ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь гарантии жилищных прав граждан установлены на конституционном уровне. Так, в соответствии с частью второй статьи 21 Конституции Республики Беларусь все граждане имеют право на достойный уровень жизни, включая нормальные жилищные условия, а также их улучшение. Согласно статье 48 Конституции Республики Беларусь «граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья».
Статья 1 Конституции Республики Беларусь, определяя белорусское государство как социальное, обязывает его держать ориентир на социальный стандарт, который не только обеспечивает минимум благ цивилизации и социальных гарантий, но и планомерно поднимает общий уровень жизни граждан.
В Послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 21.04.2011 «Предприимчивость, инициатива и ответственность каждого - достойное будущее страны» в разделе «О государственной социальной политике в новых условиях» отмечено, что «признаком благополучия любой семьи является наличие у нее собственного благоустроенного жилья».
Право на жилье не является правовой абстракцией. Государство содействует гражданам в реализации гарантированных Конституцией Республики Беларусь жилищных прав.
Для осуществления прав и свобод необходим механизм реализации. Но даже при наличии такого механизма могут возникнуть препятствия и нарушения как со стороны должностных лиц государства, так и со стороны других лиц. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические гарантии защиты нарушенных прав и свобод человека, так как защита прав и свобод человека - обязанность государства.
Вышеизложенное и обусловило выбор темы курсового исследования.
Дети обладают не полным объемом дееспособности в гражданских, семейных и жилищных правоотношениях, поэтому механизм реализации и защиты жилищных прав ребенка должен отличаться от механизма реализации, охраны и защиты жилищных прав совершеннолетних граждан. Осуществление прав несовершеннолетних лиц (в том числе жилищных) имеет ряд особенностей, основанных прежде всего на том, что большинство прав ребенка реализуется действиями законных представителей, а также участием в правоотношениях органов опеки и попечительства, иных органов, на которые законом возложена обязанность по защите прав детей.
Специфика правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и особенности реализации ими жилищных прав определяют актуальность исследования проблем реализации жилищных прав ребенка.
ГЛАВА 1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕМЬЕ
Жилищное законодательство довольно подробно регламентирует жилищные отношения с участием несовершеннолетних, предусматривая как меры их непосредственной защиты, так и порядок восстановления прав несовершеннолетних по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан Республики Беларусь, закрепленное в Конституции - развивается в жилищном законодательстве.
Согласно Конституции Республики Беларусь человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства, а гарантии их реализации – высшей целью общества и государства. К таким правам, наряду с другими, в силу ст. 48 Конституции отнесено и право граждан Республики Беларусь на жилище. Гарантирование реализации любого конституционного права, в том числе и права на жилище, означает, что государство принимает на себя те или иные обязательства и берется обеспечивать их всеми имеющимися в его распоряжении силами и средствами, в том числе и посредством формирования действенной системы юридических средств, образующих механизм осуществления и защиты жилищных и связанных с ними прав и интересов граждан.
Реализация конституционного права на жилище, наряду с другими отраслями права, осуществляется в нормах гражданского и жилищного законодательства, хотя гражданское и жилищное законодательство Республики Беларусь не содержит понятие «жилище», которое носит в известном смысле собирательный характер. Под этим термином обычно понимают помещение, в котором живут, можно жить [8, ст. 2, 48].
В гражданском и жилищном законодательстве вместо понятия «жилище» используется термин «жилое помещение», которое в силу официального толкования представляет собой помещение, предназначенное и пригодное для проживания [1, ст. 1]. Не вызывает сомнений взаимосвязь правовых категорий «жилище» и «жилое помещение», на что не раз указывалось в юридической литературе. При этом можно с уверенностью утверждать, что жилое помещение – разновидность жилища, но с особым правовым режимом. По отношению к нему как к объекту гражданских и жилищных прав официально устанавливаются нормативы и требования, отражающие достигнутый в обществе уровень жилищной обеспеченности, исходя из существующих социально-экономических условий и представлений о потребностях человека. И только помещение, соответствующее таким официально установленным нормативам, признается государством жилым помещением.
ГЛАВА 2 ЗАЩИТА (ОБЕСПЕЧЕНИЕ) ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Статья 1 Конституции Республики Беларусь провозглашает наше государство унитарным демократическим социальным и правовым, что подразумевает принятие на себя широких обязанностей по обеспечению достойного существования и развития граждан, в том числе социально незащищенных слоев населения [8, ст. 1].
Правовая охрана детства является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на воспитание и достойное проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), путем предоставления им пенсий, пособий, бесплатного содержания и воспитания в детских интернатных учреждениях, а также предоставления жилых помещений или сохранения за ними жилых помещений, в которых они проживали в качестве члена семьи нанимателя или собственника жилого помещения.
Согласно Закону Республики Беларусь от 21.12.2005 № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон):
- к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (абз. 2 ст. 1);
- к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей (абз. 3 ст. 1);
- лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания (абз. 4 ст. 1) [20].
ГЛАВА 3 ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Особенности правового статуса несовершеннолетних в жилищной сфере определяются семейным и гражданским законодательством РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) несовершеннолетний имеет право жить и воспитываться в семье и право на совместное проживание с родителями. Пункт 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) конкретизирует названные права: местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов. Место жительства несовершеннолетних определено самим законом: несовершеннолетний постоянно (преимущественно) проживает вместе со своими законными представителями (п. 1, 2 ст. 20 ГК РФ). В жилищных правоотношениях «проживает» вместе с законными представителями равнозначно «пользуется» жилым помещением законных представителей. Представляется, что каждый несовершеннолетний, реализуя свое право на совместное проживание с законными представителями, имеет право пользования жилым помещением законных представителей [25].
