Введение
1 История возникновения и развития театрального дела в Беларуси
1.1 Возникновение театрального дела на территории Беларуси
1.2 Становление театров в городе Минск
2 Составление и описание экскурсии Минск театральный
2.1 Изучение театров Минска
2.2 Составление экскурсии Минск театральный
3 Современное состояние перспективы развития экскурсионно-туристической деятельности.
3.1 Современное состояние театральной деятельности в Беларуси
3.2 Перспективы развития театрального дела
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Современный туристский рынок республики Беларусь требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. При составлении экскурсии, экскурсионный продукт, должен иметь свою оригинальность, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта. Для этого необходимо тщательно проработать методику подготовки и проведения экскурсии.
Цель курсовой: составить экскурсионный маршрут по театрам Минска.
Задачи:
1. изучение материала по данной теме (литература, источники Internet, СМИ);
2. рассмотрение основных понятий;
3. изучение историко-культурного наследия населенных пунктов;
4. составление технологической карты экскурсии.
Туризм, в настоящее время является многогранным явлением, которое тесно связанно с экономикой, историей, географией, архитектурой, медициной, культурой, спортом и другими науками. Однако ни одна из этих наук не может полностью и исчерпывающе охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально-экономических институтов не в возможности самостоятельно решить комплекс его проблем.
Значительную роль в процессе развития туризма в Беларуси начинает отыгрывать факторы, связанные с богатым историческим наследием, красотой природы.
Туризм является эффективным средством для борьбы с возросшими психологическими нагрузками.
Экскурсия по маршруту Минск театральный позволит расширить кругозор о стране как граждан Республики Беларусь, так и приезжих туристов, а также изучить Минск как культурную столицу нашей страны.
На данный момент вопрос развития туризма в Беларуси является актуальным. Поэтому в курсовой работе будет изучена история развития и становление, зарождение театрального дела в Беларуси, его развитие, методические рекомендации для разработки экскурсионного маршрута и составлена экскурсия Минск театральный с технологической картой.
Современный театр сформировался под влиянием многих факторов. Время, мода, экономика и даже политика влияет на репертуары театров и формы постановок. Не зря существует высказывание «Театр – это зеркало жизни». На мой взгляд, современный театр не только отражает жизнь, но и уделяет пристальное внимание внутреннему миру современного человека, поэтому так важно определять характер современного состояния театра.
1 История возникновения и развития театрального дела в Беларуси
1.1 Возникновение театрального дела на территории Беларуси
Экскурсионный потенциал Республики Беларусь основывается на разнообразии и уникальной красоте природы, многообразии историко-культурного наследия в состав которого входит более чем 5 тыс. объектов, которые имеют историческую, культурную, архитектурную значимость, а также памятных мест, связанных с выдающимися именами деятелей мировой истории и культуры. В результате создания новых туристических и экскурсионных маршрутов формируется позитивный имидж нашей страны, а так же увеличение потока туристов.
Республика Беларусь имеет огромный потенциал в развитии экологического и культурного туризма, которая предусматривает посещение национальных парков, заказников, заповедников, памятников природы, истории и культуры. На данный момент разработано более 700 маршрутов экскурсий и различных туров.
Начало развития туризма и экскурсий в нашей стране приходится на середину XIX века [1].
История белорусских театров насчитывает в себе не одно столетие. Белорусский народный театр начал развиваться еще из древних обрядов, трупп придворных богатеев, бродячих музыкантов, а так же деятельности любительских коллективов XIX – XX веков.
На нашей страны бродячие артисты не просто выступали, а постигали истоки своего профессиолизма. К примеру, в Сморгони до середины XIX века находилась единственная в мире медвежья академия. Медвежат отлавливали в лесу и учили танцевать, а потом отправлялись с ними на различные ярмарки по Европе [2].
Первыми профессиональными актерами нашей страны являются скоморохи. Первое упоминание о них можно найти в летописях XII в. С того времени и начинается отсчет зарождения театрального мастерства на территории Беларуси. С XII в сведения о скоморохах можно найти во многих документах, к примеру, в документе «Литовская метрика» XVI века не просто называются разные профессии скоморохов, но определяется наиболее высокий по сравнению с другими группами городских жителей налог. Артисты были желанными гостями в разных городах без которых не могла обойтись не одно гуляние. Скоморохи были как оседлыми так и бродячими, но основная масса принадлежала к бродячим. Их художественный образ состоял из элементов игры, танца, пантомимы с остроумными диалогами, песнями ‒ монологами и др.
2 Составление и описание экскурсии Минск театральный
2.1 Изучение театров Минска
Город Минск насчитывает огромное количество театров богатых историческим прошлым (Приложение 1).
