проект Конституции БССР предварительно обсуждался в комиссии фракции ВКП (б) Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. Окончательно проект Конституции БССР был утвержден VIII Всебелорусском Съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 11 апреля 1927 г. Конституция состояла из 13 глав и 76 статей.
I. Общие положения. II. О предметах ведения Всебелорусского съезда Советов и ЦИК БССР. III. О Всебелорусском съезде Советов IV. О ЦИКе БССР. V. О СНК БССР. VI. О народных комиссариатах БССР VII. О предметах ведения местной власти VIII. О съездах Советов. Об исполнительных комитетах. X. О Советах рабочих, крестьянских и народных депутатов XI. Об избирательном праве. XII. О производстве выборов. XIII. О гербе, флаге и столице БССР.
Принятая на VIII Всебелорусском Съезде Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов 11 апреля 1927 года, Конституция БССР отразила целый ряд новых положений. В статье 5 Конституции для подтверждения социалистического характера государства закреплялась государственная собственность на все земли, леса, недра, воды, фабрики, заводы и др. Оговаривался в Конституции вопрос о статусе БССР в связи с образованием СССР: БССР сохраняла право свободного выхода из Союза. Конституция четко определяла суверенные права БССР: принимать и изменять конституцию республики, создавать свои органы власти и управления. Верховную власть представлял Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами – Центральный Исполнительный Комитет БССР. Одним из важнейших участков работы ЦИК и его Президиума было наблюдение за строгим приведением в жизнь Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов, съездов Советов Белоруссии и других центральных органов Советской власти всеми учреждениями, организациями и гражданами.
ГЛАВА 4 Конституция БССР 1977 года
Причины принятия четвертой Конституции БССР:
1. Изменения, происшедшие в экономической, социальной и политической жизни общества после принятия Конституции БССР 1937 г.;
2. Наличие большого количества нормативно-правовых актов в области конституционного законодательства;
3. Принятие новой Конституции СССР 1977 г.
Была создана Конституционная комиссия Верховного Совета БССР в 1977 г. для подготовки проекта новой Конституции и Редакционная комиссия в 1978 г. – по подготовке окончательного текста проекта Конституции. Председателем этих комиссий был первый секретарь ЦК КПБ П.М. Машеров. Весь ход работы над проектом Конституции шел под непосредственным руководством первых лиц партийного и государственного аппарата республики.
14 апреля 1978 г. Верховный Совет БССР принимает Конституцию и объявляет о ее введении с 14 апреля 1978 г. Конституция БССР 1978 г., имея много общего с Конституцией 1937 г., отличается от последней и структурой, и содержанием. В новой Конституции БССР, помимо глав и статей, есть еще четко названные разделы, что облегчает пользование текстом, значительно увеличено количество статей (172 вместо 122), статьи о правах, свободах и обязанностях помещены во втором разделе Конституции, тогда как аналогичные статьи в Конституции БССР 1937 г. содержатся в восьмой главе.
Высшим законодательным органом был Верховный Совет БССР. Согласно Конституции расширялся круг лиц, участвующих в управлении государством благодаря снижению возраста, дающего право быть избранным в Верховный Совет БССР – с 21 года до 18 лет (ст. 85). Совет Министров БССР являлся правительством. Местными органами государственной власти и управления были местные Советы и их исполкомы.
В Конституции СССР было провозглашено построение развитого социализма и общенародного государства. Эти положения нашли отражение и в Конституции БССР. К сожалению, она имела такие недостатки, как излишняя декларативность, отсутствие конкретных механизмов ее исполнения. В качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась компартия, что было прямо закреплено в соответствующих статьях Конституции. Органы государственной власти, по существу, были придатком единственной партии, действовавшей в обществе.
В Конституции БССР 1978 года фиксировалась принадлежность всей власти народу, который осуществляет ее через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все иные государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Однако при этом в другой статье указывалось, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.