Право ребенка на совместное проживание с законными представителями «выводится» из анализа п. 2 ст. 54 СК РФ, п. 2 ст. 20 ГК РФ. Полагаем, что это самостоятельное право несовершеннолетнего, которое носит «межотраслевой» характер. Оно взаимосвязано с правом законных представителей на избрание места пребывания и жительства, с правом указанных лиц и самого несовершеннолетнего на конкретное жилое помещение, но не зависит от них. Законные представители могут воспользоваться своим правом свободного выбора места жительства: изменить город проживания; улучшить жилищные условия; переехать из общежития в собственную квартиру. Сам ребенок может быть собственником отдельного жилого помещения. Но место жительства несовершеннолетнего до 14 лет «привязывается» к месту жительства его законных представителей. Признавая право несовершеннолетних постоянно проживать вместе с законными представителями, законодатель стремится обеспечить реализацию «наилучших интересов ребенка» [7, с. 78]. Совместное проживание с законными представителями способствует в том числе более эффективной реализации личных и имущественных прав и интересов ребенка, их защите.
При раздельном проживании родителей место жительства ребенка определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения (или если оно нарушает интересы детей) суд сам определяет место жительства несовершеннолетнего «исходя из интересов детей» (п. 3 ст. 65 СК РФ) по месту жительства одного из законных представителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бессмысленно говорить о несовершеннолетних членах семьи как о самостоятельных субъектах, поскольку они не могут проживать отдельно от своих родителей. Однако анализ нормативных правовых актов позволяет установить, что законодательство довольно подробно регламентирует жилищные отношения с участием несовершеннолетних, предусматривая как меры их непосредственной защиты, так и порядок восстановления прав несовершеннолетних по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан Республики Беларусь, закрепленное в Конституции - развивается в жилищном законодательстве.
Наряду с закреплением права каждого ребенка жить в семье, знать своих родителей, а также права на их заботу, совместное с ними проживание (за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка) определена и норма, дающая ребенку право выбора одного из родителей для совместного проживания по достижении им десяти лет. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, при невозможности передать его на воспитание в семью определяется в государственные и негосударственные детские интернатные учреждения на патронатное воспитание.
Для того, чтобы приватизировать занимаемое жилое помещение, в котором проживают несовершеннолетние граждане, граждане, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, необходимо получить согласие (разрешение) органов опеки и попечительства.
Применительно ко всем видам договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда наниматель имеет безоговорочное право на вселение в занимаемое им жилое помещение только своих несовершеннолетних детей. Именно поэтому в п. 1 ст. 55 ЖК прописано право нанимателя требовать внесения изменений в договор найма жилого помещения при предоставлении права владения и пользования занимаемым им жилым помещением своим несовершеннолетним детям.
При рассмотрении исков о расторжении договора найма жилого помещения и выселении ответчиков с несовершеннолетними детьми суды должны привлекать к участию в деле органы опеки и попечительства и в случае необходимости получать заключения этих органов об условиях проживания ребенка по новому месту жительства.
В соответствии с действующим Жилищным кодексом Республики Беларусь и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Беларусь граждане имеют право самостоятельно состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента приобретения полной дееспособности.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 дек. 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 октяб. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона от 30 декабря 2015 г., № 343-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
2. Гультяева, Н. Н. Порядок приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда [Электронный ресурс] : [по состоянию на 14.01.2014 г.] / Н. Н. Гультяева // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
3. Жилищный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 28 августа 2012 г., № 428-З : принят Палатой представителей 31 мая 2012 года : одобр. Советом Респ. 22 июня 2012 года. : в ред. Закона Республики Беларусь от 10 января 2015 г., № 244-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
4. Защита прав ребенка в современной России [Текст] / Под ред. Нечаевой А. М. – М. : ИГП РАН, 2008. – С. 107 - 109;
5. Кирсанов, А. Р. Правовое регулирование имущественных отношений в жилищной сфере [Текст] // Судья. – 2008. – № 2. – С. 22-25.
6. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 278-З : принят Палатой представителей 3 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г., № 331-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016
7. Конвенция ООН о правах ребенка [Текст] // Международные акты о правах человека: Сборник документов. – М., Юридическая литература, 2002. – С. 78-86.
8. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2016. – 48 с.
9. Литовкин, В. Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). [Текст] – М. : Проспект. 2008. – 356 с.
10. Михеева, Л. Ю. Опека и попечительство: Теория и практика [Текст] – М. : Волтерс Клувер. 2008. – 420 с.
11. О защите жилищных прав несовершеннолетних [Текст]: [Письмо Министерства образования РФ от 20 февраля 1995 г. № 09-М] // Вестник образования. – 1995. – № 8. – С. 23; О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних [Текст]: [Письмо Министерства образования РФ от 9 июня 1999 г. № 244–26–5] // Вестник образования. – 1999. – № 8. – С. 19.
12. О правах ребенка [Электронный ресурс] : 19 ноября 1993 г., № 2570-XI : в ред. от 12 декабря 2013 г., № 84-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
13. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 года [Текст]: [Постановление Президиума Верховного Суда от 23 ноября 2005 г.] // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2006. – № 3. – С. 34.
14. Определение Верховного Суда РФ от 25.05.2007 № 86-В07-3 [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2007. - № 9. - С. 30-34.
15. Осипова, С. В. Правовое значение разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с жилыми помещениями с участием несовершеннолетних [Текст] // Семейное и жилищное право. – 2006. – № 2. – С. 23-26.
16. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации [Текст] / Под ред. Крашенинникова П. В. – М. : Статут, 2005. – 480 с.