В столице нашей страны находится единственный в Республике Беларусь Национальный академический Большой театр оперы и балета. Большой театр является главной музыкальной и театральной сценой Беларуси. Помещение театра имеет статус памятника архитектуры на национальном уровне и является образцом советского довоенного конструктивизма. Во времена СССР театр имел репутацию одного из ярких и открытых к творчеству оперных коллективов, за что и получил звание «Большой», а также был награжден орденом Ленина. В 1964 году присвоено звание «Академический». Театр расположен на площади Парижской коммуны.
Театр включает в себя оперную и балетную труппу, симфонический оркестр, хор, а так же детскую музыкальную студию.
Представления спектаклей идут на языке оригинала, а также на обоих государственных языках, что является отличием от многих других театров.
Белорусская государственная филармония расположена на площади Независимости. Была открыта в 1937 году в составе симфонического оркестра, оркестра белорусских народных инструментов, а также Белорусского ансамбля народной песни и танца и Белорусской хоровой капеллы.
Здание филармонии включало в себя зал с 930 мест, что позволяло существенно увеличить количество концертов, расширяет их тематику.
Открытие филармонии состоялось в 1963 году, где прозвучал первый органный концерт, что позволило открыть новую страницу в истории органного мастерства на территории Беларуси.
В 2004 году была проведена реконструкция здания. От старой филармонии остался лишь фундамент. Интерьер отвечает современным стандартам, было улучшено качество звучания, однако было сокращено количество мест в зале. Теперь, филармония рассчитана на 690 мест, на ряду с большим залом был открыт и малый на 190 мест [11].
Старейшим театром Беларуси является Национальный академический театр имени Янки Купалы. Открылся в 1920 году как Белорусский государственный театр и по праву называется «первой сценой республики».
В 1944 году был переименован в честь классика белорусской литературы, поэта Янки Купалы. Была проведена реконструкция и уже в 2013 открылся вновь.
3 Современное состояние перспективы развития экскурсионно-туристической деятельности
Во многих государствах мира туристическая деятельность развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, религиозными и духовными ценностями данной страны и её народа. Туризм, экскурсионные маршруты являются источником повышения благосостояния государства и как фактор усиления престижа страны, роста её значения на мировом рынке и в глазах рядовых граждан.
Экскурсии зарождаются на основе поездок научного, познавательного, а так же образовательного характера.
Сегодня туристский рынок Беларуси требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности. Огромный историко-культурный потенциал нашей страны предоставляет неограниченные возможности для организации туристско-экскурсионной деятельности. К перспективным направлениям развития экскурсионного туризма в нашей стране можно отнести: разработку авторских экскурсий по городам, других, составление тематических экскурсионных туров, например, посещение дворцово-парковых ансамблей.
К основным проблемам экскурсионного туризма в Беларуси:
1. материально-техническая база туризма, примерно на 80% устарела и нуждается в реконструкции;
2. имеются нереализованные возможности внутренних туристических ресурсов. Новые туристические комплексы смогут создать дополнительные рабочие места;
3. рост цен на услуги, главным образом транспортные, несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг.
Для успешного развития экскурсионной деятельности и туризма необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства.
В целом обновленный формат экскурсионной деятельности позволяет способствовать подъему образовательного и культурного уровня населения, изменить к лучшему быт горожан и увеличить их интерес к собственному городу, придать своим домам, улицам, паркам красивый и привлекательный облик.
В туристическом плане Беларусь имеет множество преимуществ в сравнении с другими странами. Это близость к Западной Европе, Скандинавии ‒ туристическому рынку с высоким финансовым потенциалом; соседство со странами Балтии, Россией и Польшей ‒ важным ресурсом для развития приграничного туризма; древняя история и самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость, из них 4,8 тыс. ‒ национального значения); сохранившийся природный потенциал (обширные лесные массивы, множество водных акваторий, природные лечебные ресурсы, богатое биологическое и генетическое разнообразие).
Заключение
Подводя итоги, можно констатировать, что театр сегодня по-прежнему привлекает публику и не оставляет равнодушным. Театр – это та площадка, которая предлагает собственный способ познания окружающего мира через сценическое пространство, текст, музыку, игру актера и т.д. Постигая смысл спектакля, человек постигает и смысл жизни, тем самым театральное искусство выступает могучим средством воспитания человека. Показывая действительность в концентрированных художественных образах, театр учит мыслить и чувствовать, помогает вырабатывать гражданскую и нравственную позицию.
Для оценки театрального дела Беларуси была изучена история становление театров, методика построения экскурсии и отбора объектов. В результате чего была составлена экскурсия Минск театральный и составлена к ней технологическая карта для экскурсовода.
