Важный элемент в обслуживании туристов - услуги ресторанного хозяйства. Предприятия ресторанного хозяйства обслуживают достаточно разнообразный контингент посетителей-туристов как отечественных, так и иностранных, как организованных, так и индивидуальных. Для каждой категории потребителей нужны особые методы, приемы обслуживания.
В процессе обслуживания туристов ресторанное хозяйство занимает важное место и приобретает специфические черты, что позволяет считать ресторанное хозяйство в курортно-туристических центрах составляющей индустрии туризма. Характерной особенностью обслуживания туристов в гостиницах есть предоставление им полного комплекса услуг.
Как и любая отрасль хозяйствования ресторанное хозяйство прошло свой путь становления, без знания которого невозможно движение вперед. Для того чтобы туризм наиболее полно отвечал запросам потребителей, необходимо наиболее полно удовлетворять потребности туристов. Развитие инноваций должно опираться на традиции, чтобы иметь возможность для кардинальных изменений.
Исследованием истории организации ресторанного хозяйства занимались, как ученые-туризмоведы Байлик С.И., Браймер Р., Волков Ю.Ф., Кабушкин Н.И., Любицева О.О., Мальская М.П., так и специалисты в области организации общественного питания Белошапка М.И., Ефимова О.П., Дудка Г.А., Пятницка Г.Т.
Актуальность данной темы состоит из создания твердого базиса отрасли из традиций и исторических аспектов развития для дальнейшего производства конкурентоспособного обслуживания туристов и совершенствования предприятий общественного питания в целом.
Цель курсовой работы – изучить историю инфраструктуры предприятий питания.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- охарактеризовать историю развития предприятий питания;
- проанализировать современное состояние общественного питания в Беларуси;
- описать основные тенденции развития предприятий питания в Республике Беларусь.
Объектом история развития предприятий питания.
Предмет исследования современное состояние инфраструктуры питания в Республике Беларусь.
Харчевни - прообразы современных ресторанов известные давно. Упоминания о подобных предприятиях - таверны - содержат древние манускрипты, в частности Кодекс царя Вавилонии Хаммурапи, написанный около 1700 гг. до нашей эры.
В Древней Греции уже в I тыс. до нашей эры таверны были неотъемлемой составляющей общественной жизни. Прежде всего они были предназначены для предоставления услуг питания. Несколько позже, с развитием торговли, появился такой тип предприятий, как постоялые дворы. Наиболее разветвленная сеть постоялых дворов была создана на территории Римской империи. Постоялые дворы располагались вдоль главных дорог, в городах и селах, на расстоянии 25 миль (40,225 км) друг от друга. Услуги в таких заведениях предоставлялись по классовому признаку: ни купцы, ни другие посетители - представители простых сословий - не могли питаться вместе с государственными служащими или правительственными гонцами. Это обстоятельство повлияло на качество и ассортимент услуг: и таверны, и постоялые дворы, предназначенные для обслуживания населения низших сословий, оказывали минимальные услуги питания и размещения.
Развития общепита способствовало оживление торговых связей со странами Ближнего Востока и Азии, в частности, в тех регионах, по территории которых пролегали важные торговые пути и передвигались караваны. На отдых караваны останавливались в караван-сараях, известных с II-I тыс. до нашей эры. Особое распространение они получили в средневековье, в старину расстояние между караван-сараями обычно составляла 30-40 км, что соответствовало дня перехода каравана.
В средневековой Османской империи, от Кавказа на севере до Средиземноморья на юге, действовала разветвленная сеть караван-сараев. Западные караван-сараи были расположены вблизи современной Шкодра в Албании и даже у озера Врана (современная Хорватия), а самые восточные - в Афганистане [7, с. 2-7].
В караван-сараях, можно было не только поесть или переночевать. Здесь были бани, пункты обмена денежных знаков и торговли.
В сфере туристического обслуживания питание считается одной из важнейших услуг, но не является обязательной в составе туристского продукта и может не предоставляться в процессе реализации тура. Однако следует учесть тот факт, что потребность человека в питании является физиологической. В случае непредоставления данной услуги в процессе путешествия, организаторам туров следует озаботиться двумя проблемами:
- проблемой резервирования определенного количества времени на питание туристов;
- проблемой доведения до туристов информации об имеющихся в местности предприятиях питания [16, с.55-59].
Индустрия питания для туристов состоит из кафе, баров, ресторанов, столовых, буфетов, шашлычных, киосков и т.п. Перечисленные заведения могут быть собственностью туристической фирмы либо использоваться на правах аренды. Большая часть из них входит в состав туристическо-гостиничного блока; в состав гостиниц; в состав других средств размещения; автономные.
