Введение
Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в этой связи необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.
В Республике Беларусь о проблеме семейного насилия стали говорить недавно. Статистика убеждает в том, что в семье совершается 20-30% всех тяжких преступлений; в большинстве случаев жертвами преступлений на почве семейно-бытовых конфликтов оказываются дети. То есть те, кто не в состоянии себя защитить; наибольший процент от совершенных бытовых преступлений составляют побои, затем следуют убийства, угрозы убийства, причинения тяжкого вреда здоровью.
Насилие в целом противостоит процессам совершенствования общественных отношений, развития общества. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям, а именно: нарушение в познавательной сфере, расстройства аппетита, сна, злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб. Следовательно, нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все стороны человеческой жизни, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь [24].
Исследованиями в области причин и последствий насилия над детьми, как следствия семейного неблагополучия занимались такие ученые как: Л.С. Алексеева [8], Ю.М. Антонян [9] , И.Н. Григович [17], Г.Н. Киреев [22]. В их работах определены основные направления и технологии социальной работы с детьми, подвергшихся насилию
1. Теоретические подходы к проблеме профилактики насилия над подростками в семье
1.1 Понятие насилия над подростками в семье. Виды насилия, его причины и последствия
Раньше насилие над детьми считалось явлением редким, это было личным делом семьи, порой замалчиваемым. Но изучение данной проблемы показало широкую распространенность такого явления и серьезные последствия. Жестокое обращение разрушительно для жертвы: низкая самооценка, убежденность в собственной неполноценности, депрессии, попытки покончить жизнь самоубийством.
Насилие – это такое принуждение и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены [20, 22, 35]. В понятии насилия существенно важным являются два момента: а) то, что одна воля пресекает другую волю или подчиняет ее себе; б) то, что это осуществляется путем внешне ограничивающего воздействия, физического принуждения.
От других форм общественного принуждения насилие отличается тем, что оно доходит до пределов жестокости, характерных для природной борьбы за существование. А от собственной агрессивности оно отличается тем, что основывается на правах, справедливости, человеческих ценностях.
В понимании феномена насилия есть два крайних подхода – широкий и узкий, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. В широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех его разновидностях и формах - не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное. При этом подавлением считается любое ограничение условий личностного развития, причина которого заключена в других людях или общественных институтах.
В узком смысле насилие обычно сводится к физическому и экономическому ущербу, который люди наносят друг другу. Ущерб понимается как телесные повреждения, убийства, ограбления, поджоги и т. п. Трудности, связанные с определением насилия, получают разрешение, если поместить его в пространство свободной воли и рассматривать как одну из разновидностей властно-волевых отношений между людьми.
Насилие представляет собой такой тип человеческих, общественных отношений, в ходе которых одни индивиды или группы людей подчиняют себе других, узурпируют их
2. Система социальной работы по профилактике семейного насилия над подростками средствами информационно-просветительской деятельности
2.1 Понятие, этапы и методы профилактики насилия над подростками в социальной работе
Социальная профилактика – это «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата».
Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Особенно это касается проблем детства, и такой страшной по своим последствиям проблемы как насилие над детьми в семье [23].
Основные цели, на достижение которых направлен процесс социальной профилактики:
- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
Характер и содержание социально-профилактической работы с конкретным социальным субъектом определяется его собственными характеристиками, потребностями и возможностями.
Применительно к подросткам социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.
Психолого-педагогическая профилактика – это «система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающие те или иные
Заключение
Анализ литературы по проблеме исследования, а также проведение исследования признаков дезадаптированного поведения позволил сделать следующие выводы:
Насилие – это такое принуждение и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены.
Причинами насилия над подростками в семье являются: причины микросоциального характера, то есть кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал; причины психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье; причины медико-психологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей-инвалидов).
Выделяют следующие виды насилия: физическое, сексуальное, психическое и эмоционально-словесное.
При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований в изучаемой области и их важности в решении насущных задач профилактики насилия над детьми следует отметить, что разработка научно обоснованной системы профилактики семейного насилия над детьми является одной из мало исследованных проблем социальной работы.
Существуют ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы насилия над подростками в семье. Это: Декларация прав ребенка, Конвенция ООН «О правах ребенка» и Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».
Социальная профилактика – это «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата».
Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Особенно это касается проблем детства, и такой страшной по своим последствиям проблемы как насилие над детьми в семье.
Наше исследование показало, что существует проблема насилия над подростками в семье, которая выражается, прежде всего, в наличии признаков дезадаптации подростка, который подвергается насилию. Существует множество моделей помощи детям и предупреждения насилия: одни ориентированы на обучение родителей взаимодействию с детьми на определенных этапах их жизни, включая пренатальную программу поддержки
Нормативно-правовые акты:
1. Декларация прав ребенка // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. – М.: Гарант, 1997. С. 16-28.
2. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. – М.: Гарант, 1997. С. 29-46.
3. Закон Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. – № 103. – 2/215.
4. Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2010-2015 гг. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. – №1. – 5/13558.
5. Положение об органах охраны детства в Республике Беларусь: Приказ Министерства образования Республики Беларусь № 743 от 14 декабря 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. – №12. – 2/114.
6. Положение о Национальной комиссии по правам ребенка //Сборник декретов и указов Президента Республики Беларусь / Сост. В. Л. Бразовская. – Минск, 1996. – С. 117-121.
7. Президентская программа «Дети Беларуси» на 2011-2015 годы, утверждено Указом Президента Республики Беларусь – 26.05.2010 – №320.
Литература:
8. Алексеева, Л.С. Проблема жестокого обращения с детьми в семье / Л.С.Алексеева // Педагогика. – 2006. – №5. – С. 43-52.
9. Антонян, Ю.М. Жестокость в нашей жизни. / Ю.М. Атонян – М.: ИНФРА, 1995. – С. 25.
10. Баклан, Н.С., Глуздова, О.В. Школа безопасности для подростков: руководство для практических психологов, педагогов, социальных педагогов. / Н.С.Баклан, О.В. Глуздова. – Н. Новгород: Изд-во НГЦ, 2007. – 48 с.
11. Беличева, С.А., Фокин, В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С.А. Беличева, В.М. Фокин. – М., 2003. – 224 с.
12. Беляева, М.А., Бессонова, Н.Н. Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры / М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова. – СПб, 2007. – 200 с.
13. Большакова, О.Н. Межведомственное взаимодействие структур по решению проблем домашнего насилия / О.Н.Большакова, Т.А.Косенкова, Т.В. Сытикова // Социальная работа. 2005. – № 2. – С. 28-30.
14. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
15. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга // Краткий лекционный курс. – СПб.: Речь, 2008. - 144 с.
16. Волкова, Е.Н. Междисциплинарный подход предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми / Волкова Е.Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №6. – С. 24-28.
17. Григович, И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком: Общие вопросы и физическое насилие / И.Н. Григович. – Петрозаводск, 2000. – 68 с.
18. Гуггенбюль, Н. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Перевод с немецкого Н. Скородума. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2008 – 220 с.
19. Догадина, М.А., Пережогин, Л.О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших / М.А. Догадина, Л.О. Пережогин. – М., 2005. – 20 с.
20. Защита детей от насилия и жестокого обращения / Под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой. – Нижний Новгород, 2004. – 157 с.
21. Ильина, С.В. К проблеме влияния насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств (тезисы доклада) / С.В.Ильина // Международная конференция памяти А.Р. Лурии, тезисы докладов. – М., МГУ, 1997. – С. 30-32.
22. Киреев, Г.Н. Сущность насилия / Г.Н.Киреев – М., 1990. – 110 с.
23. Кузнецова, Л.П. Основы технологии социальной работы / Л.П Кузнецова: учеб. пособ. – Владивосток, 2002. – 92 с.
24. Ладыкова, О.В. Насилие в семье / О.В. Ладыкова // Проблемы школьного воспитания. – 2002. – № 3. – C. 73-77.
25. Масальская, Д. Проблема жестокого обращения с детьми / Д. Масальская // Социальное обеспечение. – 2005. – №8. – С. 10-12.
26. Маханько, А. Предупреждение насилия и пренебрежения детьми: исследования и эффективные решения, базирующиеся на междисциплинарном и межсекторном подходе / А. Маханько // Социальная работа. – 2008. – №4. – С. 5-9.
27. Морозова, Л.Б. Предотвращение насилия по отношению к детям / Л.Б Морозова// Обучение с целью уменьшения насилия. Международная ассоциация «Педагогика ненасилия» - СПб., 2002. – С. 150-153.
28. Орлов, А.В. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи / А.В Орлов // Психолог в детском саду. – 2007. – № 3-4.
29. Пелевина, В.В. Информационная атака: «Вместе против насилия» (Опыт межведомственного взаимодействия по формированию информационного поля по решению проблем насилия и жестокого обращения) / В.В Пелевина // Социальная работа. – 2005. – № 3. – С. 25-27.
30. Пэйн, М. Социальная работа. Современная теория / М. Пэйн – М.: Академия, 2007. – 526 с.
31. Решение проблем насилия в семье. Сборник статей к международной конференции «Насилие в семье». - Самара: ГП «Перспектива», 2001. - 184 с.
32. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н. К. Асановой. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 504 с.
33. Сафонова, Т.Я., Цымбал, Е.И. Социальные корни жесткого обращения с детьми в семьях // Актуальные проблемы современного детства. – М., 2005. – С. 84-88.
34. Сапоровская, М.В. Актуальность проблемы домашнего насилия // СОЦИС. -2007. – №7. – С. 30-32 .
35. Ситаров, В.А. Насилие и ненасилие // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – №1. – С. 135-139.
36. Ярская-Смирнова, Г.Р., Романова, П.В., Антонова, Е.П. Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия // Социологические исследования – 2008 – №1. – С. 34-39.