ВВЕДЕНИЕ
Экскурсия играет важную роль в жизни общества. Основной целью осмотра местных достопримечательностей является более глубокое понимание культуры, изучение истории с разных ракурсов, знакомство с национальным характером народа.
Держинск – один из загадочных городов Беларуси. Именно этот город является историческим достоянием страны, так как имеет хорошо развитый культурный аспект. Ежегодно тысячи туристов посещают Держинск, знакомятся с историей города и страны, восхищаются архитектурными шедеврами, историческими местами города. При первоначальном знакомстве с Держинском рекомендовано посещать городские обзорные экскурсии.
Городские обзорные экскурсии проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории. За короткий срок, экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида. Для привлечения экскурсантов важное, значение имеет разработка новых маршрутов, выбор интересных экскурсионных объектов.
Все обзорные городские экскурсии имеют цель показать экскурсантам роль города в истории Родины, познакомить их с наиболее яркими достопримечательностями города, рассказать о выдающихся страницах его истории, культуры, науки. Всё в городской обзорной экскурсии должно быть подчинено этой цели: отбор объектов, подбор материалов при написании текста, отрывки из литературных источников и документов, предназначенные для цитирования, иллюстрации «портфеля экскурсовода» и другое. Экскурсовод обязан найти такие стороны жизни города и такие слова, характеризующие их, которые выгодно бы их окрашивали, подчёркивали его уникальность.
Гора Дзержинская — наивысшая точка Беларуси
Таким образом, мы видим, что в старину горы зачастую являлись для людей местами поклонения – именно на возвышенностях, как правило, проходило общение с богами. Дзержинская гора не была исключением, она называлась Святой, до того как в 1958 году ее переименовали. Сейчас на горе установлена гранитная плита с надписью на белорусском языке. Белорусам Дзержинская гора известна еще из школьных учебников, где она упоминается как наивысшая географическая точка Беларуси. Хотя для некоторых этот факт является спорным – существуют предположения, что в стране есть места и выше.
Высота вершины горы — 345 метров над уровнем моря. Находится в пределах Минской возвышенности в 30 километрах на запад от Минска, неподалёку от Дзержинская, в деревне Скирмантово.
Раньше называлась «Святая гора», в 1958 году была переименована в «Дзержинскую». В конце 1990-х годов на горе установлена гранитная плита с надписью на белорусском языке: «Гора Дзержинская. Высшая точка Белоруссии. Высота 345 метров над уровнем моря».
У всех народов вершина горы была местом волеизъявлением Богов. Наша Беларуская гора Дзержинская (Святая) не является исключением. Здесь лежит огромный исторический пласт нашего народа. Поэтому я считаю, что это место должно быть одним из достопримечательностей нашей страны. Здесь должен стоять достойный архитектурный памятник, а не могильная плита. Нужно помнить, что название исторических мест имеет огромное энергетическое значение и оно всегда должно быть тщательно продумано. Не зря говорят: Как корабль назовёте, так корабль и поплывёт!
По мнению некоторых людей Святая гора — название более позднее и более близкое нашему народу, и всем народам вообще. Это место достойно того, чтобы его знали не только Белорусы, но и все остальные народы мира.
«Гаштольдова гора»
Койдановский замок... Окруженный валами и рвом, питаемый водами реки Нетечи, он имел девять круглых башен диаметром 10 метров, стены толщиной 1.5 метра и центральный донжон. Позже, в 1564 году Николай Радзивилл Черный на территории этой горы построил христианский храм. Сначала деревянный, а после пожара, в XVII веке, новый кальвинистский собор, из кирпича. Кальвинский сбор - прямоугольный в плане храм-крепость с высокой двухскатной крышей и четырёхъярусной башней-звонницей со стороны главного фасада. Башня была квадратной в основе (2 нижних яруса) и восьмигранной вверху. На ней были часы, работавшие до 1909 года и большой колокол. Чуть более века назад у нас была башня с часами! Вот такую краткую справку дает нам энциклопедия Беларуси: «Ко́йдановский замок — каменный замок, построенный в конце XV — начале XVI веков, когда местечко находилось во власти Гаштольдов. Первоначальный деревянный замок, построенный в XII—XIII веках, размещался на возвышении, ныне называемом Гаштольдова гора. Замок бал окружён валами и рвом, питающимся водой из речки Нетечи. В первой половине XVI века на месте деревянной крепости был построен каменный замок. Его девять круглых башен имели диаметр 10 метров и толщину стен 1,5 метра. В 1613 году внутри замка был построен кальвинистский собор. Постройки замка и сбора были разрушены в 40-х годах XX века».
