ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1 МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ РАЗВИТИЯ
1.2 ПРЕДПОСЫЛКИ, ЦЕЛИ, ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
2.1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
2.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ДЛЯ СТРАН-ЧЛЕНОВ
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Последние несколько десятилетий система международных отношений продолжает меняться. Одной из ключевых составляющих формирующегося международного порядка является европейский региональный порядок, который проходит в настоящий момент этап глубокой трансформации, связанной как с переменами международной системы в целом, так и структурной перестройкой европейских сообществ. Формирование европейского регионального комплекса является сложным международно-политическим процессом, в основе которого лежит целый комплекс политических, социальных, экономических, культурно-исторических и иных факторов. Начиная со второй половины ХХ столетия политической и институциональной основой отношений как между государствами-участниками европейского регионального комплекса, так и их связей с остальным миром являлся Европейский союз.
Однако сегодня ЕС находится в состоянии системного кризиса, о чём свидетельствует не отступающий финансово-экономический спад, а также порождённый им кризис социально-политических структур и моделей управления, создавший угрозу существования самого Союза. Институциональные проблемы усугубляются на фоне кризисных явлений в таких чувствительных зонах как экономика и безопасность, а также неопределённости внешней среды. Все эти факторы подрывают способность ЕС играть определяющую роль в построении европейского регионального порядка, всё больше смещая акценты в сторону отдельных стран, обладающих наибольшим потенциалом в формировании международной повестки дня и способных давать эффективный ответ современным вызовам и угрозам.
Построение стабильной архитектуры европейской системы безопасности является одним из столпов европейского регионального порядка, однако в настоящий момент различные подходы сторон подтверждают сохранение политических и идейных барьеров по линии Восток – Запад. В контексте роста угроз безопасности не теряет актуальности трансатлантическое партнёрство, хотя жёсткий курс США и их стремление закрепить своё лидерство в Европе зачастую встречает крайнее неодобрение со стороны европейских партнёров. Важную роль также неизбежно играет российский фактор, поскольку Россия культурно-исторически, экономически и институционально неразрывно связана с Европой и является неотъемлемой частью европейского регионального комплекса.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1 Международная экономическая региональная интеграция: понятие, формы развития
Международная экономическая интеграция – это процесс объединения экономик соседних стран в единый экономический комплекс, основанный на глубоких и стабильных экономических связях между их компаниями [1, c. 2-5].
Международная экономическая интеграция – это процесс национального экономического и политического единства, основанный на развитии глубоких стабильных отношений и разделения труда между национальными экономиками, их репродуктивными структурами на всех уровнях взаимодействия в различных формах [5, c. 287].
Например, отношения между американскими компаниями с канадскими и мексиканскими компаниями (многие из которых являются филиалами американских транснациональных корпораций) неуклонно росли или между западноевропейскими компаниями в последние десятилетия.
Интеграционное объединение – это экономический блок, созданный для регулирования интеграционных процессов между его государствами-членами. В настоящее время в мире существует несколько десятков интеграционных объединений. В развитых странах это, прежде всего ЕС и НАФТА, в развивающихся-Меркосур, в Латинской Америке и АСЕАН, в Юго-Восточной Азии, в странах с переходной экономикой-СНГ, в Азиатско-Тихоокеанском регионе-АТЭС [3, c. 256].
В настоящее время интеграционные процессы наиболее полно отражаются в формировании европейского союза. США, Канада и Мексика нацелены на создание общего экономического пространства в обозримом будущем. Боливия, Колумбия, Перу и Венесуэла стремятся создать общий Андский рынок. Растет также межгосударственная интеграция в Юго-Восточной Азии, Африке, арабском мире и Центральной Америке.
