Рекреационной туризм, связанный с поездкой на курорт для возобновления здоровья, в этом отношении является абсолютно новой формой деятельности. Причем, если по показателю человеко-дня пребывания рекреационный туризм занимает пока еще менее 1% в общемировом туристическом обороте, то его прибыльность составляет более 5%.
Глобальный экологический и экономический кризис серьезно повысил интерес к рекреационной возможности курортной медицины, которая оптимально влияет на состояние трудовых ресурсов. В начале III-го тысячелетия человечество опять обратилось к естественным методам оздоровления. В Беларуси, по прогнозам экспертов, развитие инновационных центров здоровья в виде так называемых рекропарков, рекрополисов, курортополисов и рекреационных зон в традиционных курортных регионах позволит сформировать общенациональную оздоровительную сеть, интегрированную в международное мировое сообщество. Деятельность в сфере улучшения работы курортов и санаториев Беларуси должна превратить курортное дело в высокорентабельную и конкурентоспособную отрасль экономики, поскольку наша страна имеет большие естественные географические и социально-культурные рекреационные ресурсы. Эти ресурсы имеют такие неопровержимые качества, как привлекательность, доступность, экскурсионная значимость, потенциальный запас и другие. Причем, привлекательным мотивом стремления к социально-культурным ресурсам обычно служат отдых, досуг, развлечения, познания, паломничество, ностальгия, а в последние годы - деловые встречи, переговоры и конференции для решения разнообразных проблем бизнеса. Объединенные с ними, как правило, территориально, природно-географические ресурсы являются привлекательными для реализации заданий восстановительного лечения, оздоровления, физического усовершенствования и достижения высоких спортивных результатов.
Актуальность данного исследования состоит в том, что спа-индустрия становится частью и прибыльным направлением туризма. Появление новых спа-технологий дают толчок к развитию туризма на территориях (Гоа, Бали, Израиль). При том используются различные технологии, некоторые из которых являются уникальными или аутентичными для данной территории, что делает их потребление особенно привлекательным в составе тура.
Рынок оздоровительного туризма очень широк и связан с рекреационными ресурсами. Оздоровительный отдых нужен каждому. Даже любителям спортивного или приключенческого туризма хотя бы раз в год необходим оздоровительный отдых, и необходимо сопроводить на такой отдых своих родных, близких или друзей.
Оздоровительный отдых - пребывание на курортах практически здоровых лиц, не нуждающихся в специальном медицинском уходе, врачебном наблюдении и лечении. Основными оздоровительными факторами служат физическая культура и спорт, ближний и дальний туризм, природные лечебные факторы, используемые для закаливания организма, а также культурно-массовые мероприятия.
В мировой практике понятие курорта включает в себя понятие, как отдыха, так и санатория, то есть санаторно-курортное обслуживание также является частью оздоровительного туризма.
Для оздоровительного туризма главным фактором является курортная местность с благоприятными климатическими условиями, расположенная в живописном районе, с обязательным присутствием оздоровительных природных факторов [7, с.34].
Программы оздоровительных туров разнообразны, однако существуют общие специфические требования к организации именно таких туров. Готовя туристский продукт, необходимо помнить, что делается это для людей, желающих отдохнуть и поправить своё здоровье. Поэтому необходимо спланировать и создать такое сочетание всех качеств туристского продукта, который позволит наиболее успешно удовлетворять нужды и запросы клиентов во время оздоровительного отдыха.
Все SPA-отели можно условно разделить на две категории - городские и загородные. Разницу между такими отелями можно представить в следующем виде:
- SPA в городской зоне - услуги обслуживающего персонала и дополнительный комплекс оздоровительных процедур;
- SPA за городом - полный комплекс услуг оздоровительного отдыха, а также услуги обслуживающего персонала.
В SPA-зонах при отелях городского типа входят экспресс-уход и SPA-процедуры, которые длятся, как правило, на протяжении 1,5-2 часов. Такие процедуры предназначены для быстрого расслабляющего и косметического эффекта.
Услуги, предоставляемые в загородных SPA-центрах, представляют собою целевые программы, которые рассчитываются на длительное пребывание клиента в SPA-центре отеля. Главным преимуществом таких отелей является то обстоятельство, что здесь в обязательном порядке ведется врачебный контроль. Впоследствии после прохождения назначенного комплекса процедур ожидается планируемый результат, на который рассчитывает клиент - например, снижение веса, очистка организма и т.п.
