ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие «конкуренция» и ее виды
1.2 Сущность конкурентоспособности туристского предприятия
1.3 Методы оценки конкурентоспособности туристского предприятия
1.4 Особенности конкурентоспособности туристских предприятий в Республике Беларусь
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЦЕНТР ТУРИЗМА ЮЖНЫЙ КРАЙ»
2.1 Общая характеристика и основные экономические сведения ООО «Центр туризма Южный край»
2.2 Оценка конкурентоспособности ООО «Центр туризма Южный край»
2.3 Анализ осуществления маркетинговой стратегии деятельности ООО «Центр туризма Южный край»
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ЦЕНТР ТУРИЗМА ЮЖНЫЙ КРАЙ»
3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ООО «Центр туризма Южный край»
3.2 Рекомендации по улучшению маркетинговой стратегии ООО «Центр туризма Южный край»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире туризм является одной из важнейших сфер экономической деятельности, непосредственно производящих услуги, товары, обмен валюты, занятость и инвестиции. В странах, где туризм стал процветающей индустрией услуг, он оказывает глубокое экономическое и социальное влияние на национальное развитие. Международный туризм также имеет всесторонние связи с другими секторами и государственными стратегиями и планами развития, что означает, что он влияет на структуру и разнообразие других видов экономической деятельности на национальном и региональном уровнях.
Туризм является крупнейшей в мире индустрией, которая является неотъемлемой частью современных процессов глобализации.
Быстрый рост и постоянное улучшение туристической индустрии хорошо известны. Как часть сектора услуг в экономике страны, индустрия туризма является одной из наиболее быстро растущих отраслей экономики.
Цель курсовой работы – рассмотреть обеспечение конкурентоспособности предприятия на рынке туристских услуг на примере ООО «Центр туризма Южный край».
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
– рассмотреть понятие «конкуренция» и ее виды;
– изучить сущность конкурентоспособности туристского предприятия;
– привести методы оценки конкурентоспособности туристского предприятия;
– рассмотреть особенности конкурентоспособности туристских предприятий в Республике Беларусь;
– привести общую характеристику и основные экономические сведения ООО «Центр туризма Южный край»;
– провести оценку конкурентоспособности ООО «Центр туризма Южный край»;
– провести анализ осуществления маркетинговой стратегии деятельности ООО «Центр туризма Южный край»;
– предложить мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ООО «Центр туризма Южный край»
– предложить рекомендации по улучшению маркетинговой стратегии ООО «Центр туризма Южный край».
Объектом исследования является ООО «Центр туризма Южный край».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие «конкуренция» и ее виды
В трудах экономистов было много понятий, определяющих термин «конкуренция». Некоторые ученые понимали конкуренцию как соперничество (борьбу) между юридическими или физическими мыслями. Таким образом, А. Смит интерпретировал конкуренцию как борьбу между отдельными производителями и покупателями за более выгодные продажи и покупки. Г.Л. Азоев предлагает воспринимать конкуренцию как соперничество между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами) для достижения одной и той же цели. В.Н. Иванов и И.А. Фокина под конкуренцией понимают соперничество между предприятиями на рынке за более благоприятные условия для воспроизводства товаров с целью получения максимально возможной прибыли на этой основе.
Эти определения понятия «конкуренция» дают понять, что начальным этапом появления конкуренции на рынке должно быть достаточное количество продавцов и покупателей товаров. Сам рынок, по мнению экономистов, - это место, где происходит покупка и продажа определенного вида продукции, которая осуществляется в данных условиях жесткой конкуренции в соответствии с основными нормами и правилами. По форме рынок представлен как совершенный и несовершенный. Идеальная рыночная модель основана на том, какие торговые операции совершаются за счет участников, которые, в свою очередь, руководствуются всеми доступными экономическими принципами. Однако характерными условиями для формирования идеального рынка являются:
- единообразие качества, внешнего вида и упаковки, цен на отдельные виды товаров;
- все продавцы и покупатели находятся в одинаковых условиях конкуренции, и нет никаких предпочтений, особенно личных, временных и пространственных;
- продавцы и покупатели получают полную информацию обо всех деталях сделок и могут в полной мере наблюдать за рынком, то есть рынок прозрачен [21, с. 25].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЦЕНТР ТУРИЗМА ЮЖНЫЙ КРАЙ»
2.1 Общая характеристика и основные экономические сведения ООО «Центр туризма Южный край»
Организационно-правовая форма туристского предприятия Центр туризма «Южный край» - общество с ограниченной ответственностью.
Предприятие ООО «Центр туризма «Южный край», УНП 191447509, зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических и индивидуальных предпринимателей 19.04.2011, поставлено на налоговый учет 21.04.2020, включено в Государственный реестр плательщиков.
Тип предприятия – турагенство, сфера деятельности – туризм.
Дата создания ООО «Центр туризма «Южный край» – 19 апреля 2011 года. С момента создания штатная численность сотрудников составляла 5 человек. Первыми направлениями были только безвизовые страны – Турция и Египет. Фирма сотрудничала только с несколькими туроператорами.
