Введение
Актуальность темы исследования. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Нормативные системы общества не являются застывшими. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование, им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным.
Девиантное поведение подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие нормам. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны, грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба значения - широкое и узкое – одинаково употребляются в социологии. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах
1 Теоретический аспект девиантного поведения подростков
1.1 Характеристика понятия «девиантное» поведение. Виды и основные формы девиантного поведения
В настоящее время девиантным называют поведение, которое отклоняется от социальных норм. Девиантное поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (не соответствует существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам).
Девиантное поведение имеет специфические особенности:
– девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей;
– девиантное поведение наносит реальный ущерб личности или окружающим людям, то есть может носить деструктивный или аутодеструктивный характер;
– девиантное поведение – это преимущественно стойко повторяющееся поведение (многократно или длительно);
– для того чтобы поведение можно было квалифицировать как девиантное, оно должно согласовываться с общей направленностью личности;
– девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;
– девиантное поведение обладает выраженным индивидуальным и половозрастным своеобразием.
Таким образом, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.
В современной литературе не существует единственной и точной классификации девиантного поведения.
Согласно классификации Е.В. Змановской, существуют три типа отклоняющегося поведения:
– антисоциальное (или делинквентное) поведение,
– асоциальное (или аморальное) поведение;
– аутодеструктивное (или саморазрушающее) поведение [6, с. 78].
Делинквентное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию общества. Включает в себя любые действия или бездействия, запрещенные законом.
Делинквентные формы поведения характеризуются следующими особенностями:
– это один их наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности (круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время);
2 Осуществление профилактики девиантного поведения у подростков
2.1 Деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения образования «Опсовская детский сад-средняя школа Браславского района»
Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования руководствуется специальной моделью деятельности службы СППС учреждения образования по реализации Декрета Президента Республики Беларусь № 18 [342], который направлен на регулирование государственной защиты детей в неблагополучных семьях.
Этапы деятельности службы СППС:
1. Выявление несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
2. Подготовка информации для рассмотрения вопроса о признании ребенка, находящимся в социально опасном положении.
3. Признание несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, на заседании совета профилактики.
4. В течение трех рабочих дней после принятия советом профилактики решения о признании несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении, предоставление выписки из протокола совета профилактики о постановке на ребенка на учет, как находящегося в социально опасном положении, и учетной карты несовершеннолетнего в ГУО «Социально-педагогический центр».
5. Оформление личного дела несовершеннолетнего и сбор необходимой информации: тщательное изучение положения детей в семье, проведение «социального расследования» по изучению семейной ситуации, основных факторов риска, позитивных ресурсов семьи, определение влияния окружающего социума на семью и ее членов (в течение 10 рабочих дней).
6. Разработка и утверждение индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении (в течение 7 дней).
7. Участие в межведомственном взаимодействии по реабилитации семьи, профилактике вытеснения из нее ребенка, реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
8. Мониторинг (оценка) эффективности выполнения плана и соответствия результатов деятельности целям. При необходимости - внесение изменений в индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении (ежеквартально). Отчет предоставляется в СПЦ.
9. В случае устранения причин социально опасного положения и реализации полном объеме индивидуального плана защиты прав и законных
Заключение
В результате проведенного теоретико-методологического и эмпирического исследования по изучаемой проблеме можно сделать следующие выводы:
1. Главным способом предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних, ведущего к социально опасному положению, является разработка и организация комплексных программ. Превентивные программы подразделяют на две категории: личностно-центрированные – воздействие на определенные характеристики личности (личностные ресурсы); средо-центрированные – воздействие на социальную среду, родителей, учителей, сверстников, терапевтические сообщества. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются следующие методы: информирование; групповые дискуссии; тренинговые упражнения; ролевые игры; моделирование эффективного социального поведения; психотерапевтические методики. Формами профилактической работы являются тренинги; психологическое консультирование; кризисная помощь; психотерапия пограничных состояний и нервно-психических расстройств.