Сегодня в Республике Беларусь действует 51 государственная театрально-зрелищная организация, в том числе 28 театров (из них ГУ «Драматический театр Белорусской Армии» относится к системе Министерства обороны Республики Беларусь), 20 концертных организаций и 2 цирка. Статус «национальный» имеют 4 театра и 2 концертные организации, статус «академический» дан 1 театру, звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь» присвоено 10 театрам и 3-м концертным организациям. Коллективов художественного творчества на профессиональной основе – 74. Из них по видам искусства: музыкально-инструментальное искусство – 21 коллектив, вокально-хоровое искусство – 10 коллективов, хореографическое искусство – 30 коллективов, цирковое искусство – 3 коллектива, сочетание различных жанров – 7 коллективов.
Благодаря существующему многообразию видов и жанров театрального искусства человек идет в театр и по-настоящему открывает для себя его и становится преданным зрителем. Театр всегда предстает перед зрителями ярким, проникновенным, глубоким и завораживающим, за это его и любят.
1 Винокурова, С.П. Культура. Наука. Творчество / С.П. Винокурова. – Минск: БГАИ, 2008. – 359 с
2 Громов, Я А. Театральная Беларусь в 2-х томах, Т. 1 / Я.А. Громов. – Минск: Время, 2002. – 352 с
3 Деружинский, В.С. Мифы о Беларуси / В.С. Деружинский. – Минск: Харвест, 2013. – 336 с
4 Захарина, Ю.Ю. Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика / Ю.Ю. Захарина. – Минск: БГПУ, 2008. – 269 с
5 Культура: открытый формат – 2013 / Министерство культуры Республики Беларусь / Коллектив авторов. – Минск, БГУКИ, 2013. – 469 с
6 Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – Москва: Прогресс, 1974. – 386 с
7 Мартинович, Н.Е. Основы режиссуры и сценического мастерства / Н.Е. Мартинович. – Витебск: УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», 2013. – 38 с
8 Мясникович, М.В. Современная Беларусь: энциклопедический справочник в 3-х томах, Т.3 // Культура и искусство / М.В. Мясникович. – Минск: Белорусская наука, 2007. – 778 с
9 Смольский, Р.Б., Раков, А.А. Социология современной культуры / Р.Б. Смольский, А.А. Раков. - Минск.: Бел. ГАИ, Ин-т экономики НАН Беларуси, 2005. ‒ 82 с
10 Смольский Р.Б, Раков, А.А., Грибайло, В.А. Стратегия успеха: Опыт реформирования театрального дела в Беларуси / Р.Б. Смольский, А.А. Раков, В.А. Грибайло. ‒ Минск.: Изд-во Белорусской государственной академии искусств, 2005. ‒ 162 с
11 Соболевский, А.В. Театр // Республика Беларусь: энциклопедия в 6-ти томах, Т. 1 / А.В. Соболевский. – Минск: БелЭн, 2005. – 989 с
12 Страдов, Г.М. Продюсерство в театре / Г.М. Страдов. – Минск: Современные знания, 2008. – 74 с
13 Ювченко, Н.А. Театрально-музыкальное искусство Беларуси: новые исследовательские аспекты / Н.А. Ювченко. – Минск: Высшая школа, 2010. – 266 с
14 Юдчиц, Г.В. Театральное пространство / Г.В. Юдчиц. – Минск: Право и экономика, 2007. – 219 с
15 Беларуская культура, 2014 / Мiнiстэрства культуры Рэспублiкi Беларусь. – Мiнск: Iнбелкульт, 2015. – 419 с
16 Смольскi, Р.Б. Тэатральнае мастацтва / Р.Б. Смольскi. – Мiнск: Беларуская навука, 2012. – 758 с
17 Сохар, М.Ю. Тэатральная школа Беларусi: ад вытокаў да сучаснасцi / М.Ю. Сохар. – Мiнск: А.М. Вараксiн, 2013. – 518 с
18 Белорусский государственный академический музыкальный театр [Интернет-ресурс] – Минск, 2016. – Режим доступа: www.musicaltheatre.by – Дата доступа: 01.04.2016
19 Национальный академический Большой театр оперы и билета Республики Беларусь [Интернет-ресурс] – Минск, 2016. – Режим доступа: www.bolshoibelarus.by ‒ Дата доступа: 04.04.2016
20 Мазуро, О.Е. Театр в условиях рынка: на примере состояния театрального процесса Беларуси и некоторых стран ближнего зарубежья: по материалам белорусской и российской печати / О.Е. Мазуро /Актуальныя праблемы культуры i мастацтва, 2001 ‒ 2006: iнфарм.‒ аналiтычны зб. / НББ