Информация на сегодняшний день является наиважнейшей ценностью как для общества в целом, так и отдельной личности в частности. Информация присуща всем слоям и сферам жизнедеятельности человека: политике, экономике, образованию, культуре, здравоохранению, безопасности, досугу, развлечению и т. д.
Всеобщность информационного пространства требует обеспечение ее защиты. С развитием информационного общества совершенствуются и способы нарушения информационной безопасности. Поэтому безопасность в информационной сфере приобретает особую роль. Каждое государство в отдельности, а также мировое сообщество в целом не только принимают, но и постоянно модернизируют различные меры защиты информации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере уголовно-правовой охраны информационной сферы.
Предметом исследования является действующее законодательство Республики Беларусь, научные исследования, учебные материалы и материалы периодической печати, посвященные вопросам уголовной ответственности за преступления в информационной сфере.
Целью настоящего исследования является теоретический анализ информационных преступлений, а также разработка предложений и рекомендаций, которые могли бы служить теоретическими предпосылками для дальнейшего совершенствования законодательства Республики Беларусь в этой области.
Указанная цель определяет задачи исследования:
1. исследовать понятие информационной сферы как сферы правового регулирования;
2. охарактеризовать понятие и признаки информационных преступлений;
3. проанализировать виды преступлений в сфере информации.
В настоящее время не существует единого правового понятия «информационная сфера».
Информационная сфера представляет собой сферу обращения информации: сферу деятельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации [9, c. 17].
С другой стороны, информационная сфера интересует нас как сфера правового регулирования. Общественные отношения, подлежащие правовому регулированию в информационной сфере возникают при протекании информационных процессов. В Законе Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» приводится определение понятия информационных отношений.
Информационные отношения – отношения, возникающие при поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, пользовании информацией, защите информации, а также при применении информационных технологий [22].
Бачило И.Л. предлагает следующее определение понятия «информационная сфера». Информационная сфера – это среда оборота информации (производство-распределение-потребление) при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации и информационным системам, где происходит ее оборот [7, c. 21]
Информационная сфера, как и другие сферы общественной жизни (производство, образование, здравоохранение, наука и т.п.) должна подлежать государственному регулированию и управлению, осуществляемыми на основе государственной политики.
Под информационными преступлениями в широком смысле можно понимать общественно опасные деяния, запрещенные УК под угрозой уголовного наказания, совершенные в области информационных правоотношений.
На это обстоятельство впервые обратил внимание Ю.М. Батурин. По его мнению, для выделения «компьютерных преступлений» в самостоятельную группу необходимо установить их единый объект. Однако, сделать это, не смешивая его с ныне выделяемыми в уголовном праве объектами преступлений, трудно. Поэтому понятие «компьютерное преступление» следует рассматривать как социологическую категорию, а не как понятие уголовного права [6, c. 54].
Сошлемся также на Румянцева А.В., который высказал предложение поместить в отдельную главу УК или даже выделить в отдельный раздел, все преступления в информационной сфере. Однако законодатель поместил информационные по своей сути преступления в разные разделы УК, что в какой-то степени затрудняет их анализ и квалификацию [27].
Сходные мысли высказывает и Смолькова И.В., которая предлагает объединить в один межотраслевой правовой институт юридические нормы, регламентирующие правоотношения, складывающиеся по поводу различных видов тайн в связи с наличием в них общего признака — конфиденциальности, а сами нормы имеют общность содержания, целей и принципов [28, c. 81].
Таким образом, можно согласиться с теми авторами, которые под компьютерными преступлениями понимают предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, в которых информация на машинных носителях представляет собой предмет преступного посягательства.
Однако, последствия неправомерного использования данной информации могут быть самыми разнообразными: это не только нарушение правил доступа к компьютерной информации, но и нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, разглашение сведений о частной жизни граждан, государственной и коммерческой тайны, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря фирмой репутации, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия, отрасли и т.д.
Следует отметить, что все более широкое внедрение информационных технологий в различные сферы общественной жизни сопровождается и попытками со стороны некоторых лиц извлечь для себя пользу посредством использования этих технологий преступным путем.
В этой связи законодатель вынужден в целях охраны наиболее важных отношений в информационной сфере устанавливать более строгую (уголовную ответственность), закрепляя различные составы преступлений.
Общественно-опасные деяния в информационной сфере, предусмотренные УК, можно подразделить по родовым признакам на следующие криминологические группы:
1.Информационные преступления против личности.
2. Информационные преступления в сфере экономики.
3. Информационные преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
4. Информационные преступления против государственной власти.
5. Информационные преступления против мира и безопасности человечества [5].
Для сравнения отметим, что в странах Европейского союза все компьютерные преступления разделены на следующие криминологические группы: экономические компьютерные преступления, компьютерные преступления против личных прав и неприкосновенности частной сферы, компьютерные преступления против общественных и государственных интересов [12, c. 123].
