Введение
1 Общая характеристика правового регулирования аудита и аудиторской деятельности
1.1 Понятие аудита и аудиторской деятельности
1.2 Особенности аудиторской деятельности
1.3 Государственное регулирование аудиторской деятельности
2 Проблемы и пути совершенствования правового регулирования аудита и аудиторской деятельности
2.1 Проблемы правового регулирования аудита и аудиторской деятельности
2.2 Пути совершенствования правового регулирования аудита и аудиторской деятельности
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос функционирования аудиторских организаций не является новым. Среди авторов, которые рассматривали данную проблему В.Н. Лемеш [8, c. 15], С.Л. Коротаев [5] и другие. Важным аспектом, который влияет на успешное функционирование организаций данного вида являются четко по-ставленные задачи и требования, которые можно определить в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Первой проблемой, с которыми столкнулись аудиторские организации, которые только начали функционировать на территории Республики Беларусь, было отсутствие необходимо правовой основы.
Так, 29.03.1991 была создана Аудиторская палата СССР. Цель работы Аудиторской палаты была в содействии развитию аудиторской деятельности. В ее функции входили: координация и поддержка аудиторской службы, раз-работка методологических рекомендаций и квалификационных требований к аудиторам, их аттестации, выдача сертификатов на занятие аудитом, контроль за качеством работ. Характерной черной аудиторской палаты СССР являлось объединение на добровольных началах аудиторские ассоциации, организации, банковские и страховые организации, специалистов в области аудита и финансов.
В 2006 году зарегистрировано общественное объединение «Ассоциация сертифицированных бухгалтеров и аудиторов Беларуси» (далее – АСБА). Основным направлением деятельности АСБА было взаимодействие с международными организациями в области сертификации специалистов учетных профессий и укрепления доверия к ним со стороны общества. В Республике Беларусь - это единственная профессиональная ассоциация, которая являлась членом Евразийского совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов, с которым непосредственно связана сертификационная программа CIPA.
В 01.01.2015 г. в Республике Беларусь действовало 1535 аудиторов, в свою очередь на 01.01.2014 г. их было 1553. По данным Министерства Финансов Республики Беларусь за 2014 год 117 аудиторскими организациями были оказаны услуги на сумму 280201 млн. руб., а за аналогичный период времени 2013 г. данная сумма составляла 231614 млн. руб.
В ЕГР 12.09.2016 зарегистрировано общественное объединение «Союз сертифицированных аудиторов и бухгалтеров».
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТА И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие аудита и аудиторской деятельности
Аудит – исключительно деятельность по проведению проверки финансовой (бухгалтерской) отчётности и данных учёта и выражение по результатам такой проверки обоснованного независимого мнения аудитора о достоверности такой отчётности в форме письменного аудиторского заключения.
Аудиторская деятельность это предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельно-сти), индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Развитие аудита было обусловлено объективными потребностями развития экономики и общества в целом, необходимостью обеспечить баланс инвесторов и собственников, с одной стороны, и лиц, управляющих этим имуществом (в частности предприятиями) с другой. Возникнув в западных странах как разновидность государственного финансового контроля, аудит трансформировался в независимый институт, роль которого возрастает по мере активизации старых и появления новых финансово-экономических рисков. Постепенно правовая регламентация закрепила специальные правила осуществления аудиторской деятельности. Несмотря на особенности его становления в различных странах, налицо общие закономерности в законодательном определении сущности, задач, видов и направлений аудита. Теория и практика аудита не имеет столь длительной исторической традиции, как и сама рыночная экономика, поэтому опыт зарубежных стран в государственно-правовом регулировании аудита представляет значительный интерес.
На современном этапе правовое регулирование аудита, в том числе и гражданско-правовое, представляет собой динамично развивающееся явление, атрибут рыночной экономики, отражает экономические реалии, которые подвержены многим рискам. Оно должно обеспечить баланс частноправовых и публичных интересов, в чем состоит сложность для законодателя. Поэтому актуален вопрос о правовом регулировании с целью совершенствования законодательства в этой сфере [4, с. 25].