Предприятия питания различают по способам обслуживания: заведения с самообслуживанием, обслуживаемые официантами и со смешанным обслуживанием.
Зависимо от режима питания, предприятия предоставляют такие виды услуг: завтрак, полный пансион, полупансион, специальное питание для детей и прочее.
Различные типы предприятий общественного питания осуществляют также другие услуги по организации потребления продукции и обслуживания:
- организация и обслуживание: торжеств, семейных обедов и ритуальных мероприятий; участников конференций, семинаров, совещаний, культурно-массовых мероприятий в зонах отдыха;
- в пути следования пассажирского транспорта (вагон-ресторан); в номерах гостиниц;
- бронирование мест в зале предприятия общественного питания;
Услуги питания в туризме выступают как одни из главных, так как удовлетворяют физиологическую потребность туристов в пище. Однако процесс потребления пищи часто совпадает в туризме с процессом общения между людьми, имеют место также развлекательные аспекты.
Питаются туристы в соответствии с условиями, указанными в путевке, ваучере, договоре, - в ресторанах, кафе, барах и других приспособленных для этого предприятиях ресторанного хазяйства.
Для организации питания туристов используют рестораны, столовые, кафе при гостиницах, мотелях, кемпингах Если они не могут обеспечить питанием всех проживающих, туристическим фирмам следует предложить соседние предприятия ресторанного хозяйства. При выборе места питания необходимо оценить вероятное количество посетителей заведения. Режим работы предприятий питания и форма обслуживания также очень важны при организации питания для туристов. Режим и формы обслуживания не обязательно должны быть постоянны во времени, они могут меняться в зависимости от времени года, вида туризма в данное время, а также предпочтений ожидаемой группы туристов.
Особое внимание следует уделять сервиса завтраков, так как с завтрака начинается день потребителей и от его организации во многом зависят их самочувствие и настроение
Обычно завтрак туристам предоставляется по схеме "шведский стол" с самообслуживанием и выбором блюд из предоставленного ассортимента, по желанию В гостиницах высоких категорий завтрак можно заказать в кафе ресторане или в номер В номерах, оборудованных кухнями и мини-барами, завтрак турист готовит самостоятельно.
Одним из наиболее востребованных из возможных сервисов по предоставлению питания является сервис завтраков. Следует отметить, что завтраки могут предоставляться при различных методах обслуживания и различными видами сервиса. При обслуживании иностранных туристов необходимо учитывать национальные особенности туристов и организовывать знакомство с национальной кухней Беларуси.
Анализ рыночной ситуации индустрии общественного питания Беларуси показывает наличие предпосылок для стабильного роста, а угрозы и слабые стороны, скорее ситуативны, и нивелируются путем коррекции ресторанной концепции или стратегии развития отдельного ресторанного предприятия.
1. Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» от 8 января 2014 года № 128-З. - Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. - 2005– 2014. - Режим доступа: http://www.pravo.by – Дата доступа: 25.12.14.
2. Закон Республики Беларусь «О туризме» № 326-З от 25 ноября 1999 года. - Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. - 2005–2014. - Режим доступа: http://www.pravo.by – Дата доступа: 29.12.14.
3. Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность. Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие / Г.А. Аванесова. - М: Аспект Пресс, 2006. - 320 с.
4. Архипов, В.В. Организация ресторанного хозяйства: Учебное пособие / В.В. Архипов. - М.: Центр учебной литературы, 2007. - 280 с.
5. Архипов, В.В. Ресторанное дело: Ассортимент, технология и управление качеством продукции в современном ресторане: Учебное пособие / В.В. Архипов, Т.В. Иванникова, А.В. Архипова. - М.: Фирма "ИНКОС", Центр учебной литерат туры, 2007. - 382 с.
6. Белошапка, М. И. Технология ресторанного обслуживания: Учебное пособие / М.И. Белошапка. - М: Изд центр "Академия", 2004. - 224 с.
7. Богушева, В.И. Бары и рестораны. Искусство обслуживания / В.И. Богушева. - Ростов-н / Д: Феникс, 2001. – 352 с.
8. Бондаренко, Г.А. Гостиничное и ресторанное хозяйство: Учебно-практическое пособие / Г.А. Бондаренко. - Минск: БГЭУ, 2001. – 326 с.
9. Борисова, Ю.Н. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания / Ю.Н. Борисова. - М: РИБ "Турист", 1997. – 178с.
