ВВЕДЕНИЕ
Человек управляется
неизменными законами;
как существо, одаренное умом, он
беспрестанно нарушает законы,
установленные Богом, и изменяет те,
которые сам установил.
Шарль Луи де Монтескье.
Важным элементом государственной политики является обеспечение безопасности личности, общества и государства. Особую значимость этот вопрос приобрел в конце XX - начале XXI в. в связи с ростом преступности, ухудшением ее количественных и качественных характеристик. Государству необходимо положительно влиять на преступность. По Платону, мудрый законодатель предупредит преступление, чем впоследствии осуществлять наказание за его совершение.
В современных условиях существенно возрастает качество нормативных правовых актов и их надлежащее применение. Жизнь, в силу охватившего мир процесса глобализации, развития информационных технологий, становится все более и более динамичной. Поэтому необходимо развивать правовую систему, как в русле позитивных тенденций, так и оперативно реагировать на имеющиеся дефекты в законодательстве, а еще лучше — не допускать их.
Введение криминологической экспертизы проектов законов в Беларуси явилось практической реализацией идеи о том, что сдерживание роста преступности может осуществляться не только на уровне правоохранительных органов, органов исполнительной власти, общественных объединений, но и на уровне законодательного органа.
Актуальность темы выбранной работы определило то, что криминологическая экспертиза проектов нормативных правовых актов является принципиально новой мерой в системе мероприятий общеспециального предупреждения преступности.
Цель и задачи исследования. Целью работы закрепление полученных знаний по курсу «Криминалистика», более глубокое изучение и раскрытие понятия и принципов регламентации криминалистической экспертизы проектов нормативно – правовых актов в белорусском законодательстве; определение юридических признаков экспертизы и правил ее проведения, изучение криминалистической экспертизы проектов нормативно – правовых актов как одной из мер профилактики правонарушений.
ГЛАВА 1 РЕГЛАМЕНТАЦИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ
1.1 Нормативное регулирование проведения криминалистической экспертизы проектов нормативно – правовых актов.
Зарождением основных начал криминологической экспертизы проектов нормативно – правовых актов можно считать Концепцию совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденную Указом Президента Республики Беларусь [1]. В перечне важнейших мер по реализации положений Концепции было указано на необходимость разработки методик определения криминологических последствий принятия нормативных правовых актов.
А основополагающие положения о криминологической экспертизе впервые были закреплены в Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [2] (далее - Закон). Указанный Закон предусматривает криминологическую экспертизу проектов декретов и указов Президента Республики Беларусь; проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь; изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроект в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь; проектов нормативных правовых актах министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь; исполнительных и распорядительных местных органов, других государственных органов; проектов нормативных правовых актов местных Советов депутатов.
В соответствии с Законом обязательной криминологической экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование общественных отношений в финансово-экономической сфере, в сферах государственной службы, судебной и правоохранительной деятельности, социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
В Законе записано, что проведение криминологической экспертизы проектов законов возлагается на Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, а декретов и указов Президента Республики Беларусь и постановлений Правительства – Министерство юстиции Республики Беларусь.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
2.1 Методика и порядок проведения криминологической экспертизы, оформление ее результатов
Положением установлены сроки проведения криминологической экспертизы: месяц со дня получения Научно-практическим центром проекта закона с сопроводительными материалами к нему, если иной срок не установлен Президентом, Администрацией Президента, а криминологическая экспертиза проекта закона, рассмотрение которого в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь предполагается объявить срочным (объявлено срочным), проводится в трехдневный срок со дня получения Научно-практическим центром проекта закона с сопроводительными материалами к нему.
С учетом времени, необходимого для проведения криминологической экспертизы, срок предоставления законопроектов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь увеличен до трех месяцев.
Результаты проведения криминологической экспертизы, согласно третьей главе Положения, должны оформляться в виде заключения. Требования, предъявляемые к содержанию заключения, определяются основными задачами криминологической экспертизы законопроекта.
В Положении закреплено требование о том, что заключение криминологической экспертизы подлежит обязательному рассмотрению, определены субъекты, которые обязаны его рассматривать, а также организовывать доработку проекта закона, если в нем выявлены нормы, реализация которых может повлечь возникновение рисков криминогенного характера.
