ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1 Сущность коллективных занятий как эффективная форма обучения
1.2 Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при организации коллективных занятий по изобразительной деятельности
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Комплекс методов и приёмов коллективного обучения старших дошкольников в изобразительной деятельности
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Анализируя действия детей в детском саду и на улицах города, можно заметить, что они стремятся в первую очередь удовлетворить свои потребности, желания, интересы, не принимая во внимание чаяния окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. И объединит детскую коллективную работу.
В совместной и самостоятельной производственной деятельности дети чаще всего выполняют образ индивидуально, каждый рисунок, моделирование, применение. Но создание общих картин, композиций, в которых объединены образы всех детей группы, приносит детям особое удовлетворение. Такие картины называются коллективными работами. Они более значимы с точки зрения результата для детей, ими восхищаются. Коллективная форма организации дает возможность каждому ребенку сформировать умения и навыки совместной работы, наладить диалог, выработать привычку к взаимопомощи. Создана коллективная работа с детьми.
Если в младших группах создание коллективной работы, в первую очередь, дает возможность ребенку увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в целостный красочный образ, то в старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и ее поддержании. Делать одно вместе, сдаваться и помогать друг другу, планировать работу, наслаждаться успехом друзей. Любая коллективная работа должна иметь целеустремленную цель. Педагог ведет детей к тому, чтобы они вместе сделали картину, которую было бы трудно сделать в одиночку. Выполняя коллективную работу, дети учатся общаться с взрослыми и друг с другом. Если в начале таких работ дети общаются в основном с педагогом, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подскажут и сопереживают друг другу. Задача воспитателя – научить детей вести переговоры, уступать друг другу, ценить помощь друга.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1 Сущность коллективных занятий как эффективная форма обучения
Дошкольное детство является важнейшим этапом в становлении ребенка. В течение этого периода развиваются все общие способности, необходимые взрослому человеку в любом виде деятельности. Для ознакомления детей с духовными ценностями общества необходимо прежде всего формирование нравственных и эстетических качеств личности. Поэтому многие отечественные и зарубежные педагоги рассматривают процессы нравственно-патриотического воспитания детей в тесной взаимосвязи.
Морально-эстетическое воспитание может быть достигнуто различными способами, одним из важных из которых является визуальная активность детей, включая рисование, моделирование и применение. Как правило, в детских садах дети выполняют образ индивидуально, каждый из них выполняет свою работу. Но создание общих картин, композиций, где сочетаются образы всех детей группы, таких картин называют коллективными, приносит детям особое удовлетворение. Особенно детей устраивает общий результат, который в данном случае всегда богаче по содержанию, производит на них самое яркое впечатление, чем индивидуальная работа, они понимают, что вместе они могут получить более значимый образ, чем все остальные [5, с. 21].
В процессе коллективной деятельности детей поощряют общаться друг с другом и со своими опекунами о том, что они создают и как лучше всего это делать. По завершении создания образа все дети получают удовольствие от результатов совместной деятельности, и их объединяют радостные чувства. Коллективными работами по-настоящему восхищаются дети, как в стихотворении В. Маяковского: «Чего не сделаешь, то сделаем вместе». Включение детей в коллективную творческую деятельность активизирует, что выражается в независимости мышления, развивает стремление контролировать свои действия, совместная деятельность способствует формированию у детей позитивных взаимоотношений со сверстниками, учится оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Комплекс методов и приёмов коллективного обучения старших дошкольников в изобразительной деятельности
Исследование было направлено на изучение и формирование интереса детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) к изобразительной деятельности.
В эксперименте приняли участие дети средней группы в количестве 12 человек, из них: 6 - вошли в экспериментальную группу, 6 - в контрольную.
Исследование проводилось на базе …
Основные задачи констатирующего этапа эксперимента:
1. Выявить исходный уровень развития интереса к изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить критерии и уровни формирования интереса у детей к изобразительной деятельности.
К высокому уровню отнесены дети, у которых на фоне обширного интереса к различным видам изобразительной деятельности, проявляется в ярких эмоциональных реакциях, значительной увлеченностью изобразительной деятельности. Для этих детей свойственна высокая познавательная активность, своеобразность в решении творческих заданий; умению длительного сосредоточения в деятельности, не отвлеченность на занятиях, уверенность в своих силах; умение составлять план деятельность, координировать действия при решении коллективных задач, умение доводить работу до конца, критически к ней относиться. Ребенок выражает интерес к работам других детей, с предвкушением ожидает предстоящую деятельность, активен в подготовке к занятию.
