Введение
В течение последних десяти лет в Беларуси наблюдается стремительное развитие ресторанного бизнеса. Правда, количественный рост далеко не всегда сопровождается одновременным повышением качества обслуживания и уровня сервиса. Ресторанный бизнес – наиболее динамично развивающаяся отрасль сферы обслуживания, приносящая многомиллионные прибыли в масштабах национальных экономик многих государств. Как часть туристического бизнеса, ресторанный бизнес несет в себе огромный потенциал развития. Он является системообразующей отраслью, создающей сложный комплекс финансово-хозяйственных отношений между хозяйствующими субъектами различного направления.
Актуальность проблемы является в том, что перспективные планы развития менеджмента и инфраструктуры гостеприимства создали в современной Беларуси предпосылки для интенсивного развития ресторанной индустрии, но в тоже время существует ряд проблем, которые необходимо решать.
Цель работы – рассмотреть перспективы развития менеджмента 21 века на примере кафе «Гурман» ООО «Тифани».
При написании работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности развития менеджмента 21 века;
2) выявить особенности развития ресторанного менеджмента;
3) рассмотреть структуру менеджмента на примере ООО "Тифани", кафе «Гурман»;
4) проанализировать кафе «Гурман» с точки зрения современного менеджмента;
5) разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности услуг кафе «Гурман».
В ходе написания данной работы были использованы методы синтеза, анализа, дедукции, сравнительный, типологический.
Глава 1. Особенности развития менеджмента 21 века
Современный управленческий мир весьма разнообразен и зависит от множества факторов и задач, стоящий перед ним на современном этапе [8]. Мобилизация и оптимизация использования ресурсов, в том числе трудовых, переориентация экономики с сырьевых отраслей в реальное производство, активное участие в институционализации рыночных отношений, - требуют от менеджеров особенных качеств [4, с.103].
Сами менеджеры при решении данных проблем в первую очередь выделяют здесь умение работать в команде, стратегическое видение, способность управлять переменами, принимать решения в условиях неопределенности. Между тем, задачей самих менеджеров должно стать и создание в обществе положительного образа профессионального управляющего. Реализация этой идеи не будет легкой, поскольку есть не только силы, противостоящие ей, но и объективные причины, вызывающие непонимание этой концепции и ее отторжение значительной частью населения. Отметим тот факт, что в качестве инструмента создания этого позитивного, конструктивного образа, а в более широком смысле - специфической мотивации населения, могут выступить несколько историй из жизни - не обязательно историй оглушительного успеха [8].
«Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития» [2, с.78].
В Беларуси есть такие люди, которые часто воспринимаются местным сообществом как "крепкие хозяйственники", но на деле являются представителями нового класса управленцев. Акцент при освещении таких историй должен делаться не на красивом результате работы, а на его общественной значимости, а также на самом процессе работы менеджера. Конечно, предмет гордости наиболее известных белорусских бизнесменов - их экономическая эффективность; но замыкаться на ней нельзя, и бизнес-лидеры Беларуси прекрасно понимают это. Понимают они и необходимость организации коммуникаций с целью создания положительного отношения не только к своему бизнесу, но и к белорусскому бизнесу в целом. Их относительные удачи или неудачи в этой области связаны со шлейфом справедливых упреков в адрес конкретных личностей, несмотря на успехи некоторых из них в области управления. Нельзя допускать переноса этого отрицательного отношения на весь класс менеджеров [16]. В ближайшие годы наверняка произойдут глубокие перемены в составе управленческой прослойки белорусского бизнеса. Однако в настоящее время многие молодые управленцы не видят для себя реально конструктивных примеров среди белорусских бизнесменов. Некоторые признают, что люди, ряд черт которых можно поставить в пример себе и своим ровесникам, на деле - очень неоднозначные личности. Таким образом, одна из основных проблем, которая стоит на пути развития современного менеджмента – проблема самого человека, проблема универсального управленца с его социальными характеристиками и техника с ее несовершенством и постоянной доработкой. Это лишь одна из основных частей, кроме этого, присутствует множество других вещей [2].
Глава 2. Менеджмент на примере ООО "Тифани", кафе «Гурман»
2.1 Кафе «Гурман» с точки зрения современного менеджмента
Кафе «Гурман»- коммерческое предприятие, т.е. его деятельность направлена на обслуживание потребителей по их определенным групповым характеристикам. Его отличительной чертой является полное обслуживание клиента, которое включает в себя индивидуальное обслуживание и полную сервировку стола. В кафе используются различные способы расчетов: заказ в кафе - предварительный, оплата после приема пищи; доставка на дом, в офис- оплата после отбора блюд и получения заказа. Оплата осуществляется по выданному чеку или счету, предъявляемому посыльным. При расчетах клиенту предоставляется чек. Кафе «Гурман» является тематическим, т.е. его основными характеристиками являются:
размеры - 75 посадочных мест;
расположение - торговый центр города, на пересечении транспортных путей;
основное меню состоит из блюд итальянской национальной кухни, причем обслуживание за столами включает напитки.