Заключение
Уже сравнительно в систематизированном виде первые конституционные нормы белорусского права были изложены в Статутах Великого Княжества Литовского 1529, 1566, 1588 гг. Статут 1588 г. закладывал начала государственного строя и порядка управления, закреплял систему органов власти, являясь, по существу, Конституцией государства [7, с. 49].
За всю историю развития Беларуси как самостоятельного независимого государства было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 г.). История конституционного развития Белоруссии начинается с 1919 года, когда была принята первая Конституция нашей страны и продолжается и ныне, когда действует пятая Конституция 1994 года.
Важнейшей проблемой политико-правового развития Беларуси является конституционный процесс, его адекватность потребностям общественного развития. Ведь правовые нормы могут как содействовать прогрессу, так и сдерживать общественное развитие.
Как правило, появление новой конституции всегда сопровождается существенными изменениями в жизни общества, подводит итог предшествующему развитию, знаменует качественно новый этап в истории государства, отражает утверждение новых идеологических концепций или совершенствование существующих. В нашей стране причинами появления новых конституций были:
- Необходимость принятия конституции возникла при образовании нового государства. Если брать в расчёт первую Конституцию БССР 1919 года, то она не предусматривала суверенности новообразования и ни о какой реальной государственности речи не было. Принятие в 1994 году Конституции суверенного государства произошло уже в условиях состоявшийся независимости, берущей начало с 1991 года – момента распада СССР, где наша республика была на правах субъекта федерации [4, с.3].
2) Конституция появилась как результат оформления нового политического и социально-экономического строя. Конституция Беларуси 1994 года оформила переход от социалистической системы (предусмотренной Конституцией БССР 1978 года) к несоциалистическому общественному строю.
В каждой стране конституция имеет свою историю становления и проходит, как правило, ряд этапов пока достигнет определенного совершенства. Современная Конституция Республики Беларусь также сложилась не сразу. Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была непосредственно закреплена в Конституции. Конституция провозгласила Беларусь республикой Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, отменила частную собственность на землю и другие средства производства, закрепила равные права и обязанности граждан республики.
1. Василевич, Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь: конституционно-правовой статус: Учеб. пособие / Г.А.Василевич. – Минск, 1998. – 232 с.
2. Василевич, Г.А. Конституционный процесс в Беларуси, России, Украине: общее и особенное/ Г.А.Василевич // материалы межд. научно-практич. конф., Минск, 29 - 30 марта 2001 г.: С. 3 -5.. c.3
3. Хабриева, Т.Я., Чиркин, В.Е. Теория современной конституции. – М.: Норма, 2005. – 320 с.
4. Пугачёв, А.Н Причины появления новых конституций / А.Н. Пугачев // Учреждение образования «Полоцкий государственный университет» ales.puhachou@tut.by.
5. Чиркин, В.Е. Сравнительное конституционное право: Уч. пособие / Отв. ред. В.Е. Чиркин. – М.: Междунар. отношения, 2002. – 448 с.
6. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – В 2 т. Т.1 – М.: Юристъ, 2005. – 719 с.
7. Гісторыя канстытуцыйнага права Беларусі. / Р. А. Васілевіч, Т. І. Доўнар, І. А. Юхо – Мн.: ВТАА «Права і экономіка». 2001. – 362 с.
8. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г. А. Василевич. – Мн.: Книжный Дом, 2010. – 768 с.
9. Конституция (Основной закон) Белорусской Социалистической Советской Республики в редакции от 11 апреля 1927 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: pravo.by, дата доступа 25.03.2016.
10. Василевич, Г.А. Конституционные реформы в Беларуси на рубеже XX и XXI столетия. / Г.А.Василевич // Новейшая история (1991-2006). Государство, общество, личность. Мат-лы междун. Науч. – практ. конф. (29 сентября 2006, Минск). Минск, Белорусская наука, 2006. – С. 17-24.
11. Василевич, Г.А. Конституционное развитие Республики Беларусь: прошлое и настоящее. Первые Конституции БССР / Г.А.Василевич // Советская Белоруссия. - 1999. - 16 марта.