Создание SPA-центра в черте города. Теперь давайте рассмотри вопрос создания SPA в отеле, находящегося в пределах территории города. Для создания такого комплекса необходимо решить ряд ключевых проблем. В первую очередь, это наличие необходимой площади. Важно отметить то обстоятельство, что размер выделенной площади будет основным фактором для определения модели SPA-центра. Здесь необходимо учесть количество процедурных кабинетов, состав функциональных зон, ассортимент предоставляемых услуг. Необходимо учесть размер инвестиций, ряд технико-экономических показателей, среди которых главными показателями будет рентабельность предприятия и срок окупаемости инвестиций. Современные SPA-центры при городских гостиницах рассчитаны на две категории клиентов - клиентов, которые проживают в отеле и городских клиентов.
Беларусь обладает разнообразными ресурсами для развития лечебно-оздоровительного туризма. Комплекс климатических и природных лечебных факторов, представленных источниками минеральных вод четырех типов и месторождениями лечебных грязей, способствует лечению целого ряда заболеваний.
Лечебные грязи представлены двумя типами (сапропелевые или иловые грязи пресных озер и торфяные). Они богаты целлюлозой, кислотами и микроэлементами и используются для лечения заболеваний суставов, мышц, кожи.
Местные минеральные воды применяются для лечения заболеваний органов пищеварения и желчевыводящих путей, печени и нарушений обмена веществ, а также периферической нервной системы, болезней органов кровообращения и дыхания. В белорусских здравницах можно также пройти лечение иловыми грязями из Анапы или сопочными из Азова.
Некоторые добываемые на территориях санаториев воды уникальны для Беларуси. Есть минеральные воды идентичные по составу добываемым из скважин литовского курорта Друскининкай или украинского Трускавца. В ряде мест Белорусского Полесья выявлены сульфидные (сероводородные) воды, по составу близкие к мацестинским, а естественные радоновые воды Беларуси аналогичны Мироновским и Хмельницким источникам Украины.
Некоторые здравницы могут организовать и полноценный семейный отдых с возможностью оздоровления. Санаторно-курортная база Беларуси широко представлена санаториями, в том числе и детскими, расположенными как на территории республики. Основные профили лечения в белорусских санаториях: заболевания органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной, нервной системы и желудочно-кишечного тракта, гинекологические заболевания и болезни органов кровообращения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования цель достигнута, задачи реализованы и сделаны выводы:
1. Рекреационный туризм структурирует на лечебный, для отдыха и оздоровительный. Центральное место в рекреационном туризме занимает лечебный (курортно-лечебный и лечебно-оздоровительный) туризм, который считают традиционным видом, развивается в районах с благоприятным климатом и с наличием лечебных ресурсов или в местах, где разработаны технологии лечения тех или иных заболеваний. С медицинской точки зрения, рекреация - наиболее ценный вид туризма, направленный на восстановление здоровья и работоспособности, путем отдыха вне жилья, на лоне природы, в благоприятных климатических условиях. Для реализации этой цели пациентам и туристам-рекреантам на курортах предоставляются разнообразные рекреационные услуги. Мероприятия используют в оздоровительной, туристической, спортивной и познавательной целях, основные естественные рекреационные ресурсы и специальные средства для повышения общего психофизического потенциала и развития отдельных функциональных систем организма.
2. Технологии СПА имеют свои отличительные признаки, именно они создают потребительскую привлекательность и конкурентоспособность среди прочих. В первую очередь, это повышенная степень комфорта и высокий уровень оснащения. Не последнюю роль играет наличие этнических элементов (русская баня, турецкий хаммам, тайский массаж, аюверда). Клиентов привлекает индивидуальный подход в оказании спа-услуг, разработка и применение персональных программ, а также сама философия SPA, обращенная на обретение гармонии души и тела.
3. Требования, которые предъявляются к СПА-салону в гостинице, сильно отличаются от требований к городскому салону красоты. Причем формируют их клиенты, которые, поездив по миру и получив опыт проживания в первоклассных гостиницах, предъявляют повышенные требования к стандартам сервисного обслуживания. Создание СПА-центра при гостинице создает следующие преимущества для клиента: возможность провести свои свободное время с пользой для души и тела; дополнительные услуги "без дополнительной оплаты"; широкий спектр услуг в одном месте; экономия времени; расслабление после стрессовой нагрузки; решение эстетических вопросов; удовлетворение от проживания в гостинице и от посещения СПА-центра.