Рассмотрим историю замка более подробно…
Гашто́льды или Го́штовты — один из наиболее знатных и состоятельных родов Великого княжества Литовского. Их главной резиденцией был Геранёнский замок. Хроника Быховца приписывает Гаштольдам одно происхождение с их главными соперниками — Радзивиллами. Со второй половины XVI века Койданово являлось одним из крупнейших центров кальвинизма в Великом княжестве Литовском. Здесь около 1564 года Николай Радзивилл Рыжий построил деревянный кальвинский сбор, а в 1613 году на месте древнего городища, носившего название Гаштольдова гора, Криштоф Николай Радзивилл Перун возвёл в готическом стиле уже каменное здание сбора. Со временем вокруг храма сформировался целый замковый комплекс с 9 башнями, крепостной стеной, валами и рвом. Сбор также стал усыпальницей для той ветви рода Радзивиллов, которая перешла в протестантизм. Однако постепенно военное значение этого поселения уменьшилось, койдановский замок стал приходить в упадок, а вместе с ним и кальвинистский сбор.
Со временем вокруг храма сформировался целый замковый комплекс с 9 башнями, крепостной стеной, валами и рвом.
Наполеон Орда и койдановский замок нарисовал. В центре возвышается кальвинский сбор. Его территория представляла собой замкнутый архитектурный комплекс, обнесённый стеной с 9 круглыми шатровыми башнями, одной брамой, земляным валом и рвом, наполненным водой речки Нетечи. Кальвинский сбор - прямоугольный в плане храм-крепость с высокой двухскатной крышей и четырёхярусной башней-звоницей со стороны главного фасада. Башня была квадратной в основе (2 нижних яруса) и восьмигранной вверху. На ней были часы, работавшие до 1909 года и большой колокол.Мы потеряли Койдановский замок и кальвинский сбор XVII века только в 1930-е гг., когда все каменные постройки были разобраны на строительство районной больницы. Сейчас на Гаштольдовой горе сохранился лишь небольшой холм с жалкими остатками части крепостной стены и одной из башен. Койдановская кальвинистская парафия существовала до 1913 года.
Костел Святой Анны
Всем любителям прекрасного будет интересен храм, с которого началась славная история Койданово – костел Святой Анны, построенный князем Михаилом Жигимонтовичем. Возведённый в 1785 году, храм пережил множество исторических потрясений и несколько раз менял свое назначение. Во времена Советского Союза в здании размещалась музыкальная школа, и только после обретения Республикой Беларусь независимости костел вновь перешёл верующим.
Этот храм был построен у подножия «сердца» местечка — Гаштольдовой горы — в 1453 году. Здание костёла было деревянным, поэтому неудивительно, что храм неоднократно горел и перестраивался.
После перестройки во второй половине XVIII века храм обрёл черты стиля барокко и классицизм. Представляет трехнефную двухбашенную базилику с пятигранной апсидой.
Костел Святой Анны действовал до 1945 года, когда волна религиозных репрессий докатилась и до него. Здание использовалось как районный Дом культуры, позже в его стенах разместилась музыкальная школа.
Лишь в 1990-х двери отреставрированного храма вновь открылись для прихожан.
В сентябре 1994 года в койдановский костёл приехал из Польши ксёндз Кристоф Буковский, стараниями которого за два года помещение храма было полностью отремонтировано, был сделан новый иконостас.
Покровская церковь
Недалеко от косцела находится Покровская церковь. По пейзажу не скажешь, но она находится прямо на центральной площади города.
Покровская церковь была построена в Койданово в 1851 году из кирпича на государственные деньги в "ретроспективно-русском" стиле на небольшом искусственном насыпном холме. Отлично сохранившийся старинный православный храм Покрова Пресвятой Богородицы, который не был закрыт в советские времена и не подвергался атеистическому вандализму. У туристов есть уникальная возможность увидеть действительно старинные святые православные иконы и святыни.
