ВВЕДЕНИЕ
Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся химическими знаниями, необходимыми для повседневной жизни, производственной деятельности, правильного поведения в окружающей среде. Однако среди естественнонаучных дисциплин химия выделяется тем, что при ее изучении требуется усвоение большого объема фактического материала, в том числе различных правил, законов (например, необходимо знать основные металлы, неметаллы, их валентности и степени окисления, важнейшие реакции, периодический закон, электрохимический ряд напряжений, тривиальные названия важнейших соединений и др.). Кроме того, от современного школьника, как в последующем и от студента, требуется умение оперировать представлениями об объектах невидимых и, следовательно, для этого необходимо иметь развитое воображение. В связи с этим у многих обучающихся этот предмет вызывает значительные трудности восприятия.
Одним из возможных путей решения этой проблемы, а также для профориентации хороших учеников в школе является предоставление им возможности понять многие закономерности протекания химических реакций. С этой целью проводятся факультативы по химии.
Актуальность исследования. В настоящее время проблемы методики обучения представляются чрезвычайно актуальными в силу низкого интереса многих учащихся к обучению вообще и химии в частности.
Цель исследования – изучить факультативный курс «Строение и свойства органических веществ», выявить связь курса с основной программой.
Для достижения поставленной цели был обозначен ряд задач:
- рассмотреть понятие и основные аспекты факультативных занятий;
- исследовать методику преподавания факультативных занятий;
- выявить связь курса “Строение и свойства органических веществ” с основной программой;
– рассмотреть основные методы и приемы преподавания курса “Строение и свойства органических веществ”.
Объект исследования – методика преподавания химии.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ
1.1. Понятие и основные аспекты факультативных занятий
Факультативные занятия определены, как форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, способностями, склонностями, а также повышение познавательной деятельности учащихся [10].
Начиная с пятого класса учащиеся получают возможность участвовать в факультативных занятиях по предметам, выбор которых доброволен. Факультативные занятия позволяют учащимся убедиться в устойчивости своих интересов, глубже знать и критически оценивать свои возможности.
Целями факультативных занятий могут быть:
– подготовка учащихся к централизованному тестированию;
– подготовка одаренных учащихся к олимпиадам;
– общекультурное развитие учащихся;
– приобщение учащихся к исследовательской деятельности;
– коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся;
– формирование и развитие профессиональных компетенций учащихся и др.
Современные факультативы – особая организационная форма учебно-воспитательной работы, отличающаяся и от урока, и от внеклассной работы. В то же время факультативы имеют много общего с уроками и дополнительными занятиями. Как и уроки, факультативные занятия проводятся по утверждённым программам и планам, ведется журнал занятий, занятия идут по расписанию, на этих занятиях применяют общие с уроком методы обучения и формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Сходство с предметными кружками состоит в том, что факультатив, как и кружок, объединяет группу учащихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения. На факультативных занятиях применяются некоторые формы и методы, характерные для внеклассных занятий. Тем не менее преподаватель должен
ГЛАВА 2 МЕСТО КУРСА «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ» В ПРОГРАММЕ ПО ХИМИИ
2.1. Связь курса «Строение и свойства органических веществ» с основной программой по химии
В соответствии с учебным планом в X классе изучается систематический курс органической химии (2 часа в неделю); предусмотрено также изучение органической химии на повышенном уровне (4 часа в неделю). Предлагаемая учебная программа факультативных занятий предполагает сопровождение основного курса и предусматривает изучение материала базовой программы по химии в рамках использования подходов развивающего обучения. Данная учебная программа может быть также реализована и в 11 классе как курс повторения учебного материала по органической химии.
Факультативный курс «Строение и свойства органических веществ» имеет четко выраженную предметную и социокультурную направленность. Он призван поддерживать и сопровождать основной систематический курс химии Х-ХI класса средней общеобразовательной школы, расширяя и углубляя его содержание. В единстве с основным школьным курсом химии факультативный курс будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися важнейших химических понятий, законов, теорий, фактов, методов химической науки с опорой на межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися химического образования как элемента общечеловеческой культуры.
Обращение к трудам и страницам жизненного пути выдающихся ученых является важным фактором гуманизации и гуманитаризации школьного химического образования, которое будет способствовать формированию у школьников целостных представлений об основных этапах становления и развития химии в контексте истории развития общества, науки и культуры. Предлагаемый факультативный курс носит занимательный характер, способствуя формированию у учащихся познавательного интереса и мотивации к изучению химии [11, с. 2].
Ведущие идеи факультативных занятий:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Современные факультативы – особая организационная форма учебно-воспитательной работы, отличающаяся и от урока, и от внеклассной работы. Особенностью факультативной работы является прежде всего дифференцированная работа с каждым учащимся. Работая с относительно небольшим числом заинтересованных учащихся, преподаватель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.
Для привития и поддержания интереса к предмету, развития самостоятельности учащихся необходима такая методика проведения занятий, которая постоянно стимулирует их творческую деятельность. Она должна быть гибкой, обеспечивающей, когда нужно, быструю смену методических приемов, организационных форм обучения. Поэтому на факультативных занятиях возрастает роль проблемности, различных форм самостоятельной работы учащихся, семинарских занятий и т.п. В формировании у школьников представлений и понятий о различных химических явлениях используются следующие группы методов: словесные, наглядные и практические. Каждая группа методов включает родственные виды методов.