10. Волощук, Г.А. Особенности кухни народов мира / Г.А. Волощук, А.В. Ничипоренко. - М.: Реклама, 1990. - 128 с.
11. Джум, И. Организация и технология питания туристов: Учебное пособие / И. Джум, С.А. Ольшанская. - М: Магистр, 2011. - 320 с.
12. Дурович, А.П. Маркетинг гостиниц и ресторанов / А.П. Дурович. - М: Новое знание, 2006. -201с.
13. Ефимова, О.П., Экономика гостиниц и ресторанов: Учебное пособие / О.П. Ефимова, Н.А. Ефимова, И.А. Олефиренко. - М: Новое знание, 2006. - 392 с.
14. Захарченко, М.Н. Обслуживание в предприятиях общественного питания / М.Н. Захарченко. - М.: Экономика, 1986.- 255с.
15. Зубарь, Н.М. Логистика в ресторанном хозяйстве: Учебное пособие / Н.М. Зубарь, М.Ю. Григорак. - М.: Центр учебной литературы, 2010. - 312 с.
16. Кабушкин Н. И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. - Минск: Новое знание, 2003. - 368 с.
17. Карпенко, В.Д. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: Учебное пособие / В.Д. Карпенко, А.Л. Рогова, В.Г. Шкарупа. - М.: НМЦ, 2003. - 248 с.
18. Мальская, М.П. Основы туристического бизнеса: Учебное пособие / М.П. Мальская, В.В. Худо, В.И. Чубук. - М, 2013. - 295 с.
19. Малыш, Л.П. Сервисология и сервисная деятельность: Учебное пособие / Л.П. Малыш, О.М. Варапаев, А.В. Циолковский - Х: ХГУПТ, 2009. - 211 с.
20. Маркова, В.Д. Маркетинг услуг / В.Д. Маркова. - М: Финансы и статистика, 1996. - 128 с.
21. Менеджмент ресторанного хозяйства: Учебное пособие / Под ред ГТ Пятницкой - К: КНТЭУ, 2008 - 374 с
22. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь туристическая. - Минск, 2010 – 2014. - URL: http: //www.http://www.mst.by/ru/tourists-belarus (дата обращения: 23.04.2016)
23. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. - Минск, 2014. URL: http://belstat.gov.by/bgd/public_compilation?id=413 (дата обращения: 06.05.2016)
24. Организация обслуживания в заведениях ресторанного хозяйства: Учебник / Под ред НО Пятницкой - 2-е изд перераб и допов - М.: Центр учебной литературы, 2011. - 584 с.
25. Организация обслуживания потребителей на предприятиях общественного питания / ИН Фурс, ГА Дудка и др-Минск: Белорусская ассоциация кулинаров, 1998 - 416 с.
26. Организация производства и обслуживания в общественном питании: Учебник / Под ред МЫ Беляева - М: Экономика, 1986 - 302 с.
27. Оробейко, Е.С. Организация обслуживания: рестораны и бары: Учебное пособие / Е.С.Оробейко, Н.Г.Шредер.- М: Альфа, 2006. - 351с.
28. Панова, Л.А. Обслуживание на предприятиях общественного питания / Л.А. Панова. - М.: Дашков и К, 2003. - 304 с.
29. Пивоваров, В.И. Организация работы буфета: Учебное пособие / В.И. Пивоваров, А.Н. Шиманская. - М: Высш школа, 1988. - 104 с.
30. Пятницкая, Г.Т. Менеджмент общественного питания: Учебник / Г.Т. Пятницкая, Н.О. Пятницкая. - М.: КНТЭУ, 2001. - 654 с.
31. Туристический портал Беларуси [Электронный ресурс] / Туризм, отдых, туры. – Минск, 2013. - URL: http: //www.vp.by (дата обращения: 22.10.2014)
32. Туризм, Беларусь [Электронный ресурс] \ Главная \ Туризм. – Минск, 2011. - URL: http: //www.belarus.by (дата доступа: 11.10.2014)
33. Усов, В.В. Организация обслуживания в ресторанах: Практическое пособие / В.В. Усов. - М: Высшая школа, 1990. - 208 с.
34. Усов, В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания / В.В. Усов. - М.: Академия, 2002. - 415 с.
35. Федцов, В.Г. Культура ресторанного сервиса: Учебное пособие / В.Г. Федцов. - М: Дашков и К, 2009. - 248 с.
36. Федцов, В.Г. Культура сервиса: Учебно-практическое пособие / В.Г. Федцов. - М: ПРИОР, 2000. – 211с.