Современный храм Покрова Пресвятой Богородицы возведен по проекту Губернской Строительной Комиссии от 7 марта 1845 года. Строительные работы были завершены в 1850 году. В результате строительства основной объем каменной церкви был завершен одним открытым деревянным световым барабаном, поддерживаемым четырьмя колонами и парусами. Колоны объединены со стенами и между собой мощными арками. К монументальному объему здания церкви по продольной оси примыкают прямоугольные в плане апсида и притвор. Главный и боковые входы решены арочными проемами. Угловые широкие лопатки завершены килеподобными арочками с круглыми розетками в тимпанах. Наполовину высоты фасады рустованы, в верхней части прорезаны арочными оконными проемами, декорированными килевидными арками с гирьками. Зал перекрыт крестовидными сводами. Пол во всей церкви устроен деревянный.
К началу XX ст. приход койдановской церкви включал десять населенных пунктов (по сведениям па 1912 г.: 404 двора; мужчин - 1616, женщин - 1624). Во владениях причта имелось 36 десятин земли. В Койданове действовала церковно-приходская школа и народное училище. За Свято-Покровским храмом в качестве приписных были закреплены кладбищенские церкви: в самом Койданове святого Георгия Победоносца (заново отстроена прихожанами в 1857 г.) и в д. Макавчицы - Рождества Пресвятой Богородицы (сооружена в 1868 г.). Обе церкви были деревянными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мною была разработана обзорная экскурсия «Держинск: от истоков возникновения до современности».
При создании обзорной экскурсии по городу отдается предпочтение тем подтемам, которые определяют лицо города. Во многих старых городах в числе обязательных могут быть следующие подтемы: выступление народных масс против угнетателей, революционное движение, борьба за установление и укрепление власти, героизм и самоотверженность советских людей в годы Великой Отечественной войны; возникновение города, история его роста и застройки, особенности планировки, архитектурные памятники; промышленность города, его культурные, научные, учебные учреждения.
Методические приемы показа и рассказа в обзорных экскурсиях разнообразны. Из приемов показа чаще используются предварительный осмотр (на центральной площади города, смотровой площадке), экскурсионный анализ (обычно дается при осмотре основных объектов) и реже прием зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии преобладают объекты, отличающиеся подлинностью), прием сравнений (по сходству и различию, а также сравнения с другими широко известными экскурсантам объектами).
Практически все методические приемы рассказа могут успешно применяться в городской обзорной экскурсии. Однако в силу специфики этих экскурсий из методических приемов рассказа чаще приходится прибегать к справке, цитированию, описанию объектов; приемы объяснения, комментирования и литературного монтажа встречаются реже.
1. Антипов В.Г. Парки Белоруссии. – Мн., 1984.
2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: «Изобразительное искусство», 1983.
3. Бирюкова Н.В. История архитектуры: учеб.пособие. – Мн.: ИНФРА-М, 2005.
4. Габрусь Т.В. Страчаная спадчына /Т.В. Габрусь, А.М. Кулагін [і інш.]. – Мн.: «Полымя», 1998.
6. Жучкевич В.А. Улицы помнят: история, события, люди в названиях улиц и площадей г. Минска. – Мн.: Беларусь, 1979. – 175 с.
7. Запруднiк Я. Беларусь на гiстарычных скрыжаваннях. – Мн., 1996.
8. Збор помнiкаў гiсторыi i культуры Беларусi. – Мн., 1984–88.
9. Збор помнікаў гісторыі і культуры. Мінская вобласць. – Мн., 1987.
10. История Беларуси. Ч. 1/ Под ред. Я.К. Новика и Г.С. Марцуля. – Мн, 2000.
11. Кулагін А.М. «Эклектыка. Архітэктура Беларусі другой паловы ХІХ – пачатку ХХ ст.» – Мн., 2000.
12. Минск: энциклопедический справочник. – 2-ое изд., доп. и перераб. – Мн., 1983. – 378 с.
13. Минск. Минская область. Архiтэктура Беларусi: энцыклапедычны даведнiк. – Мн., 1993.
14. Чантурия В.А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии. – Мн.: «Полымя», 1986.
15. Шышыгіна-Патоцкая К.Я. Нясвіж і Радзівілы. – Мн.: Полымя, 2001.
16. Шибеко З., Шибеко С. Минск: Страницы дореволюционной жизни города. –Мн., 1990.