Видами словесных методов являются: лекция, рассказ, беседа, объяснение; видами наглядных – изучение с помощью натуральных объектов, изображений объектов, явлений, демонстрации опытов; практических – наблюдение, распознавание и определение признаков, эксперимент.
Изучение факультативного курса «Строение и свойства органических веществ» рассчитано на 35 часов (1 раз в неделю), в ходе которых учащиеся углубляют свои представления об органических веществах, полученные на уроках. Данный факультативный курс разбит на 7 тем, включает 4 лабораторных работы и 8 практических работ, с помощью которых учащиеся смогут углубить свои знания по данной теме: вводятся работы, связанные с синтезом веществ, их анализом, работы по анализу пищевых продуктов, элементы функционального анализа.
1. Бельницкая, Е. А. Химия в жизни человека и в мире профессий / Е.А. Бельницкая, Н. В. Манкевич // Химия для школьников. – 2012. – № 1. – С. 29–34.
2. Борисов, И.Н. Методика преподавания химии в средней школе / И.Н. Борисов. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФР, 1956. – 463 с.
3. Вайзман, Ф. Основы органической химии / Ф. Вайзман. – СПб, 1995. – 210 с.
4. Грандберг, И. И. Органическая химия / И. И. Грандберг. – М. : Дрофа, 2001. – 210 с.
5. Грандберг, И. И. Практические и семинарские занятия по органической химии / И. И. Грандберг. – М. : Дрофа, 2001. – 210 с.
6. Дьякович, С. В. Методика факультативных занятий по химии / С.В. Дьякович. – М. : Просвещение, 1985. – 120 с.
7. Ерыгин, Д. П. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием / Д. П. Ерыгин, А. К. Грабовой. – М : Высшая школа, 1989. – 174 с.
8. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2017/2018 учебном году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5801. – Дата доступа: 12.11.2017.
9. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html. – Дата доступа: 12.11.2017.
10. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asabliva.by/ru/main. – Дата доступа: 12.11.2017.
11. Кузнецов, В. И. Принципы активной педагогики / В.И. Кузнецов. – М. : Просвещение, 2001. – 95 с.
12. Кузьменко, Н. Е. Сборник задач и упражнений по химии / Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин. – М. : ОНИКС 21 век, 2001. – 160 с.
13. Кузьменко, Н.Е. Начала химии (современный курс для поступающих в вузы) / Н.Е. Кузьменко, В. В. Ерёмин, В. А. Попов. – М., 1997. – 160 с.
14. Лахвич, Ф.Ф. Химия в таблицах и схемах / Ф.Ф. Лахвич, О.М. Травникова. – Минск : Аверсэв, 2009. – 120 с.
15. Образовательный стандарт учебного предмета «Химия» (VII–XI классы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html. – Дата доступа: 12.11.2017.
16. Органическая химия / по ред. Н. М. Тюкавкиной. – М. : Дрофа, 2004. – 210 с.
17. Потапов, В. М. Органическая химия / В. М. Потапов. – М : Просвещение, 1995. – 193 с.
18. С чего начинать изучать химию, или как заинтересовать химией. «Круглый стол» на Третьем Московском педагогическом марафоне учебных предметов // Химия (ИД «Первое сентября») – 2004. – №33. – С. 4-10.
19. Сайкс, П. Механизмы реакций в органической химии / П. Сайкс. – М. : Химия, 1991. – 210 с.
20. Тейлор, Г. Основы органической химии / Г. Тейлор. – М. : Мир, 1989. – 210 с.
21. Терней, А. Современная органическая химия / А. Терней. – М. : Мир, 1981. – 260 с.
22. Торосян, В. Ф. Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся / В. Ф. Торосян // Химия в школе. – 2011. – № 9. – С. 2–5.
23. Тюкавкина, Н. А. Биоорганическая химия / Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков. – М. : Дрофа, 2004. – 210 с.
24. Удивительный мир органической химии. XI класс. Пособие для учащихся (Лахвич Ф.Ф., Травникова О.М.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html. – Дата доступа: 12.11.2017.
25. Удивительный мир органической химии. XI класс. Пособие для учителей (Лахвич Ф.Ф., Травникова О.М.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html. – Дата доступа: 12.11.2017.
26. Учебные программы по учебному предмету «Химия» для Х–XI класcов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (повышенный уровень) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html. – Дата доступа: 12.11.2017.
27. Химия: пособие-репетитор для поступающих в вузы / под ред. А.С. Егорова. – Ростов-на-Дону, 2000. – 140 с.
28. Хомченко, Г. П. Пособие по химии для поступающих в вузы / Г. П. Хомченко. – М., 1997. – 160 с.
29. Шиманович, И. Е. Химия : учеб. для 10 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / И. Е. Шиманович [и др.] ; под ред. И. Е. Шимановича. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2013.
30. Шиманович, И.Е. Химия : учеб.для 10-го кл. учреждений общ. сред, образования с рус. яз. обучения / И. Е. Шиманович [и др.] ; под ред. И. Е. Шимановича. – Минск :Адукацыя і выхаванне, 2013.