ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Нарушения речи: понятие, причины возникновения, классификация
1.2 Специфические социальные и психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушением речи
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
2.1 Характеристика деятельности и контингента воспитанников специальной группы для детей с нарушением речи в ГУО «Ясли-сад №86 города Гродно»
2.2 Социально-психологические особенности воспитанников группы детей с нарушением речи
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последнее время все большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развитии. Анализ существующих исследований показывает, что в качестве значимого условия развития личности в целом выступают социально-психологические особенности, которые влияют на поведение, деятельность человека и процесс его взаимоотношения с окружающими людьми. Поскольку формирование социально-психологических характеристик детей дошкольного возраста определяет успешность социальной интеграции лис с нарушениями зрения, то изучение этих характеристик в отношении данной категории приобретает
В специальной психологии сегодня остается открытым следующий вопрос: может ли первичное нарушение (в том числе и речи) оказывать воздействие на формирование личности ребенка, и если может, то каковы механизмы этого влияния. Важным при изучении этого вопроса для нас является позиция Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта, согласно которой, наличие, какого-либо нарушения вызывает целый ряд вторичных отклонений в развитии. Иными словами, вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.
Речь представляет собой самую важную функцию, присущую только человеку. Благодаря речевой коммуникации, отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связано с достижениями всей социальной, производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой функции коммуникации, которая осуществляется через язык. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Е. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д. Менделеева и А. Эйнштейна. На основе речи и ее семантической единицы – слов формируются и развиваются такие ментальные процессы, как восприятие, воображение и память. Большое значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывалось Л.С. Выготским, который писал: «Развитие устной речи является, пожалуй, наиболее удобным явлением для прослеживания механизма формирования поведения и сравнения подхода к этим явлениям, характерного для доктрины условных рефлексов, с психологическим подходом к ним.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Нарушения речи: понятие, причины возникновения, классификация
Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. Условия для формирования нормальной речи включают нормальную центральную нервную систему, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения между взрослыми и ребенком. В случаях, когда ребенок сохранил свой слух, интеллект не нарушен, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не влиять на формирование психики всего ребенка, говорят об особой категории аномальных детей – детях с речевыми нарушениями.
Изучением, профилактикой и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль речевой патологии (от греческого logos – слово и paideia – образование). Логопедия исторически сложилась как интегративная область знаний о психической и, точнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. Современный этап развития логопедии связан с развитием научных представлений о различных формах нарушений речи, а также созданием эффективных методов их преодоления [11, с. 121].
Как отмечает Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, подавляющее большинство детей с нарушениями речи учатся в общеобразовательной школе, и число таких детей с каждым годом увеличивается. Дети с речевой патологией, как правило, испытывают трудности в обучении. Для нахождения адекватных форм обучения и воспитания таких детей необходимы знания учителя в области логопедии.
Речевые нарушения – коллективный термин для обозначения отклонений от принятой в данной языковой среде речевой нормы, которые полностью или частично препятствуют речевому общению и ограничивают возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, не преодолеваются самостоятельно и могут влиять на психическое развитие. Для их обозначения специалисты используют различные, не всегда взаимозаменяемые термины – нарушения речи, дефекты речи, недоразвитость речи, речевая патология, речевые нарушения.
Выводы по первой главе
У детей с различными патологиями нарушениями речи наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой и социальной сферах. Дети характеризуются нестабильностью интересов, сниженной наблюдательностью, пониженной мотивацией, негативизмом, незащищенностью, повышенной раздражительностью, агрессивностью, обидчивостью, сложностями в общении с другими людьми и в установлении контактов со сверстниками. У детей с нарушениями речи отмечаются трудности в формировании саморегуляции и самоконтроля. Нарушения эмоционально-волевой сферы могут привести к патологическим формам поведения. У детей с нарушениями речевого развития часто наблюдается переоценка собственных сил и возможностей, позиции в группе, т.е. неадекватный уровень претензий.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
2.1 Характеристика деятельности и контингента воспитанников специальной группы для детей с нарушением речи в ГУО «Ясли-сад №86 города Гродно
Целью данной курсовой работы является провести исследование социально-психологических особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование социально-психологических особенностей детей дошкольного возраста с нарушением речи. На первоначальном этапе проделанной работы дадим характеристику деятельности и контингента воспитанников специальной группы для детей с нарушениями зрения в учреждении дошкольного образования.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №86 города Гродно».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста (возраст детей 5-6 лет), которые были разделены на две группы:
первая группа – 15 детей дошкольного возраста без речевых нарушений;
вторая группа – 15 детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями.