2 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТА И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Проблемы правового регулирования аудита и аудиторской деятельности
В настоящее время в Республике Беларусь сформировался устойчивый спрос на основные виды аудиторских услуг. Основную роль здесь играет обязательный аудит. Несмотря на то, что в стране действует многоэтапная система контроля, представленная многочисленными органами государственного контроля и надзора, аудит имеет особое значение, так как это единственный вид независимого контроля за достоверностью финансовой от-четности. Поэтому аудит во всем мире рассматривается как инструмент, который гарантирует достоверность экономической информации для государства, руководителей и владельцев компаний.
Аудиторская деятельность в Республике Беларусь существует уже около тридцати лет. В системе финансового контроля это был первый шаг к развитию частного контроля. Роль и значение аудита в современной системе экономических отношений постоянно растет. Необходимость в этом связана с развитием рыночных отношений и необходимостью достоверной экономической информации о финансовом состоянии субъектов хозяйствования, которая обеспечивает интересы экономической безопасности государства, собственников, акционеров, инвесторов, кредиторов и других заинтересованных сторон. Ключевой предпосылкой для появления аудита и его последующего развития была необходимость предоставления независимого мнения о достоверности финансовой отчетности.
В Республике Беларусь создана нормативно-правовая база для регулирования аудиторской деятельности организаций, которая устанавливает и регулирует порядок деятельности аудиторов.
Следует отметить, что сегодня рынок аудиторских услуг в Беларуси развивается довольно быстро. Необходимость гармонизации национальных стандартов аудита с международными стандартами, необходимость повышения эффективности аудита и его качества обусловлены расширением между-народных экономических связей, углублением интеграционных процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важно отметить, что в новой редакции Закона изменились подходы к возможности проведения аудиторскими организациями обязательного ауди-та отчетов, подготовленных в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, с точки зрения необходимости иметь как минимум трех (вместо двух) аудиторов, прошедших специальную подготовку по Международным стандартам финансовой отчетности.
Аудиторская организация вправе осуществлять аудиторскую деятельность с соблюдением определенных требований в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» [3]:
1) Наличие как минимум пяти аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы
2) управление аудиторской организацией осуществляется аудитором, который осуществлял аудиторскую деятельность в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя или, в течение не менее двух лет после включения информации о нем в реестр аудита, фактически участвовал в проведении аудита виды деятельности.
3) членство аудиторской организации в Счетной палате.
4) Аудиторская организация должна быть включена в аудиторский реестр.
5) Возможность налогового консультирования работников, проверяемых организацией.
6) Проверка годовой финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
7) Предоставление информации о финансово-экономических показателях проверяемой организации в Счетную палату.
8) Счетная палата имеет право приостановить членство в организации и исключить из реестра.
В настоящее время, несмотря на то, что созданы необходимые условия для эффективного осуществления аудиторской деятельности (законодатель-ная база, регулирующие органы), все еще существуют определенные проблемы для аудита Республики Беларусь, основными из которых являются:
- ограниченные возможности для большинства аудиторских организаций (небольшой размер, низкая финансовая устойчивость, недостаточный уровень квалификации);
- непризнание белорусского аудита на международном уровне [3].
Для решения выявленных проблем необходимо внедрить универсальную систему оценки качества аудита, в том числе системы внутреннего и внешнего контроля. Новые технологии, которые помогут повысить эффективность аудита, также помогут решить проблемы.
1. Акулич, Ю. Соотношение цены и качества аудиторских услуг / Ю. Акулич // Главный бухгалтер. – 2012. –№13. – С. 82.
2. Главный бухгалтер – бухгалтерский портал [Электронный ресурс] / Аудиторская деятельность – прогнозы и перспективы: оnline конференция – Режим доступа: http://www.gb.by/novosti/bukhuchet/auditorskaya-deyatelnostprognozy-i-pers.
3. Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 12.07.2013 г. №56-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300056.
