ВВЕДЕНИЕ
Конечно, регулирование социальных прав в государстве должно осуществляться на должном уровне.
Подтверждением общепризнанности принципов на международном уровне и является их включение в правовую систему государств наряду с принятыми (ратифицированными) международными договорами.
При этом Конституцией им придается в той или иной мере приоритет перед национальным законом, но не перед Конституцией.
Данный подход в общей форме получил свое выражение в ст. 8 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Соблюдение основных социальных прав и общепризнанных принципов в сфере социального обеспечения является гарантией равновесия социального прогресса и экономического роста.
Принцип социальной справедливости имеет важнейшее значение для обеспечения всеобщего и прочного социального мира.
Для государства особенно важно соблюдать социальные права и свободы, данные его гражданам.
Актуальность работы обусловлена тем, что соблюдение социальных прав в государстве является одним из самых важных аспектов, необходимых к обеспечению и одновременно является одним из самых трудновыполнимых ввиду того, что их обеспечение требует огромного количества затрат в финансовом плане, а также установление множества гарантий, которые необходимо соблюдать как государству, так и обществу.
Таким образом, объект работы – социальные права и свободы.
Предмет же – понятие, сущность, международно-правовое регулирование, а также отдельные права и свободы, а также их установление в национальном законодательстве.
Цель работы - исследовать тему социальных прав и свобод человека, а задача состоит в том, чтобы рассмотреть понятия и значения социальных прав и свобод человека и гражданина.
В работе использовались методы в виде методов индукции и дедукции, сравнительно-правового, формально-юридического, методов анализа и синтеза.
Работа состоит из двух глав, а также введения, заключения и списка использованных источников.
Список использованных источников содержит как нормативные правовые акты Республики Беларусь, так и международно-правовые акты, а также научную литературу и статьи.
Объем работы – 27 страниц.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Термин «социальные права человека» можно рассматривать в узком и широком смысле. В широком смысле понятие социальных прав охватывает любые общественные связи, которые призваны обеспечить многообразие запросов людей.
Такое понимание термина «социальные права» связано с трактовкой социального как относящегося к жизни людей и их отношениям в обществе. В таком случае объединение социальных, экономических и культурных прав в одну группу является достаточно обоснованным.
Рассматривая термин «социальное» в узком смысле, нам представляется возможным говорить о социальных правах как о самостоятельной группе прав личности. Эти права обладают своими специфическими особенностями, отличающими их от всех других групп прав человека.
Стратификация общества означает не только различное положение в обществе отдельных страт и входящих в них индивидов, но и их неравное положение.
Ввиду этого социальные права имеют адресную направленность. Социальные права являются важным инструментом социализации личности. Эти права должны обеспечить каждому человеку такое существование, которое характеризуется возможностью самовыражения, самоидентификации и исключает устранение из общественной жизни.
Наличие легальных формулировок этих понятий в национальном законодательстве является одним из свидетельств высокого уровня систематизации и качества действующего законодательства.
В статьях 22–26 Всеобщей декларации прав человека сформулированы основные принципы. Так, согласно ст. 22 Всеобщей декларации, «каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства».
Здесь отражаются основные принципы в социально-обеспечительной сфере, в виде:
- права на достаточный уровень жизни;
- права на медицинский уход;
- права на социальное обслуживание;
- права на обеспечение по безработице, болезни, инвалидности, вдовству, старости и ином случае утраты средств на существование;
- права на особое попечение и помощь детям и матерям, на защиту от безработицы.
Провозглашенные во Всеобщей декларации основные социальные права рассматриваются в настоящее время большинством государств
юридически обязательными обычными и договорными нормами.
ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
К социальным правам, которые получили свое конституционное закрепление в Республике Беларусь следует отнести следующие:
- право на образование;
- право на социальное обеспечение;
- право на охрану здоровья;
- право на благоприятную окружающую среду;
- право на жилище.
Рассмотрим каждое из данных прав, а также дадим их характеристику.
Так, в состав конституционного права на жилище входит и особая гарантия неприкосновенности жилища (ст. 29).
Этой гарантией обеспечивается абсолютное личное право граждан, проживающих в жилом помещении, которое связано с их имущественным правом, и означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.
Подобное положение содержится и в ст.17 Международного пакта о гражданских и политических правах (ратифицирован Республикой Беларусь 12 ноября 1973 года), согласно которой никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательством на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию [17].
В то же время согласно ст.23 Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц [1].
В частности, ст. 202 Уголовного кодекса Республики Беларусь определено, что незаконное вторжение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц либо иное нарушение неприкосновенности законных владений граждан наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до трех месяцев.
Что касается права на образование, то в национальном законодательстве имеется множество актов, регулирующих такое право, в частности, законы «О правах ребенка», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».