Выводы по второй главе
Проанализировав результаты данного исследования, можно сделать следующие выводы. Дети старшего дошкольного возраста без речевых нарушений менее агрессивны, чем дошкольники с нарушениями речи. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Жестокость и безучастность родителей приводят к нарушению детско-родительских, отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» – неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.
Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи более тревожны по сравнению с дошкольниками без речевых нарушений. Портрет тревожного ребенка: он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У детей с различными патологиями нарушениями речи наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой и социальной сферах. Дети характеризуются нестабильностью интересов, сниженной наблюдательностью, пониженной мотивацией, негативизмом, незащищенностью, повышенной раздражительностью, агрессивностью, обидчивостью, сложностями в общении с другими людьми и в установлении контактов со сверстниками. У детей с нарушениями речи отмечаются трудности в формировании саморегуляции и самоконтроля. Нарушения эмоционально-волевой сферы могут привести к патологическим формам поведения. У детей с нарушениями речевого развития часто наблюдается переоценка собственных сил и возможностей, позиции в группе, т.е. неадекватный уровень претензий. Такие дети некритично стремятся к лидерству, с негативизмом и агрессивностью реагируют на любые трудности, сопротивляются требованиям взрослых или отказываются от деятельности, в которой могут найти свое несоответствие. В основе их резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между претензиями и отсутствием безопасности. Однако часто можно наблюдать противоположное явление – недооценку их способностей.
Эти особенности в развитии детей требуют особой работы по их коррекции с учетом сильных и слабых сторон умственного развития. Особое внимание в обучении уделяется развитию произвольной, сознательной деятельности, способности контролировать свои действия и достигать желаемого результата.
Проанализировав результаты данного исследования, можно сделать следующие выводы. Дети старшего дошкольного возраста без речевых нарушений менее агрессивны, чем дошкольники с нарушениями речи. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Жестокость и безучастность родителей приводят к нарушению детско-родительских, отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» – неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.
1. Балашова, В. П. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Молодой ученый. 2016. – №2. – С. 767–770. – URL: https://moluch.ru/archive/106/25323/.
2. Глухов, В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. – М., 2005. – С. 41–48.
3. Гребенникова, Е. В. Особенности внимания младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы / Е.В. Гребенникова, И.Л. Шелехов // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). – 2015. – Вып. 6(159). – С.76-78.
4. Гребенникова, Е.В. Социально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи / Е.В. Гребенникова, И.Л. Шелехов, А.Ф. Шелкунова // Общее образование. – 2018. – №4. – С.18-26.
5. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 7-16.
6. Дубова, Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР / Н.В. Дубова // Логопед в детском саду. – 2006. – №3. – С. 36-38.
7. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка / А.И. Захаров. – С-Пб., 2010. – 210 с.
8. Июдина, Л.В. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л.В. Июдина // Логопед. – 2007. – №3. – С. 44-50.
9. Калягин, В.А. Логопсихология: учебное пособие / В.А. Калягина, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2008. – 318 с.
10. Козловская, Г.Ю. Психология лиц с нарушениями речи / Г.Ю. Козловская. – Ставрополь, 2009. – 152 с.
11. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. 2-е изд., перераб. и доп. / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
12. Мустаева, Е.Р. Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР / Е.Р. Мустаева // Сибирский пед. журн. – 2009. – №1. – С. 342–351.
13. Пантелеева, Л.А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями / Л.А. Пантелеева //Логопед, 2009. – №4. – С. 35-38.
14. Первеева, В.А. Формирование моторики и комплексное развитие эстетико-психологических способностей детей 4–6 лет с нарушением функции речи средствами художественной гимнастики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2013. – 143 с.
15. Переслини, Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и ЗПР / Л.И. Переслини, Т.А. Фотекова // Дефектология. – 2013. – №5. – С. 3-5.
16. Разживина, Н.В. Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией / Н.В. Разжавина // Практическая психология и логопедия. – 2010. – № 3(14). – С. 50-55.
17. Селиверстов, В.И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность / В.И. Селиверстов. – М.: Владос, 2010. – 318 с.
18. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 224 с.
19. Шаховская, С.Н. Логопатопсихология: учебное пособие / С.Н. Шаховская, Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2011. – 285 с.
20. Шипицина, Л.М. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи / Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова // Дефектология. – 2013. – №4. – С.8-13.
21. Шелехов, И.Л. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Речевые нарушения / И.Л. Шелехов, Е.С. Толстолес, Е.В. Гребенникова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. – 195 с.
22. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Избр. психол. тр. – М.: Просвещение, 2009. – 354 с.