ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Характеристика понятия «творческая активность». Ее особенности в подростковом возрасте
1.2 Характеристика понятия «досуговая деятельность». Ее особенности в подростковом возрасте
1.3 Психолого-педагогические особенности старшего подросткового периода
1.4 Содержание работы педагогов по использованию возможностей досуговой деятельности в формировании творческой активности старших подростков
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.3 Методические рекомендации по использованию возможностей досуговой деятельности в формировании творческой активности старших подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время существенно меняется структура творческой деятельности, она освобождается от администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости досуговой деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолеть кризисные явления в досуговой деятельности.
Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит их к социальным проблемам. Проблема организации досуговой деятельности подростков заслуживает пристального внимания потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом разносторонне развивает собственную личность. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знаний.
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие подростка. В современных социально-культурных учреждениях следует добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям. Отсюда следует, что эффективность использования подросткового досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов. Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью социально-культурного учреждения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Характеристика понятия «творческая активность». Ее особенности в подростковом возрасте
Творческая активность всегда лежала в основе фундаментальной созидательной деятельности, способствующей развитию человечества. В процессе творческой деятельности человек аккумулирует все внутренние и внешние качества собственной личности и стремится к самосовершенствованию. Творческая активность является необходимым фактором в формировании гармоничной социально адаптированной личности.
Понятия «творчество», «творческая активность» подвергались исследованиям на протяжении всего времени их существования. Именно поэтому существует множество определений данных понятий. По мнению Д.Н. Ушакова: «Творчество – процесс, в результате которого рождаются качественно новые, уникальные в своем роде духовные и материальные ценности» [19, с. 891]. С.И. Ожегов, под творчеством понимает «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [16, с. 572]. Таким образом, исходя из обоих определений, можно утверждать, что творческий процесс неизбежно связан с созданием чего-то нового.
Творческий процесс является наивысшей формой проведения досуга. В нем не только рождаются новые произведения искусства, но и происходит самый активный мыслительный процесс, задействуется весь спектр чувств. Занятие творчеством это всегда процесс, завязанный на внутреннем конфликте: стремлении сделать новое, потратив при этом свои эмоции и способности. Реализация творческого замысла требует огромных усилий, наличия большого количества времени. Перед непосредственно творческим актом происходит длительный этап подготовки, в процессе которого происходит накопление творческой энергии. Именно поэтому так важно, уметь накапливать в себе энергию, воображать, фантазировать, ведь только в данном случае творческий процесс действенен и будет иметь результат.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
В настоящее время проводятся многочисленные исследования, связанные с изучением творческой активности старших подростков, проблем, с которыми она сталкивается на пути реализации своих возможностей и многие другие аспекты, касающиеся особенностей это социально-демографической группы.
На основе изученного теоретического материала было проведено исследование уровня творческой активности старших подростков на базе ГУО «Средняя школа № 31 г. Бреста.
Цель исследования: изучение уровня творческой активности старших подростков.
Основные задачи исследования:
- определить формы деятельности, которые наиболее интересные/наименее интересные для подростков;
- выявить причины проявления/не проявления творческой активности подростков;
- определить наиболее/наименее важные качества творчески активной личности;
В исследовании принимали участие старшеклассники ГУО «Средняя школа № 31 г. Бреста, количество испытуемых составило 80 человек.
Исследование проводилось при помощи следующих методик:
- Анкета «Изучение творческой активности»;
- Тест-опросник Г. Девиса (Приложение А).
1) Для исследования уровня творческой активности подростков была разработана анкета из 10 вопросов.
1. Являетесь ли вы членом творческого объединения?
2. Нравится ли вам быть участником творческого объединения?
3. Какова, по вашему мнению, цель творческой деятельности?
4. Какое направление творческой деятельности в рамках школы вам больше нравится (выберите один вариант):
а) спортивные мероприятия;
б) волонтерская деятельность;
в) культурные мероприятия;
г) участие в проектах гражданско-патриотического направления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были рассмотрены понятия «творчество», «творческая активность», которые подвергались исследованиям на протяжении всего времени их существования. Творчество – процесс, в результате которого рождаются качественно новые, уникальные в своем роде духовные и материальные ценности. Творческий процесс является наивысшей формой проведения досуга. В нем не только рождаются новые произведения искусства, но и происходит самый активный мыслительный процесс, задействуется весь спектр чувств.
В ходе работы были выявлены следующие особенности творческой активности в подростковом возрасте:
- формирование и развитие самостоятельности, требовательности к собственной личности;
- преобразование личности подростка из объекта учебно-воспитательной деятельности в ее субъект;
- формирование навыка самому управлять личной творческой активностью;
- возникновение стремления к самоанализу и самокритике;
- преобразование ситуативной творческой активности к личностной;
- определение ценности творческой деятельности в самой деятельности.
В работе было рассмотрено понятие «досуговая деятельности» – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. Были выделены три основные функции досуга: отдых, развлечение, саморазвитие личности.
В ходе работы было отмечено, что подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде устоявшейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым.
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 408 с.
2. Ариарский, М.Л. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики / М.Л. Ариарский. – СПб., 2001. – 245 с.
3. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. – М. : Академия, 2012. – 314 с.
4. Боброва, В. Г. Общая характеристика развития личности подростка / В.Г. Боброва, М.Л. Вахрушев. – Ростов на Дону, 1966. – 197 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология / Д.Б. Богоявленская. – 1981. – № 10. – С.-96-100.
6. Выготский, Л.С. Проблемы психического развития ребенка : избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М., 1956. – 348 с.
7. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, №3 / М.Р. Гинзбург. – М., 1994. – С. 37-41.
8. Дюмазедье, Ж.Р. Планирование досуга и культурное развитие / сб. ст. Образование взрослых и досуг в современной Европе. – Прага : «Обрис», 1966. – 215 с.
9. Загидуллин, Р.Р. Педагогические условия развития творческой активности подростков в процессе совместной деятельности в детских сообществах : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Р.Р. Загидуллин. – Ульяновск, 2003. – 229 с.
10. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М., 2004. – 244 с.
11. Коверзнева, И.А. Гений, талант, творчество // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы XII междунар. науч. конф., Минск, 16 мая 2009 г. / И.А. Коверзнева. – Минск: Изд-во МИУ, 2009. – 212 с.
12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология ( развитие ребенка от рождения до 17 лет ) / И.Ю. Кулагина. – М. : УРАО, 1997. – 138 с.
13. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды / под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой : сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д.А. Леонтьева, Е.Ю. Патяевой. – М. : Смысл, 2001. – 345 с.
14. Наумчик, В.Н. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности / В.Н. Наумчика. – Минск, 2004. – 221 с.
15. Новаторов, В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития / Вестник Омского университета, вып. 3 / В.Е, Новаторов. – Омск, 1999. – С. 55-63.
16. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с.
17. Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / В.И. Слободчиков. – М., 1991. – 174 с.
18. Уоллес, Г. Стадии решения мыслительной задачи / Г. Уоллес; под ред. И.В Шолоховой – Москва: Пресс-бук, 2010. – 260 с.
19. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: Альта-Принт, 2005. – 1216 с.
20. Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков / Д.И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 1982. – 237 с.
21. Эльконин, Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М., 1962. – 316 с.
22. Эриксон, Э.Г. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – М. : Прогресс, 1996. – 372 с.
23. Эриксон, Э.Г. Детство и общество / пер. с англ. и науч. ред. А. Алексеев. – СПб. : Летний сад, 2000. – 281 с.
24. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности / Н.Н. Ярошенко. – М. : МГУКИ, 2007. – 346 с.