4. Калитько, Ю.В. Актуальные проблемы развития аудита в Республике Беларусь / Ю.В. Калитько, С.В. Чернорук // Научный потенциал молодежи – будущему Беларуси: материалы IV международной молодежной научно-практической конференции. В 4Ч. – Пинск: ПолесГУ, 2010. – Ч.3. – С. 25.
5. Коротаев, С.Л. Как решить проблему демпинга? / С.Л. Коротаев // Финансы. Учет. Аудит. – 2015. – № 5. – С. 36-38.
6. Лемеш, В. Н. Организация контроля качества аудита в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития / В. Н. Лемеш // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / М-во образования Респ. Беларусь, Белорусский гос. экон. ун-т ; [редкол.: В. Н. Шимов (гл. ред.) и др.]. – Минск: БГЭУ, 2018. – Вып. 11. – 645. С. 259265.
7. Лемеш, В.Н. Значение международных стандартов аудита для аудиторской деятельности в Республике Беларусь. Стандартизация и сертификация: опыт стран Европейского союза и перспективы сотрудничества для России: материалы Международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 5 апреля 2018 года) / отв. ред. И.А. Волкова. – Нижневар-товск: Издательство Нижневартовского государственного университета, 2018. – 446 с. (с. 118-122).
8. Лемеш, В.Н. Изменения в правовом регулировании аудита в Республике Беларусь. «Учетно-аналитические инструменты исследования экономики региона», (2017, Махачкала). Материалы II Международной научно-практической конференции [Текст]: / редкол. Гаджиева Н.Г. [и др.]. – Махачкала: Изд-во Даг.гос. ун-та, Издательство «Апробация», 2018. – 618 с. (с. 335-340)
9. Лемеш, В.Н. Контроль и аудит: учебное пособие / В.Н. Лемеш. – Минск: Амалфея, 2018. – 332 с.
10. Лемеш, В.Н. Словарь терминов, используемых в аудиторской деятельности. ИПС «Эксперт» / В.Н. Лемеш.
11. Лемеш, В.Н. Форсайт бухгалтерского учета и аудита в условиях цифровой экономики Фінансово-економічний розвиток України в умовах трансформаційних перетворень: матеріали VII всеукр. наук.-практ. конф. 26 квітн. 2018 р. (ЛТЕУ, м. Львів). Тернопіль : Крок, 2018. 167 с. (с. 147-150).
12. Модельный закон «О внутреннем аудите в организациях государственного сектора», (принят в г. СанктПетербурге 16.04.2015 постановлением 42-13 на 42-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cis.minsk.by/page/174.
13. Модельный закон «Об аудите», утвержденный постановлением Межпарламентской Ассамблеи Государств – Участников Содружества Независимых Государств от 8 июня 1997 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cis.minsk.by/page/174.
14. Модельный закон «Об аудиторской деятельности» (принят в г. Санкт-Петербурге 16.04.2015 постановлением 42-12 на 42-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cis.minsk.by/page/174.
15. Модельный закон «Об экологическом аудите» (принят в г. Санкт-Петербурге 29.11.2013 постановление № 395 на 39 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cis.minsk.by/page/174.
16. Национальные правила аудиторской деятельности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/auditor_activities/legislative_acts/f32a82889d70301e.html.
17. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.minfin.gov.by.
18. Сайт Ассоциации аудиторских организаций [Электронный ресурс]. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.audit-rb.by.
19. Усенбаева, И.Р. Аудиторская деятельность и перспективы ее развития в Кыргызской Республике / И.Р. Усенбаева. – Литература. – 2010. №1. – С. 15.
20. Handbook of International Quality Control, Auditing, Review, Other Assurance, and Related Services Pronouncements : in 3 vol. / NewYork : Interna-tionalFederationofAccountants, 2014. – 1 vol.
21. Handbook of International Quality Control, Auditing, Review, Other Assurance, and Related Services Pronouncements : in 3 vol. / New York : Inter-national Federation of Accountants, 2014. – 2 vol.