1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2004. – 234с.
2. БЕЛТА [Электронный ресурс] / Белорусские здравницы должны активнее внедрять спа-технологии. - Минск, 2013-2017. - URL:
http://www.belta.by/opinions/view/belorusskie-zdravnitsy-dolzhny-aktivnee-vnedrjat-spa-tehnologii-5369.
3. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. — М.: СПб., 2011. – 214с.
4. Богша, С.М. Основные принципы курортной реабилитации / С.М. Богша // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры.– 2015.–№1.– С.6–11.
5. Браун, С. Основы маркетинга / С. Браун — М.: Элит-2000, 2012.- 126с.
6. Вальчук Э.А. Медицинская реабилитация в учреждениях здравоохранения: Метод. рекомендации / Э.А. Вальчук. - БелГИУВ.– Минск, 2012.– 27-38 с.
7. Вальчук Э.А. Современные методы послеоперационной реабилитации / Медико-социальная экспертиза и реабилитация (сборник научных статей), вып. 4; под ред. д. м. н. В.Б.Смычка. – Минск, 2012. – С. 174 -180.
8. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг / Н.А. Восколович. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2011. – 57с.
9. Гиткина, Л.С. Медицинское обслуживание в современных SPA-центрах / Л.С. Гиткина // Вопросы организации и информатизации здравоохранения, 2015.– №1.– С. 25 – 30.
10. Гуляев, В. Г. Основы туристской деятельности / В.Г. Гуляев. - М: Нолидж, 2006. – 309с.
11. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме: Учеб пособ. / А.П. Дурович, А.С. Копанев. - Мн: Экономпресс, 2008. – 196с.
12. Зайцева, И. А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник. — М.: Академия, 2013. – 206с.
13. Ильина, Е. Я. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник / Е.Я Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2010. – 137с.
14. Ильницкий, А.Н. Современное состояние медицинской реабилитации в Республике Беларусь / А.Н. Ильницкий // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.– 2016.– №1.– С. 48 – 52.
15. Кабушкин, Я. И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2011. – 124с.
16. Кабушкин, Я. И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Я.И. Кабушкин. - М.: Новое знание, 2012. – 118с.
17. Квартальнов, В. А. Туризм: Учебник / В.А. Квартальнов.- М.: Финансы и статистика, 2010. – 280с.
18. Маркова, В.Д. Маркетинг услуг: Учеб пособ. / В.Д. Марокова. - М, 2008. – 138с.
19. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь туристическая. - Минск, 2010 – 2017. - URL: http: //www.http://www.mst.by/ru/tourists-belarus (дата обращения: 23.01.2017)
20. Морозов, М.А. Макроэкономика туриндустрии: Учеб-метод пособ. / М.А. Морозов, Н.Ю. Володоманова. - М, 2002. – 186с.
21. Оллье, Р. Маркетинг туризма: Учебник / Р. Оллье, Р. Ланкар - М., 2003. – 204с.
22. Официальный туристический портал Беларуси [Электронный ресурс]. – Минск, 2010. – URL: http: //www.BelarusTourism.by (дата обращения: 21.01.2017).
23. Пилипенко, В.Д. Организационно-методические аспекты проведения медицинской реабилитации в условиях санаторных отделений реабилитации (инструкция по применению) / В.Д. Пилипенко.– Мн.: ГП «НИИ медико-социальной экспертизы и реабилитации», 2015.– 32 с.
24. Туризм в Беларуси [Электронный ресурс] Красивые места и достопримечательности. – Минск, 2010. - URL: http: //www.belarus-travel.by (дата обращения: 19.01.2017).
25. Туризм, Беларусь [Электронный ресурс] \ Главная \ Туризм. – Минск, 2011- 2017. - URL: http: //www.belarus.by (дата доступа: 21.01.2017)
26. Туристический портал Беларуси [Электронный ресурс] / Туризм, отдых, туры. – Минск, 2013-2017. - URL: http: //www.vp.by (дата обращения: 20.01.2017)
27. Чудновский, А.Д. Менеджмент туризма: Учебник / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. — М.: Финансы и статистика, 2002. – 264с.