2012-2013 гг. – количество сотрудников увеличилось до 10 человек, появились новые направления, добавились автобусные туры, возросло количество партнеров для сотрудничества.
2014-2015 гг. – штат сотрудников вырос до 15 человек. Менеджеры по туризму были разделены на 2 группы, для каждой группы был назначен супервайзер (руководитель группы продаж). Разработана новая система мотивации сотрудников. Существующая на то время система продаж туров и дополнительных услуг усовершенствовалась. Увеличилось количество продаж экзотических направлений (Куба, Мексика, Доминикана, Сейшелы, Индия, Тайланд и т.д.).
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ЦЕНТР ТУРИЗМА ЮЖНЫЙ КРАЙ»
3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ООО «Центр туризма Южный край»
Развитие рыночных отношений создает новые проблемы, необходимость постоянно улучшать обслуживание клиентов, уделять внимание расширению услуг, восстановлению мощностей, внедрению новейших технологий и т. д.
Конкурентоспособность организации определяется показателями ее экономической эффективности. Анализ сильных и слабых сторон организации еще раз показал, что у организации имеется достаточное количество проблем, корень которых лежит в отсутствии устоявшейся стратегии для организации. Сейчас на рынке сформировалось довольно большое количество возможностей развития.
Основными способами увеличения объема предоставляемых услуг являются:
- управлять рекламной компанией;
- скидки постоянным клиентам;
- привлечение внимания к туристическому агентству.
Реализация рекламной компании привлечет новых клиентов, повысит конкурентоспособность.
В этом случае основными методами рекламы должны быть:
- реклама в местных газетах;
- рекламные плакаты;
- растяжки
Предоставление скидок является неотъемлемой частью стимулирования продаж любой компании.
Также скидки могут быть незначительными: от одного до пяти процентов, однако в сочетании с рекламой они могут положительно влиять на объемы.
Скидка: сумма, на которую снижается покупная цена продажи товаров или услуг.
При установлении скидок нужно руководствоваться следующими принципами:
- использование скидок должно обеспечивать положительный эффект, который может выражаться как в увеличении клиентской базы, так и в достижении положительных экономических показателей;
- размер скидки должен учитывать как интересы покупателя, так и интересы продавца;
- при разработке системы скидок следует учитывать размер изначально установленной (базовой) цены, которую изначально рекомендуется устанавливать как можно выше;
- при установлении скидок необходимо учитывать характер эластичности спроса на продаваемую продукцию, поскольку более низкие цены не всегда могут привести к увеличению продаж, поскольку многие товары неэластичны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организационно-правовая форма туристского предприятия Центр туризма «Южный край» - общество с ограниченной ответственностью.
Тип предприятия – турагенство, сфера деятельности – туризм.
Основные виды деятельности компании: отдых на побережье, экскурсии, детский отдых, молодежный отдых, морские круизы, экзотика, корпоративный отдых, оформление документов, бронь гостиниц, билетов и прочие услуги. Кроме того, в Центре туризма предлагают специальные предложения: туры для молодоженов, для именинников, бизнес-туры, паломнические туры, шоп-туры, а также предлагаются горящие туры по популярным направлениям (Египет, Турция, Болгария, Греция, Тайланд, Кипр, ОАЭ и т.д.).
Организационная и управленческая структура компании выглядит следующим образом: директор управляет предприятием. Он подчиняется заместителю директора по общим вопросам, начальнику отдела маркетинга, руководителю отдела продаж, визовому специалисту и бухгалтеру. Руководитель отдела маркетинга, в свою очередь, подчиняется маркетингу и дизайну. Непосредственно подчиненные начальника отдела продаж являются супервайзерами по различным видам туризма, которые в свою очередь подчиняются менеджерам по туризму.
Прямыми конкурентами ООО «Центр туризма «Южный край» являются следующие турагенства: Travelhous, Top-Tur, Smoktravel, Трейдвояж, Softtur, Malibu.
В результате анализа конкурентоспособности было выявлено, что ООО «Центр туризма «Южный край» уступает другим турфирмам г. Минска. В основном это происходит из-за месторасположения, широты ассортимента и объему предоставляемых услуг, отношение потребителей.
Для повышения имиджа туристического агентства предлагается программа лояльности; Рекламная деятельность; улучшение планирования, которое улучшит качество команды благодаря прозрачности перспектив и запланированных задач, повышению роли каждого сотрудника в команде, сопоставлению личных планов развития с коллективными, понятной системе мотивации, основанной на вкладе в развитие предприятия.
1 Александрова, А. Ю. Территориально-производственная система туризма / А.Ю. Александрова // Логистика. – 2015. – № 7. – С. 28-34.
2 Алексеев, Р. С. Анализ туристических услуг в России / Р. С. Алексеев // Инновации и современные технологии в кооперативном секторе экономики : материалы международной научно-практической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений, 20 ноября 2014 г. / Российский университет кооперации. – М., 2014. – С. 488-491.
3 Барчуков, И. С. Анализ применяемых методов оценки качества турпродуктов и услуг: выводы / И. С. Барчуков // Инновации в образовании. – 2012. – № 2. – С. 31-37.