Глава 3 Положения о порядке проведения криминологической экспертизы содержит нормы, касающиеся заключения криминологической экспертизы. Так, в заключении должны содержаться:
- информация о том, когда и кем проект правового акта представлен на криминологическую экспертизу (когда и кем правовой акт принят (издан) и представлен на криминологическую экспертизу);
- информация об участии в проведении криминологической экспертизы специалистов государственных органов и иных организаций (в случае их привлечения в установленном порядке Научно-практическим центром);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Криминологическая экспертиза – исследование содержания проекта правового акта (правового акта) в целях выявления в нем норм, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение криминогенных последствий в различных сферах общественных отношений.
На сегодняшний день можно утверждать, что институт криминологической экспертизы в Республике Беларусь достаточно полно регламентирован соответствующими нормативными правовыми актами. В частности, правовые и организационные основы криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов (нормативных правовых актов) закреплены в:
- Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в результате внесенных в него в 2004 году изменений и дополнений;
- Указе Президента Республики Беларусь от 29.05.2007 № 244 «О криминологической экспертизе» (вместе с Положением о порядке проведения криминологической экспертизы);
- Указе Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 № 230 «О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы» Кроме того, государственным учреждением «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», разработаны Методические рекомендации по проведению криминологической экспертизы проектов законов Республики Беларусь.
Основные задачи криминологической экспертизы проектов законов:
– объективное и всестороннее прогнозирование возможности возникновения рисков криминогенного характера в процессе применения законов, соответствующее современному развитию криминологической науки;
– подготовка научно обоснованных предложений об устранении выявленных в проектах законов недостатков, способствующих возникновению рисков криминогенного характера;
– формирование предусмотренного в законах системно согласованного правового регулирования, исключающего возникновение рисков криминогенного характера.
Проведение криминологической экспертизы осуществляется на основе принципов:
- объективности, полноты и всесторонности;
- научной обоснованности и достоверности;
- оценки криминогенности проекта закона с учетом его регулятивной направленности, функционального содержания, форм реализации, а также субъектов и порядка применения;
1. О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь, 10.апр.2002 № 205 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
2. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» : Закон Республики Беларусь, 01.нояб.2004 № 321-З // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
3. Корзик, В.Ф. Правовые основы криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь: учебный материал / В.Ф. Корзик, Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2009. –– 42 с.
4. О создании государственного учреждения : Указ Президента Республики Беларусь, 03.авг.2006 № 482 (в ред. Закона от 01.окт.2014) // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
5. О криминологической экспертизе законов Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь, 29 мая 2007 г. № 244 с Положением о порядке проведения криминологической экспертизы проектов законов Республики Беларусь // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
6. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь, 10.янв.2000 № 361-З (в ред. Законам от 02.07.2009) // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
7. О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы : Указ Президента Республики Беларусь, 06.июн.2011 № 230 (в ред Закона 17.июл.2015) // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
8. Методические рекомендации по проведению криминологической экспертизы проектов законов Республики Беларусь : приказ Генерального прокурора Республики Беларусь, 17.сент.2007 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
9. Полящук, Н.А. Правовые и организационные аспекты криминологической экспертизы в Республике Беларусь / Н.А.Полящук // Юстиция Беларуси. – 2011. - № 11. – с.32-33.
10. Кузуров, Д.В. Актуальные вопросы нормотворческой деятельности в Республике Беларусь / Д.В. Кузуров // Право Беларуси. – 2006. – № 1. – С. 77–78
11. Бородин, С.В. О криминологической экспертизе законов и иных нормативно-правовых актов / С.В. Бородин, В.В. Лунеев // Государство и право. - 2002. - № 6. - с. 42.
12. Барановский, Н.А. Методология криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов / Н.А. Барановский // Юстиция Беларуси. - 2006. - № 5. - С. 68 - 71., с. 69.
13. Шаповалова, В.О. Обзор правового форума «Актуальные вопросы криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов» / В.О.Шаповалова // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
14. Василевич, Г.А. Антикоррупционная экспертиза нормативно - правовых актов – требование времени / Г.А. Василевич // Юстиция Беларуси. - 2010. - № 7. - С. 23.
15. Шевчук, Н.Н. Понятие, предмет и объект криминологической экспертизы / Н.Н. Шевчук // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2009.- №10. – с.205-207.
16. Барановский, Н.А. Методология криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов / Н.А. Барановский // Юстиция Беларуси. - 2006. - № 5. - С. 68 - 71.
17. Барановский, Н.А. Использование научной категории криминального риска при криминологической экспертизе проектов законов / Н.А. Барановский // Юстиция Беларуси. - 2008. - № 8. - С. 65 - 68.
18. Ситникова, А.И. Криминологическая экспертиза как составляющая экспертологии уголовно-правовых норм / А.И. Ситникова // Государство и право. - 2010. - № 12, С. 42-44.