3. Важным аспектом разработки программы предупреждения девиантного поведения подростков является диагностика склонности к девиантному поведению, результаты которой следует учитывать при составлении мероприятий профилактики. В результате исследования, в котором приняли участие 30 учащихся 10-х классов, установлено следующее:
– среди учащихся 10-х классов склонность к отклоняющемуся поведению достаточно широко распространена (90% подростков);
– подростки склонны к следующим формам девиантного поведения: склонность к преодолению норм и правил; склонность к аддиктивному поведению; склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; склонность к делинквентному поведению;
– подростки, склонные к девиантному поведению, преимущественно предпочитают проводить время дома за компьютером, не посещают культурные центры города, не занимаются в каком-либо коллективе художественной и творческой самодеятельности в школе, не желают принимать участие в культурно-досуговой деятельности. Эти подростки имеют сложившуюся систему проведения свободного времени, соответствующую их потребностям, что отражается в удовлетворенности проведением досуга. Они не приобщены к посещению культурных центров города, не предпочитают заниматься творческой деятельностью;
– преобладающими мотивами участия подростков в культурно-досуговой деятельности являются личностные мотивы и престижные мотивы. У подростков, склонных к девиантному поведению, наибольший интерес вызывают: интересное занятие, мероприятие; общение с разными людьми в процессе подготовке и в процессе конкурсов, игр, спектаклей, праздников; возможность проявить свои способности, таланты,
1 Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении: приказ Министерства образования Республики Беларусь №336 от 24 мая 2011 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/. – Дата доступа: 27.03.2017
2 Беседина, О.В. Профилактика аддиктивного поведения / О.В. Беседина // Ваш психолог. – 2011. – № 6. – С. 16-36.
3 Казакевич, О.В. Профилактика отклоняющегося поведения у детей СОП средствами досуговой деятельности / О.В. Казакевич // Вестник сибирского фед. ун-а. – 2013. – № 1. – С. 2-9.
4 Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов. – Свердловск: УрГУ, 1986. – 150 с.
5 Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.
6 Егорова, У.Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков / У.Г. Егорова // Вестник Самарского гос. ун-а. – 2014. – № 9 (120). – С. 1-5.
7 Ничишина, Т.В. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних / Т.В. Ничишина, А.М. Ткачук. – Брест: БрГУ, 2009. – 96 с.
8 Печенюк, A.M. Теоретические основы гуманистически ориентированной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: автореф. дис. … канд. пед. наук: 130.00.01 / А.М. Печенюк. – Хабаровск: ХГПУ, 2012. – 19 с.
9 Аванесова, Г.А. Культурно – досуговая деятельность / Г.А. Аванесова. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2006. – 236 с.
10 Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков / И.Н. Ерошенков. – М.: Владос, 2004. – 221 с.
11 Герасимова, И.А. Воспитательный потенциал социально-культурной деятельности в процессе профилактики девиантного поведения сирот: исторический аспект / И.А. Герасимова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 1-9.
12 Рылеева, А.С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России / А.С. Рылеева. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014. – 229 с.
13 Венгер, А.Л., Девиантное поведение школьников / А.Л. Венгер, Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. – 1995. – №1. – С. 24–36.
14 Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.
15 Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 562 с.
16 Миннегалиев, М.М. Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков / М.М. Миннегалиева // Вестник ТГУ. – 2012. – № 7, Т. 11. – С. 213-217.
17 Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2005. – 336 с.
18 Скачкова, Е.Б. Досуговые объединения как ресурс профилактики девиантного поведения подростков группы риска / Е.Б. Скачкова // Человек и образование. – 2011. – № 1. – С. 80-84.
19 Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. – 416 с.
20 Кулясова, Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях / Ю.А. Кулясова // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 804-806.
21 Раттер, М. Помощь трудным детям: пер. с англ. / Общ. ред. А.С. Спиваковской. – М.: Прогресс, 1987. – 422 с.
22 Митичева, Т.И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т.И. Митичева, А.В. Соловьева // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 739-742.
