ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
1.1 Сущность понятия «экологические представления»
1.2 Особенности развития представлений о природе в младшем дошкольном возрасте
1.3 Методическое руководство по организации дидактических игр природоведческого содержания в младшем дошкольном возрасте
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
2.2 Система работы по формированию экологических представлений в процессе организации дидактических игр природоведческого содержания
2.3 Результативность проведенной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников во многом определяется социальным заказом. Экономическая жизнь страны достаточно сложна и разнообразна, на высоком уровне находится развитие науки и техники, поэтому очень остро встают вопросы экологии. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия. Без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постоянно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игр, любимое дерево, травинки в лесу. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего детей с фауной и флорой родного края, страны. Подготовить молодое поколение Беларуси к разумной и счастливой жизни – трудная задача педагогов и родителей.
Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф. Каптерева, советских педагогов В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко, Ш.А. Амонашвили и др.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
1.1 Сущность понятия «экологические представления»
Вопросы развития экологических представлений и сознания личности остаются актуальными в наше время в связи с возникновением новых экологических катастроф. Каждый человек должен понимать, что все сферы – люди, животные, растения – тесно взаимосвязаны, поэтому нам необходимо беречь и охранять их.
Экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее [27, с. 35]. Экологические представления о растениях, животных, человеке как представителе живого в мире природы, представления о потребностях конкретных растений, животных, людей в условиях среды, о различных средах обитания о росте и размножении живых существ, о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в сообществах (экосистемах) являются одним из элементов экологической культуры [15, с. 88].
Экологическими можно считать только такие представления, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости. Иными словами, представления детей о природе должны носить такой же системный характер, какой имеет сама природа.
Экологические представления ребенка формируются в основе личного его опыта, непосредственного и опосредованного взаимодействия с объектами природы. Экологические представления – это представления о существующих в системе человек – природа взаимосвязях, это его представления и знания самой природы и природных явлений; представления. В экологических представлениях человека получают отражение связи и зависимости, объективно существующие в природе.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
С целью диагностики экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование. Базой исследования стало ГУО «Ясли-сад № 32 г. Барановичи».
В эксперименте участвовали 20 детей младшего дошкольного возраста.
В ходе данного исследования применялся метод беседы.
Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком.
Младшим дошкольникам задавались следующие вопросы:
1. Какие поры года ты знаешь?
2. Любишь ли ты ходить на прогулку?
3. Какого цвета листья деревьев становятся осенью?
4. Кто такие снегири?
5. Что такое подснежники?
Ответы детей фиксировались в протоколе исследования.
Обработка результатов исследования.
За каждый правильный ответ дошкольникам начислялся 1 балл.
Таким образом,
высокий уровень интереса дошкольников к природе – 5 б,
средний – 3-4 б,
низкий – 1-2 б.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Под экологическими представлениями в современной педагогической литературе понимаются сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и т. д. Экологические представления выступают одним из элементов экологической культуры. Конечным результатом экологического воспитания, направленного на формирование экологической культуры личности, является развитие экологического сознания, и работа в данном направлении начинается уже в младшем дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования системных экологических представлений детей, совершенствующихся в результате педагогического воздействия, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели экологического образования и его значения в развитии личности.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, поэтому целесообразно в формировании у детей экологических представлений использовать различные виды игр. Большие возможности в формировании экологических представлений, умений, отношения к окружающему миру заложены в дидактических играх. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры экологического содержания способствуют уточнению, закреплению, расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе.
1. Акимов, Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром / Ю.А. Акимов. – М. : Сфера, 2010. – 220 с.
2. Андреева, Е.К. Путь к ноосфере : Принципы воспитания через природу в школе Сухомлинского / Е.К. Андреева. – Пущино, 1983. – 80 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2001. – 160 с.
4. Бондаренко, Т.М. Экологическое воспитание 5-6 лет: практическое пособие для старших воспитателей и педагогов, родителей, гувернеров / Т.М. Бондаренко. – Воронеж, 2012. – 160 с.
5. Брудный, А.А. От экологических знаний к картине мира / А.А. Брудный, Д.Н. Кавтарадзе // Вестник образования. – 2003. – № 7. –С. 2–40.
6. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов. – М. : Флинта, 2006. – 152 с.
7. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 2012. – 272 с.
8. Гирусов, Э.В. Экология и культура / Э.В. Гирусов, И.Ю. Ширкова. – М. : Знание, 2009. – 64 с.
9. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 480 с.
10. Зверев, И. Д. Формирование ответственного отношения к природе / И. Д. Зверев – М. : Просвещение, 1983. – 383 с.
11. Казарчик, Г.Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Г.Н. Казарчик // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 1. – С. 33-37.
12. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет.сада / Л.А. Каменева [и др.] ; под.ред. П.Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 2009. – 207 с.
13. Кондрашева, Ю. В. Роль дидактической игры в экологическом воспитании / Ю.В. Кондрашева // Молодой ученый. – 2014. – №6. – С. 718-721.
14. Куприянова, М. К Общая фенология как наука / М.К. Куприянова // Региональные эколого-географические исследования и инновационные процессы в образовании : материалы всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 16 - 17 марта 2006 г. – Екатеринбург, 2006.– 227 с.
15. Лаврентьева, Н. Г. Экологическое воспитание дошкольного возраста : учебно - методическое пособие / Н.Г. Лаврентьева. – Чита : ЗабГПУ, 2002. – 168 с.
16. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование / Н.М. Мамедов. – М. : РЭФИА, 2006. – 51 с.
17. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская. – М. : Просвещение, 1989. –144 с.
18. Методика ознакомления детей с природой в детском саду : учеб.пособие / Л.А.Каменева, Н.Н.Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф.Терентьева ; под ред. П.Г.Саморуковой. – М. : Просвещение, 2008. – 240 с.
19. Методика ознакомления с природой в детском саду / под ред. П.Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 2002. – 220 с.
20. Мир природы и ребёнок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб. : Акцидент, 1998. – 318 с.
21. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников / С.Н. Николаева. Академия, 2013.– 272 с.
22. Николаева, Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада / Н. Николаева. –М. : Новая школа, 1995. – 106 с.
23. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М. : Мозаика- Синтез, 2011.- 256 с.
24. Николаева, С.Н. Эколог в детском саду : программа повышения квалификации дошкольных работников / С.Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. –120 с.
25. Осипов, Г.Н. Руководство работой воспитателя по ознакомлению детей с природой / Г.Н. Осипов. –М. : Просвещение, 1981. – 86 с
26. Рыжова, Н.А. Экологическое образование как средство реализации ФГОС ДО / Н.А. Рыжова // Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. – 2016. – № 2. – С. 40-44.
27. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей / Н..А. Рыжова ; науч. ред. Г.А. Ягодин. – М. : Карапуз, 2001. – 432 с.
28. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой : пособие для педагогов учреждений дошк.образования / Е.А. Стреха. – Нар.асвета, 2012. – 165 с.
29. Стреха, Е.А. Познаем мир природы: учеб.нагляд.пособие для педагогов учреждений дошк.образования / Е.А. Стреха. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – 160 с.
30. Учебная программа дошкольного образования – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 420 с.