Интеграционные процессы сильно различаются по своей природе, глубине и интенсивности. В основном это региональные, но в то же время межрегиональные интеграционные процессы. Например, в последнее время интенсивно развивается экономическое взаимодействие между Северной Америкой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, изучается возможность присоединения Японии к интеграции США, Канады и Мексики. Также обсуждается вопрос создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА [7, c. 7-17].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
2.1 Современные тенденции развития европейской интеграции
Становление и развитие Европейского союза на протяжении всей его истории противоречат друг другу и сталкиваются с объективными и субъективными препятствиями. Тем не менее, в целом, период постепенного развития и углубления европейской интеграции, который трудно найти в своей истории, не подвергся резкой критике и не вызвал ожесточенных споров внутри и за пределами ЕС. Как отметил Жан Монне, «Европа будет опираться на кризис, который в конечном итоге станет результатом их решения» [27, с. 43-49].
Среди основных тенденций развития Европейского Союза за 2017-2018 гг. можно установить следующие направления:
1 успехи и неудачи популистов;
2 единство Европейского Союза;
3 изменение баланса сил в Европейском Союзе Великобритании.
1 успехи и неудачи популистов. В Европейском Союзе в 2017 году правые популистские партии и движения сыграли значительную роль, и были также серьезные опасения по поводу их возможного успеха на национальных выборах. Принципиальная борьба развернулась на парламентских выборах в Нидерландах, Австрии и Германии, а также на президентских выборах в Австрии и Франции.
На фоне Брексита и растущей террористической угрозы очень популярными стали антиинтеграционные и антииммиграционные лозунги. Одной из серьезных ошибок Европейского Союза была неспособность донести до рядовых граждан идеи и цели интеграции, а также принципы их реализации. Отсутствие налаженного взаимодействия с населением и гражданским обществом в Европе активно используется популистскими партиями, которые обвиняют ЕС и его чиновников во всех неудачах и кризисах, которые затронули как отдельные страны, так и ЕС в целом. Вслед за Найджелом Фараджем о необходимости покинуть Евросоюз или серьезно ограничить его полномочия, вернув их на национальный уровень, заявили Марин Ле Пен, претендовавшая на пост президента Франции, и Герт Вильдерс во время парламентской кампании в Нидерландах. Представители Австрийской партии свободы (АПС), в том числе кандидат в президенты Норберт Хофер, а также лидеры немецкой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) также раскритиковали ЕС. Во всех четырех случаях представители евроскептиков получили значительную поддержку на выборах, но только АдГ и АПС смогли добиться желаемого результата. Следует отметить, что их повестка дня была сосредоточена на вопросах иммиграции, которые остаются очень актуальными для Германии и Австрии, а критика ЕС была на втором месте. Однако даже в случае неудачи популистские антииммиграционные лозунги, приправленные антиинтеграционной риторикой, остаются популярными среди значительной части населения ЕС. Однако в решающий момент население отдает предпочтение более традиционным силам, которые в большей степени гарантируют стабильность.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
В настоящее время в Европе происходит несколько трансформационных процессов, некоторые из которых неизбежны и необратимы. Результат таких действий не всегда предсказуем и часто бывает неожиданным. Именно с этой целью Еврокомиссия сформулировала свое видение возможного развития Европы и перспективы ее будущего. Во многом разногласия между ними зависят от выбора решений, которые будут принимать лидеры ЕС.
Эксперты ЕС также винят последствия изменения климата, плохих погодных условий и даже быстрого распространения гриппа в 2018.
Сценарий 1. ЕС медленно и постепенно внедряет реформы
Эта ситуация предполагает, что сохранение текущего процесса развития будет связано с небольшими плавными изменениями в функционировании ЕС. Комиссия заявила, что «продвижение» обеспечит «постепенный прогресс». «Этот выбор основан на согласии правительств проникнуть на единый рынок ЕС, объединить некоторые военные возможности и действовать сообща по иностранным делам. Ключевые обязанности, такие как управление границами, по-прежнему будут подотчетны правительствам.