Дети, которые отнесены к среднему уровню, чаще всего проявляют неустойчивый интерес к некоторому виду изобразительной деятельности. Они выражают эмоционально-познавательное отношение к определенным видам изобразительной деятельности, к некоторым темам, материалу. Их изобразительная деятельность, которая протекает на фоне эмоциональной оживленности, нуждающаяся в стимулировании со стороны воспитателя. Дети с удовольствием обучаются данной деятельностью, но при разрешении творческих заданий постигают трудности; в процессе деятельности внимательны, бывают единичные отвлечения; не всегда уверены в своих силах, особенно при выполнении новых заданий. Такие дети не планируют свою деятельность до конца, постигают трудности в слаженных действиях, работу в основном пытаются доделать, чаще всего не справляются с выполнением трудных заданий, но не испытывают особого желания получить оценку своей работы со стороны взрослых. Интерес к работам других детей выражается чаще всего по инициативе воспитателя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное детство является важнейшим этапом в становлении ребенка. В течение этого периода развиваются все общие способности, необходимые взрослому человеку в любом виде деятельности. Дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития изобразительного искусства. Перед воспитателями и родителями стоит задача исключительной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастил не только сознательного члена нашего общества, не только здорового и сильного человека, но и инициативного, мыслящего человека, способного на творческий подход к любому занятию, которым он или она занимается. Активная жизненная позиция может иметь под собой основу, если человек творчески мыслит, если видит вокруг себя возможность для улучшения. Коллективная работа в области визуальной деятельности может дать детям возможность получить практический опыт моральных отношений. Коллективное творчество помогает детям приобрести опыт творческого сотрудничества, развивает терпение, умение учитывать мнение друга, уважение к труду других.
В практике организации производственной деятельности существует несколько форм коллективного взаимодействия и большое количество методов его организации. Точная и полная систематизация видов коллективной визуальной деятельности представлена в следующей классификации: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной и совместно-взаимодействующая формы. Совместно-индивидуальная деятельность является одной из простейших форм коллективного сочинения. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ребенок индивидуально выполняет образ, который на заключительном этапе становится частью коллективной композиции. Совместно-последовательная деятельность и формы их организации в рисовании классов. Совместно-последовательная деятельность как форма коллективного творчества встречается довольно редко. Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности детей на занятии по рисованию. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности.
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методологические основы) / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2002. – 192 с.
2. Боровик, О.В. Роль рисунка при изучении детей / О.В. Боровик // Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании. – Биробиджан, 2008. – 322 с.
3. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Т.С. Комаровой. – М.: Пед. Общество России, 2002. – 147 с.
4. Векарс, Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
5. Виленчик, С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей / С.И. Виленчик // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3. – С.41-43.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2001. – 276 с.
7. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 2005. – 64 с.
8. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
9. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М., 2004. – 193 с.
10. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2008. – №4. – С.29.
11. Евдокимова, М.М. Учимся рисовать карандашом / М.М. Евдокимова. – М.: Дрофа, 2010. – 276 с.
12. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова. – М.: Сфера, 2010. – 264 с.
13. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.В. Квач. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 215 с.
14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
15. Колякина, В.И. Методика организации уроков коллективного творчества / В.И. Колякина. – М., 2002. – 235 с.
16. Комарова, Т.С. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 128 с.
17. Комарова, Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. – М.: «Российское педагогическое агентство», 2008. –106 с.
18. Котляр, В. Изобразительная деятельность дошкольников / В. Котляр. – Киев, 2006. – 210 с.
19. Леонтьев, А.А. Речевая деятельность / А.А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. – М., 2004. – 266 с.
20. Логинова, В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред., З.А. Михайловой, Гурович: Изд. 3 – переработанное. – 244 с.
21. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа / И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 208 с.
22. Миронова, А.В. Коллективное творчество в изобразительной деятельности дошкольников / А.В. Миронова // Молодой ученый. –2018. – №10. – С. 61-63.
23. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М.: Педагогика, 2001. – 240 с.
24. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. / А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008. – 231 с.
25. Сакулина, Н. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. Сакулина, Т. Комарова. – М., 2007. – 202 с.
26. Смирнова, М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры / М.Г. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 255 с.
27. Шайдурова, Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам / Н.В. Шайдурова. – М.: Детство-пресс, 2010. – 312 с.
28. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 190 с.