4 Бойко, А. Сколько денег могут принести туристические потоки? / А. Бойко // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 5. – С. 34-37.
5 Вишняков, В. А. Промо-сайт для совершенствования маркетинговых коммуникаций турагенства / В. А. Вишняков // Экономика и управление. – 2013. – № 4. – С. 99-104.
6 Вишняков, В.А. Электронный бизнес и коммерция. УМК / В.А. Вишняков, Ю.В. Бородаенко. — Минск: МИУ, 2010. — 186 с. (6)
7 Волонцевиц, Е. Ф. Конкурентоспособность предприятия туристической индустрии : учеб.-метод. пособие / Е. Ф. Волоицевич. - Минск : РИПО, 2014. - 134 с.
8 Вязовик С. М. Моделирование системы управления развитием туристско-рекреационной дестинации на основе кризис-менеджмента / С. М. Вязовик // Менеджер. — Донецк, 2013. — С. 134–138.
9 Горбылева, З. М. Конкурентоспособность в туризме: особенности определения и измерения / З. М. Горбылева, И. А. Шамардина // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / М-во образования Респ. Беларусь, Белорусский гос. экон. ун-т ; [редкол.: В. Н. Шимов (гл. ред.) и др.]. - Минск : БГЭУ, 2018. — Вып. 11. - С. 120-127.
10 Горбылёва, Я. А. Устойчивое развитие туризма как фактор повышения конкурентоспособности туристского комплекса / И. А. Горбылёва // Конкурентоспособность туристского комплекса Республики Беларусь : монография / Е. Г. Киреенко [и др.] ; под общ. ред. Е. Г. Киреенко, Д. Г. Рететвикова. - Минск : ВГПУ, 2010. - С. 15-29.
11 Грошев, И. В. Рынок туристических услуг для людей зрелого возраста: проблемы и перспективы развития / И.В. Грошев, Е.П. Корчагина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 6. – С. 71-80.
12 Демченко, Е.В. Маркетинг туристических услуг / Е.В. Демченко. — Минск. БГЭУ, 2011. — 160 с.
13 Джуха, В. М. Статистическая модель мультипликатора туристических расходов в Российской Федерации и Ростовской области / В. М. Джуха, М. С. Гагай // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 14 (апрель). – С. 37-43.
14 Ефремова, М. В. Проблемы и перспективы интернет-продаж в туристическом и гостиничном секторах России / М. В. Ефремова, Д.В. Коротин // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – № 5. – С. 75-78.
15 Зданович, В. М. Сочетая теорию и практику / В. М. Зданович, С. И. Романюк // Стандартизация. – 2014. – № 1. – С. 18-19.
16 Зобнина, М. Р. Потребительское поведение в индустрии туризма и гостеприимства: актуальные направления исследований / М.Р. Зобнина, А.Г. Рожков // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – № 6. – С. 53-60.
17 Копанев, А. С. Формирование национальной маркетинговой стратегии развития туристского комплекса на основе конкурентных преимуществ / А. С. Копанев // Конкурентоспособность туристского комплекса Республики Беларусь : монография / Е. Г. Киреенко [и др.] ; под общ. ред. Е. Г. Киреенко, Д. Г. Рететникова. — Минск : БГПУ, 2010. — С. 58-71.
18 Куярова, Л. Туристический бизнес и социальная ответственность / Любовь Куярова, Рафаэль Габрилян // Проблемы теории и практики управления. – 2012. — № 6. — С. 44-49.
19 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республика Беларусь на период до 2030 года // Экон. бюл. НИЭИ М-ва экономики Респ. Беларусь. - 2015. -М 4 (214). - С. 6-9.
20 Осетник, О. Инициативный туроператор на рынках отраслевого туризма / О. Осетник, С. Харитонович // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 6. – С. 15-19.
21 Поклонова, Е. В. Экономико-статистический анализ туристскорй отрасли Красноярского края как основы формирования кластера в регионе / Е. В. Поклонова, И. П. Загора // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 15 (апрель). – С. 47-57.
22 Пути повышения конкурентоспособности туристской организации / Т.В. Перова, Г.А. Евтухова // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 76.
23 Тарасёнок, А. И. Геозкономический механизм обеспечения конкурентоспособности туристской дестинации (на примере Республики Беларусь) : монография / А. И. Тарасёнок. — Минск : БГЭУ, 2016. — 199 с.
24 Шаекина, Ж. М. Значение туристского логотипа в брендинге страны / Шаекина Ж. М., Тлеубердинова А. Т., Усенова Д. М. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 6. – С. 49-56.
25 Шпилевой, И. Н. Межгосударственный туризм: теоретико-методологические основы и тенденции развития / И. Н. Шпилевой // Потребительская кооперация. – 2015. – № 1. – С. 74-79.
26 Юркевич, М. Система показателей для стратегического мониторинга состояния и развития туристского рынка : (на примере города Москвы) / М. Юркевич // Логистика. – 2013. – № 12. – С. 64-67.
27 Ярош, О. Б. Международные маркетинговые стратегии развития туризма в странах – участницах Союза для Средиземноморья (на примере Алжира) / О. Б. Ярош, Э. А. Митина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 1. – С. 114-121.