К 2025 году ЕС планирует сосредоточиться на рабочих местах, экономическом росте и инвестиционном развитии, увеличив инвестиции в цифровую, транспортную и энергетическую инфраструктуру. Также 90% запланированной государственной помощи будет находиться под контролем государственных, региональных и местных органов власти.
Эта версия также отслеживает некоторые «скрытые угрозы», такие как фразы» большинство европейцев могут путешествовать через границу, не останавливаясь на проверке». Эти фразы указывают на проблемы с безвизом в Шенгенской зоне. «Для решения новых задач необходимо постоянно совершенствовать управление границами» – предупредил комитет. В противном случае некоторые страны могут поддержать целенаправленный внутренний контроль».
Сценарий 2. Европейский союз укрепляет рынки каждой страны.
В этом контексте Европейская комиссия фокусируется на децентрализации и отдельных странах. Аргументом в этом случае является более активная координация действий по основным вопросам, в том числе: миграционная политика, оборона и безопасность в рамках ЕС.
С одной стороны, эта программа развития имеет преимущество в снижении регулирования ЕС и снижении нормативного бремени. Поэтому для каждой крупной инициативы планируется отменить несколько нормативных актов. В то же время комитет был недоволен этим выбором, отметив, что «решения могут быть более понятными, но с ограниченной способностью действовать коллективно».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему «Современные интеграционные процессы в Европе» выполнена по материалам исследований учёных в области мировой экономики.
При исследовании сущности и форм международных интеграционных процессов, было установлено, что международная экономическая интеграция – это процесс национального экономического и политического единства, основанный на развитии глубоких стабильных отношений и разделения труда между национальными экономиками, их репродуктивными структурами на всех уровнях взаимодействия в различных формах. Более тесным форматом сотрудничества является таможенный союз. Она характеризуется отменой ограничений внешней торговли в рамках интеграционных объединений, установлением единых таможенных пошлин и реализацией единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
Цели международной экономической интеграции зависят от формы интеграции. При формировании зон свободной торговли и Таможенного союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся расширить рынок, создать благоприятную торговую среду, не допуская выхода на рынок конкурентов из третьих стран.
Референдум в Великобритании оказал огромное влияние на все европейское политическое пространство и потребует институциональной и политической перестройки структуры ЕС Хотя сама природа политической системы не изменилась, Brexit изменил структуру "по вальсу", перераспределяя материальные и силовые ресурсы между различными центрами власти, нарушая тем самым баланс сил между ключевыми игроками. Такая ситуация обусловливает необходимость поиска принципиально новых концептуальных, институциональных и политических конструкций региональных структур в Европе.
Расширение сотрудничества с Европой является главным приоритетом для любой развивающейся страны. Именно поэтому сегодня разрабатываются принципы создания «единого европейского пространства», разрабатывается долгосрочная программа развития связей не только в сфере внешней торговли, но и научно-технического сотрудничества.
Исследование перспектив развития Европейского Союза позволило установить, что ожидается укрепление еврозоны и принятие единой валюты многими странами, что позволит им быстрее реагировать на новые решения и координировать их применение. Европейский союз имеет общую внешнюю политику, которая представляет интересы и пожелания всех государств-членов. Европейский парламент заключает международные соглашения с ЕС. Европейский Союз обороны создается на основе принципов НАТО. Европейский союз продолжает бороться с глобальным потеплением и остается донором материальной помощи.
1 Альпидовская, М. Л., Свитич А. А. Национальные экономические интересы как приоритет в программе модернизации национальной экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 20. – С. 2-5.
2 Байков, А. А., Дымова, Л. А. Выход Великобритании из ЕС и устойчивость европейской региональной структуры // Современная Европа. – №3. – 2017. – С. 37-46.
3 Байков, А. А. Сравнительная интеграция. Практика и модели интеграции в зарубежной Европе и Восточной Азии. – М.: НОФМО-Аспект Пресс, 2012. – 256 с.