23 Буданова, Г.П. Права детей как концептуальная основа содержания деятельности уполномоченных по правам ребенка / Г.П. Буданова // Права ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: опыт, проблемы, теоретические модели, нормативно-правовая база. – М., 2001. – С. 121.
24 Мертон, Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории) / Пер. с фр. Е.А. Самарской. – М., 1966. – C. 299-313.
25 Рожков, М.И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. – Москва: Владос, 2006. – 239 c.
26 Велиева, С.В. Первичная профилактика аддиктивного поведения у подростков: организационно-психологические подходы / С.В. Велиева // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2015. – № 4, Т. 11. – С. 107-122.
27 Конева, О.Б. Неблагоприятная семья и девиантное поведение: социально-психологические аспекты / О.Б. Конева // Вестник ЮУГУ. – 2010. – № 17 (193). – С. 57-61.
28 Дети и подростки в социально опасном положении: помощь и поддержка / авт.-сост. Л.М. Волкова, Г.Н. Купреева, Л.А. Банько. – Мн., 2011. – 96 с.
29 Думов, А.С. Проблема преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних в педагогике России: автореф. дис. .. канд. пед .наук: 13.00.01 / А.С. Думов. – Волгоград: ВГУ, 2013. – 19 с.
30 Об основах системы профилактики безнадзорности и правовых нарушений несовершеннолетних: Закон Республики Беларусь № 200-З от 31 мая 2003 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/. – Дата доступа: 27.03.2017
31 Фурманов И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И.А. Фурманов. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
32 Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите: в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь № 30 от 05 мая 2007 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/. – Дата доступа: 27.03.2017
33 Гилинский, Я.И. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я.И. Гилинский. – СПб.: Медицинская пресса. – 2001. – 256 с.
34 О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/. – Дата доступа: 27.03.2017
35 Положение о порядке признания детей, нуждающихся в государственной защите: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26.12.2006 № 1728 с изменениями от 27 июня 2011 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/. – Дата доступа: 27.03.2017
36 Свиридова, А.Н. Возможности изотерапии в работе с подростками, находящимися в социально-опасном положении / А.Н. Свиридова // Вестник КГУ. – 2015. – № 3-3 (63). – С. 232-236.
37 Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении: пособие для педагогов-психологов общеобразоват. и соц.-пед. учреждений / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск: Зорны Верасок, 2010. – 271 с.
38 Ахметханов, Ж.Ю. О некоторых подходах к профилактике отклоняющегося поведения девиантных учащихся в аспектах обучающей среды / Ж.Ю. Ахметханов // Казанский пед. журнал. – 2015. – № 6-1. – С. 137-139.
39 Дивицина, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Девицина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 287 с.
40 Мартынова В.В. Социально-педагогическая работа с семьей / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 216с.
41 Психопрофилактика и психотерапия в средней школе / С. А. Кулаков. – СПб.: Фирма «Стройлеспечать», 1996. – 63 с.
42 Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. – СПб.: С.-Петерб. Гос. акад. Культуры, 1996. – 275с.
43 Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. – М.: МГУКИ, 2002. – 288 с.
44 Современные технологии социально-культурной деятельности / под ред. Е.И. Грирорьевой. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. – 504 с.
45 Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Ю.А. Клейберг Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2004. – С.141-154.
46 Кочеткова, В.Г. Организация содержательного досуга детей, молодежи, взрослых / В.Г. Кочеткова. – Самара: СИПКРО, 2008. – 146 с.
47 Гапонов, И.О. Теоретические аспекты проблемы организации культурно-досуговой деятельности в образовательном учреждении / И.О. Гапонов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2007. – № 2, Т. 13. – С. 27-30.
48 Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Изд-во МГУК, 1995. – 168 с.
49 Тинькова, З.С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / З.С. Тинькова. – Орел: ГУУНПК, 2012. – 150 с.
50 Шубина, И.Б. Организация досуга и шоу-программ. Творческая лаборатория сценариста / И.Б. Шубина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.