Стоит отметить, что некоторые вопросы, касающиеся права на образование регулируются также такими актами, как:
- Кодекс о браке и семье Республики Беларусь, в частности, вопросы, затрагивающие ответственность родителей по воспитанию детей;
- Трудовой кодекс Республики Беларусь, детализирующим трудовые отношения в области образования; актами Президента Республики Беларусь;
- постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
- постановлениями Министерства образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель работы - исследована тема социальных прав и свобод человека. Цель была достигнута посредством решения задачи, которая состояла в том, чтобы рассмотреть понятия и значения социальных прав и свобод человека и гражданина.
Так, очевидно, что социальные права и свободы наиболее полно и четко закреплены в международных правовых актах, а также расширены в законодательстве Республики Беларусь.
Большинство из международных актов ратифицированы Республикой Беларусь и активно используются.
Что касается отдельных прав и свобод, рассмотренных в главе второй данной работы, то, например, право на охрану здоровья имеет комплексное содержание, которое, согласно Конституции Республики Беларусь, включает право на медицинское обслуживание, право на охрану труда и отдых, право на санитарно-эпидемиологическое благополучие, благоприятную окружающую среду, право на безопасные условия труда.
Право на образование – одно из основных, позволяющий обеспечить высокий уровень развития нашего общества и государства, а также обеспечить наши производства высококвалифицированными сотрудниками.
Право на жилище – важнейшее право, без которого невозможно существование социального государства, а также существование общества в целом.
Право на социальное обеспечение, хотя и требует на себя особых затрат, все же является необходимым к установлению в любом государстве, так как люди хотят быть защищенными в данном плане.
А право на благоприятную окружающую среду обеспечивает все из названных прав и позволяет говорить также и о здоровье, образовании и иной деятельности человека.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что социальные права достаточно широко урегулированы как на уровне международном, так и на национальном, в частности, в Республике Беларусь, однако, как и любое правовое регулирование все же требует особого регулирования и контроля со стороны государства.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Жилищный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 28 авг. 2012 г. № 428-З: принят Палатой представителей 31 мая 2012 г.: одобр. Советом Респ. 22 июня 2012 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Кодекс Республики Беларусь о земле [Электронный ресурс]: 23 июля 2008 г. № 425-З: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. Кодекс Республики Беларусь о недрах [Электронный ресурс]: 14 июля 2008 г. № 406-З: принят Палатой представителей 10 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 20 июня 2008 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. Лесной кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 24 дек. 2015 г. № 332-З: принят Палатой представителей 03 дек. 2015 г.: одобр. Советом Респ. 09 дек. 2015 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 09 июля 1999 г. № 275-З: принят Палатой представителей 02 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: с измен. и доп., вступ. в силу с 18.07.2017 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. Об охране атмосферного воздуха [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 16 дек. 2008 г., № 2-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. О пенсионном обеспечении [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. Всеобщая декларация прав человека : утв. и провозгл. Ген. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Права человека : сб. междунар.-правовых док. / сост. В. В. Щербов. – Минск : Белфранс, 1999. – С. 1–5.
11. Гавриленко, В. Г. Здравоохранение. Энциклопедия белорусского законодательства / В. Г. Гавриленко. – Минск: Право и экономика, 2006. – 319 с.
12. Глашев, А. А. Медицинское право: практ. рук-во для юристов и медиков / А. А. Глашев. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 206 с.
13. Европейская социальная хартия // Права человека: сб. междунар.- правовых док. / сост. В. В. Щербов. – Минск : Белфранс, 1999. – С. 780–794.
14. Европейский союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. – М. : ИНФРА-М, 2008. – С. 554–569.
15. Косолапова, Н. В. Конституционное обеспечение права граждан на медицинскую помощь: автореф. ... дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / Н. В. Косолапова. – Саратов, 2000 [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://www.law.edu.ru/matlist.asp. – Дата доступа: 19.02.2018.
16. Кралько, А. А. Медицинское право: рук-во для специалистов, вовлеченных в ВИЧ-сервисную и другую медико-социальную деятельность / А. А. Кралько. – Минск: БОО «Позитивное движение», 2007. – 195 с.
17. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят в рамках ООН, 19 дек. 1966 г. // Права человека : сб. междунар.- правовых док. / сост. В. В. Щербов. – Минск : Белфранс, 1999. – С. 5–13.
18. Румянцев, Ю. Финансирование здравоохранения в развитых странах / Ю. Румянцев // Врач. – 1999. – № 1. – С. 42–49.
19. Тихомиров, Ю. А. Юридическая коллизия / Ю. А. Тихомиров. – М.: Манускрипт, 1994. – 140 с.
20. Экологическое право : учеб. пособие / С. А. Балашенко [и др.] ; под ред. Т. И. Макаровой, В. Е. Лизгаро. – Минск: БГУ, 2008.