4 Богатуров, А. Д. Международные отношения и внешняя политика России. – М.: Аспект-Пресс, 2017. – 480 с.
5 Введение в прикладной анализ международных ситуаций / под ред. Т. А. Шаклеиной. 2-ое изд. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 287 с.
6 Вег-Проссер Б. Международные последствия референдума о выходе Британии из ЕС // Доклад международного дискуссионного клуба Валдай. – 2016. – 10 с.
7 Воронина, Л. И. Совершенствование таможенной системы Российской Федерации как фактор обеспечения национальных экономических интересов в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – № 3. – С. 7-17.
8 Гришина, И. В., Голубкин, И. В. Система отраслевых приоритетов привлечения иностранных инвестиций: учет национальных интересов России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – № 11. – С. 2-15.
9 Громыко, А. А. Новая реальность и европейская безопасность // Современная Европа. – №5. – 2016. – С. 5-10.
10 Данилов, Д. А. Отношения России с Европейским союзом в условиях фундаментального кризиса европейского порядка // Европейский путь для России: за и против / Д.С. Алексеев и др.; отв. ред. А.В. Акульшина. –Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. – С. 61-72.
11 Европейский союз. – Режим доступа: https://europarlamentti.info/ru/Evropeyskiy-soyuz.
12 Евразия.эксперт. – Режм доступа: https://eurasia.expert/ekonomika-evrosoyuza-v-2019-godu.
13 Показатели экономики Европейского союза. – Режим доступа: https://ru.tradingeconomics.com/european-union/indicators.
14 Кавешников, Н.Ю. «Гибкая интеграция» в Европейском Союзе» // Международные процессы. – 2011. – Т. 9. – №2 (26). – С. 58-69.
15 Кавешников, Н.Ю. Некоторые последствия Brexit для развития Европейского Союза // Вестник МГИМО-Университета. – 2016. – №6 (51). – С. 24-30.
16 МВФ / Международный валютный фонд. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/.
17 Незамайкин, В. Н. Глобализация и национальные интересы России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 24. – С. 21-25.
18 Никитина, Ю. А. ОДКБ и НАТО: проблемы взаимодействия // Вестник МГИМО-Университета. – 2011. – № 6 (21). – С. 26-27.
19 Орлов, А. И. Солидарная информационная экономика – инструмент реализации национальных интересов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – № 33. – С. 2-10.
20 Положение о председательстве в Содружестве Независимых Государств, (Решение Совета глав государств СНГ, 10.10.2008, г. Бишкек). Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text? doc=2515.
21 Порядок подготовки и проведения заседаний экспертных групп по согласованию проектов документов СНГ (Решение Совета министров иностранных дел СНГ, 9 октября 2008 года, г. Бишкек). – Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=2503.
22 Референдум о членстве Британии в Евросоюзе: ход, итоги и последствия. Ч. I. / под ред. Ананьевой Е.В., Бударгина А.В. М.: Институт Европы РАН, 2016. – 74 с.
23 Решение об оптимизации деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ (Совет глав правительств СНГ, г. Кишинев 14.11.2008) Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/ index.html#reestr/view /text?doc=2552.
24 Санькова, С. М. Государственные реформы и национальный интерес: взгляд из XIX в. / Национальные интересы: приоритеты и без-опасность. – 2011. – № 22. – С. 69-76.
25 Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (Решение Совета глав правительств СНГ, 14.11.2008, г. Кишинев) // Исполнительный комитет СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru /index.html#reestr/view/text?doc=2533.
26 Шумский, Н.Н. Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции. – Минск.: Беларуская навука, 2010. – 323 с.
27 Хапилин, С. А. Обеспечение национальных экономических интересов России в условиях глобализации: таможенный аспект// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – № 3 (288). – С. 43-49.
28 Brown W. S. Jean Monnet: Unconventional Statesman. Lynne Rienner Publ., 2011. – 279 p.