В классификацию компьютерных преступлений, используемой Интерполом также входят также такие преступления, как мошенничество с платежными средствами, телефонные мошенничества, хищение информации, составляющей коммерческую тайну и др.[27].
УК содержит широкий спектр норм, предусматривающих ответственность за незаконные деяния в информационной сфере. Они содержаться как в отдельной главе «Преступления против информационной безопасности», так и в отдельных статьях, размещенных в иных главах УК.
Проведенное исследования позволило сформулировать следующие выводы.
1. Информационная сфера представляет собой сферу обращения информации: сферу деятельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации.
В науке информационного права существуют различные взгляды на определение понятия «информационная безопасность». Раскрытие информационной безопасности в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь имеет существенное значение. Данное понятие является первичным и основным для определения компетенции государственных органов по обеспечению информационной безопасности, а также установлению государственной политики в информационной сфере. На наш взгляд, данное понятие является наиболее удачным.
2. В Республике Беларусь имеется огромной комплекс нормативных правовых актов, в том числе и международных договоров, регулирующих отношения в сфере информационной безопасности. Многими учеными предлагаются различные меры по совершенствованию данного законодательства, в том числе выдвигаются идеи о выделении информационной безопасности в качестве подотрасли информационного права. На наш взгляд, данные предложения являются оправданными.
В Республике Беларусь существует необходимость принятия Концепции информационной безопасности Республики Беларусь, которая бы комплексно урегулировала данную сферу отношений. Прежде чем принять такую Концепцию, необходимо определить вопросы, которые будут регулироваться в ней.
На наш взгляд в данной Концепции должно быть закреплено следующее: государственная политика в сфере обеспечения информационной безопасности, меры защиты информации, виды и источники угроз в сфере информационной безопасности, первоочередные мероприятия по обеспечению информационной безопасности. В данную Концепцию возможно и включение ряда других вопросов касающихся информационной безопасности, однако все они должны развивать и дополнять Конституцию Республики Беларусь и Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь.
1. Абламейко, М.С. Правовое обеспечение информационной безопасности при формировании информационного общества в Республике Беларусь / М.С. Абламейко, Д.А. Марушко // Весці Нацыянальнай Акадэміі Навук Беларусі. Серыя гуманітарных навук. – 2011. – № 4. – С. 39-45.
2. Абламейко, М.С. Правовые проблемы построения информационного общества в Республике Беларусь: теория и практика: дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / М.С. Абламейко. – Белорусский государственный университет. – Минск, 2012. – 129 с.
3. Арсентьев, М. В. Состояние информационной безопасности в России / М. В. Арсентьев; В. И. Байков // Информационные ресурсы России. – 2003. – № 2. – С. 19-21.
учеб. / А.Н. Асаул, М.П. Войнаренко, П.Ю. Ерофеев. – СПб.: «Гуманистика», 2004. – 448с.
5. Баньковский, А.Л. Деятельность органов государственной безопасности Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности в информационной сфере [Электронный ресурс] / А.Л. Баньковский, О.С. Макаров, Е.Е. Богословский // Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы. – 2009. – Режим доступа: http://belisa.head.by/ru/print/?brief=fr60. – Дата доступа: 20.05.2016.
6. Батурин, Ю.М. Проблемы компьютерного права / Ю.М. Батурин. – М.: Юридическая литература, 1991. – 272 с.
7. Бачило, И.Л. Информационное право: Учебник / И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А. Федотов [и др.]; под ред. Б.Н. Топорнина. – 2-е изд., с изм. и доп. – СПб.: Изд-тво Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. – 725 с.
8. Боричевская, В.В. Уголовно-правовые аспекты обеспечения информационной безопасности в Республике Беларусь / В.В. Боричевская // Гуманітарна-эканамічны Веснік. – 2010. – № 2. – С. 56-65.
9. Галатенко, В.А. Основы информационной безопасности / В.А. Галатенко. – М.: Изд-во «Интернет-университет информационных технологий – ИНТУИТ.ру», 2003. – 280 c.
10. Городов, О.А. Информационное право: учеб. / О.А. Городов. – М.: Проспект, 2009. – 256 с.
11. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г., одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15 июля 2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
12. Жданов, Ю.Н. Европейское уголовное право: Перспективы развития / Ю.Н. Жданов, Е.С. Лаговская. – М.: Международные отношения, 2001. – 232 с.
13. Информационная безопасность как составляющая национальной безопасности государства: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 11-13 июля 2013 года: в 3 т. / Ин-т нац. безопасности Респ. Беларусь; редкол.: С.Н. Князев (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2013. – Т. 2. – 332 с.
14. Исабаев, Б. Обеспечение информационной безопасности Республики Казахстан: политико-правовой аспект [Электронный ресурс] / Б. Исабаев // Адэм элемі. – 2011. – № 1(47) – Режим доступа: http://www.elibrary.kz/databases/statia/detail.php?ID=130038&sphrase_id=27350. – Дата доступа: 17.04.2016.