ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ЕГО МЕСТО СРЕДИ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2 СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
3 ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Представленная тема актуальна в связи с поиском резервов правового обеспечения процесса обновления законодательства, регламентирующего функционирование государственных органов, нового видения конституционно-правового статуса государственных органов.
Исследование проблемы правового положения государственных органов как субъектов правоотношений в современной позволяет более глубоко отразить все многообразие общественных отношений, а также их роль в осуществлении и публичной власти.
Немаловажное значение исследуемому вопросу придают протекающие в настоящее время процессы, связанные с оптимизацией функционирования органов государственного управления посредством перераспределения властных полномочий между государственными органами раз-личных уровней.
Как видно, важность исследования данной проблемы объясняется многими факторами, в том числе и интенсивными правотворческими процессами.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с органами государственного управления.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с органами государственного управления.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с органами государственного управления.
Цель образует задачи:
рассмотреть понятия, связанные с органами государственного управления;
определить особенности, связанные с органами государственного управления.
1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ЕГО МЕСТО СРЕДИ СУБЪЕКТОВ АДМИНИ-СТРАТИВНОГО ПРАВА
Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются. Прежде всего, орган государственной власти устанавливается только государством и в особом порядке. Для органа государственной власти характерно то, что он создается для осуществления задач государственной власти, осуществления деятельности российского государства. Государственный орган имеет определенные права, которые выступают для него и в качестве обязанностей, имеет четко установленную сферу применения этих прав, пределы их территориального использования. Установлено это для того, чтобы орган государственной власти не выходил за рамки своей компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной власти.
Обычно объем компетенции органа государственной власти устанавливается при его создании нормативными правовыми актами - законами, указами, положениями и т.д., которые впоследствии законным порядком могут быть изменены или дополнены. Орган государственной власти обладает самостоятельной компетенцией, чего, как правило, лишены его внутренние подразделения и в силу чего они не могут рассматриваться как самостоятельные государственные органы. Органы государственной власти могут состоять из выборных депутатов или назначенных в установленном законом порядке государственных служащих, осуществляющих от имени государства определенные властные полномочия. Орган государственной власти может быть представлен и в лице одного человека. Это, например, Президент.
2 СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИ-ОННЫЕ ОСНОВЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на:
законодательную;
исполнительную;
судебную.
Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны. Они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть как через представительные и иные государственные органы, так и непосредственно в формах и пределах, определенных Конституцией страны.
Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Тем самым утверждается и реализуется принцип верховенства права.
Высшей ценностью и целью общества и государства в Республике Беларусь являются человек, его права, свободы и гарантии их реализации.
Система органов государственной власти страны включает в себя:
Президента Республики Беларусь (Главу государства);
Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь: Совет Республики и Палату представителей);
Правительство (Совет Министров Республики Беларусь);
суды;
прокуратуру;
Комитет государственного контроля Республики Беларусь;
органы местного управления.
3 ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Классификация позволяет изучить особенности организации и деятельности исполнительных органов, установить закономерности взаимоотношений отдельных органов и правильно их объяснить.
Классификация руководящих органов может быть различной в зависимости от того, какая сторона их организации и деятельности рассматривается в этом случае в качестве основного критерия. Итак, если исполнительный комитет местного совета рассматривается в зависимости от территориальных границ деятельности, то это будет местный орган управления; по характеру компетенции - орган общей компетенции; о порядке решения подведомственных ему вопросов - коллегиальный орган; из источника финансирования - орган финансирования государственного бюджета и др.
При классификации органов управления следует руководствоваться не столько названием самого органа, сколько исходя из его правового статуса, места в общей системе органов управления, а также специфики его организации и деятельности. Существенным признаком является тот, который характеризует деятельность данного или нескольких органов, отличает их от других органов в особую самостоятельную группу с одноименным названием.
В зависимости от правовых основ образования исполнительные органы делятся на:
• органы, созданные на основании Конституции Республики Беларусь (Совет Министров, министерства, государственные комитеты, исполнительные органы местных Советов депутатов и т. Д.);
• органы, образованные по административному распоряжению других государственных органов (администрация объединений, предприятий, учреждений, организаций).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Контрольно-надзорные органы выявляют нарушения правопорядка и законности, применяют санкции к правонарушителям либо ставят вопросы перед компетентными органами об уничтожении допущенных нарушений и привлечении к юридической ответственности виновных лиц. [5, с.76]
В статье 3 Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» установил 12 принципов деятельности органов местного управления и самоуправления [10].
Орган государства выступает Первичным элементом механизма государства. Государственный орган представляет собой звено государственного аппарата, осуществляющее определенные функции государства и наделен в этой связи властными полномочиями. [1, с. 80].
Государство устанавливает права, обязанности, объем ответственности органов государственной власти, а также государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить. Создается государственный орган только государством и может действовать от его имени.
А что же Правительство – Совет Министров Республики Беларусь? Неужели в его деятельности нет основных начал, исходных положений, программ или иных принципов? Конечно же есть.
Находясь на вершине опорной пронизывающей исполнительной вертикали, Правительство Республики Беларусь в совокупности с иными республиканскими органами государственного управления, местными органами управления составляют основу исполнительной власти в стране. Оно сосредотачивает в сфере своего влияния значительную часть управленческой информации, в том числе директивной, принятой на вершине пирамиды власти, и средства государственного принуждения.
1. О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 424З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
2. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. – М. : «АльтаПринт», 2005. – 1239 с.
3. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – М. : Рус. яз., 1990. – Т. 3. – 555 с.
4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с.
5. Бондаренко, Н. Л. Принципы гражданского права Республики Беларусь : моногр. / Л. Бондаренко. – Минск : БГЭУ, 2007. – 179 с.
6. О Национальном собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 июля 2008 г., № 370З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
7. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс] : 29 июня 2006 г., № 139З : принят Палатой представителей 31 мая 2006 г. : одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2016 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
8. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
9. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 1 июля 2010 г., № 142З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
10. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс] : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
12. О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 21 февр. 1995 г., № 3602XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
13. Чиркин, В. Е. Государственное управление. Элементарный курс / В. Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 2001. – 318 с.
14. О приостановлении действия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 1994 г. № 548 [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 2 авг. 1994 г., № 17 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15. Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс. Учебное пособие. / М.Н. Марченко М.: Норма, 2018. 304 с.
16. Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций. / Н.И. Матузов, А.В. Малько - М.: Дело, 2017. 528 с.
17. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2014. 547 с.
18. Основы государства и права: учебное пособие / под. ред. О.Е. Кутафина. М.: Юристъ, 2015. 458 с.
19. Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата/ А. С. Пиголкина 4-е изд., перераб. и доп. М: Издательство Юрайт, 2017. 516 с.
20. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник. Минск : УП «Кн. Дом» : ООО «Интерпрессервис». 832 с.