В основу деятельности кафе положено единство трех целей, успешное достижение которых является гарантом устойчивого получения прибыли:
1. высокопрофессиональное обслуживание;
2. сохранение традиций;
3. создание потребителя;
Поскольку никакой бизнес не может существовать без потребителя, успех любого дела зависит от ориентации покупателя на те или иные продукты при принятии решения о покупке. В связи с этим проведение опросов и анкетирование целевых групп приобретает первостепенное значение. В приложении 1 приводится пример анкеты, которая может быть использована для сбора информации по проблеме общественного питания. Приведенная в приложении 2 таблица отражает цели кафе «Гурман», состояние отрасли, в рамках которой он осуществляет свою деятельность, основные тенденции и имеющиеся угрозы и возможности развития. Изучению вкусов клиентов, попыткам максимально полно удовлетворить их потребности, а в необходимых случаях и влиять на них посвящена деятельность службы маркетинга кафе. Выделяются несколько видов типов вкусовых предпочтений: групповые, национальные, индивидуальные.
Заключение
В заключении можно сделать вывод о том, что залогом успешной деятельности организаций в долгосрочной перспективе будет являться их способность меняться в соответствии с изменяющимися условиями, которая обеспечивается наличием новых подходов в управлении, связанных, прежде всего, с глобализацией, информатизацией и экологизацией управления. В начале ХХI века определились главные тенденции развития мировой экономики, которые в будущем будут иметь определяющее значение в развитии менеджмента:
1. глобализация бизнеса в отраслях промышленности, транспорта, связи, топливно-энергетического комплекса на основе укрупнения компаний и доминирования на международных рынках.
2. рост конкуренции на национальных и международных рынках.
3. усиление государственного регулирования экономики за счет определения пропорций развития экономики, инвестиций из бюджета, налоговых льгот и таможенной защиты национальных компаний.
4. диверсификация крупного бизнеса на основе горизонтальной и вертикальной интеграции, создания стратегических альянсов различных компаний.
5. развитие малого предпринимательства в отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, науки и научного обслуживания, туризма и сервиса.
6. демократизация общества и развитие рыночной экономики предъявляют новые требования к менеджерам.
Менеджеры ХХI в. должны обладать такими качествами:
1. глубокими профессиональными знаниями всех направлений менеджмента (общий, стратегический, инновационный, производственный, управление персоналом, антикризисный, креативный, информационный, финансовый и др.).
1. Афоничкина А.И. Основы менеджмента/ под ред. А.И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007. – 528с. – (Серия «Учебник для вузов»).
2. Бизнес 21 века www.businesspravo.ru/Docum
3. Броймер Роберт А “Основы управления в индустрии гостеприимства” - Москва. “Аспект Пресс” 1995г
4. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 176 с.
5. Вудкок М. Френсис Д. "Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика "Издательство Дело" Москва 1991 г.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ,2002. – 177 с.
7. Карнеги Д. "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" "АНА-ТИЛИ" Алма-Ата 1991г.496 с.
8. Качество и менеджмент https:// www.inventech.ru/ pdf/quality21/ quality014.pdf
9. Коршунов Н.В. “Организация обслуживания в ресторане” М, высшая школа 1976г.
10. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс/ пер с англ.под ред. Ю.Н. Каптуревского. – С.Пб.: Питер, 2004. – 496 с.
11. Менеджмент и его развитие в 21 веке www.newmanagment.ru
12. Мескон.М. "Основы менеджмента" Издательство "Дело" Москва. 1999г.
13. Новости менеджмента http://www.obs.ru/news/1739/
14. Образование = перспектива www.ecsoman.edu.ru
15. Плошай И.В."Организация техника и управление" "Экономика" Москва 1980г.
16. Современные тенденции развития рынка http://lo1.ru/ gos/8/ Book2/ Therme1/main.html
17. Соловьев В.С. Стратегический менеджмент: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 448 с.
18. Тенденции и перспективы развития менеджмента https://thequestion.ru/questions/55391/kakovy-tendencii-i-perspektivy-razvitiya-menedzhmenta-v-21-veke
19. Трейш Д. “Менеджмент с точки зрения здравого смысла” -Москва. “Автор”-1993г.
20. Уокер Джон Р “Введение в гостеприимство” - Москва. “Юнити” 1999г.
21. Усов В.В. “Организация обслуживания в ресторане” - Москва. “ Высшая школа” 1990г.
22. Что мы знаем о рекламе? https://sibac.info/studconf/econom/xvi/36367
23. Шеметов П.В. Менеджмент: управление организационными системами: Учебное пособие. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 406с.
24. Экономика http://ecsocman.hse.ru/univman/msg/145209.html
25. Экономика гостиничного бизнеса http://jurnal.org/articles/2013/ekon36.html