ВВЕДЕНИЕ
Налоги - экономическая категория. Они играют важную роль в экономической и социальной жизни общества. В современных условиях для Республики Беларусь чрезвычайно важно использовать налоги в целях создания эффективной экономической системы, обеспечения хозяйственной деятельности государства. Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки оптимальной налоговой политики, обеспечивающей экономический прогресс.
Местные налоги и сборы вводятся на соответствующих территориях с целью создания стабильных доходных источников местных бюджетов.
Местные налоги и сборы имеют свои особенности. Во-первых, поступления по этим платежам используются на местные нужды в пределах территории соответствующего органа местного самоуправления. Во-вторых, они зачисляются в местные бюджеты или внебюджетные фонды. В-третьих, введение и взимание данных налогов и сборов осуществляется местными органами представительной власти.
Объектом исследования данной курсовой работы являются местные налоги и сборы, взимаемые в Республики Беларусь.
Предметом исследования является институт местных налогов и сборов, а также нормы налогообложения, содержащиеся в нормативных правовых актах, регулирующих отношения по порядку взимания и исчисления местных налогов и сборов в Республике Беларусь.
Цель курсовой работы состоит в определении понятий «местные налоги» и «местные сборы», установлении их сущности, определении видов местных налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь, а также в рассмотрении порядка их исчисления и уплаты.
Задачей курсовой работы является изучение и обобщение налогового законодательства, юридической литературы по вопросам взимания местных налогов и сборов в Республике Беларусь, а также исследование специфики их взимания в разных регионах. Рассмотрение зарубежной практики взимания местных налогов и сборов.
Методы исследования. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач исследование основывается на частнонаучных (формально-логическом, методе системного анализа и пр.) методах, а также специально-юридических методах (нормативном, сравнительно-правовом).
Структура и объем курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, 3 глав и заключения. Список использованных источников включает в себя 26 наименований, вся курсовая работа занимает по объёму 28 страниц.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ (СБОРОВ) ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти». В современном обществе налоги - это основная форма доходов государства. Поэтому государство не может обойтись без налогов. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-технический прогресс. Управление экономикой, оборона, суд, таможня, охрана порядка, бесплатное медицинское обслуживание и образование - вот далеко не полный перечень тех направлений расходов бюджета страны, для финансирования которых необходимо собирать налоги. Таким образом, со времени возникновения государства налоги стали необходимой частью экономических отношений [1, c. 10].
Первые трактовки понятия «налог» можно найти еще в философских трактатах античных мыслителей. В те времена философы видели в налоге общественно необходимое и мощное явление, но мере развития общества и государства налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию.
Многие известные экономисты и налоговеды раскрывают данное понятие по-разному.
Так, Н.Е. Заяц понимает под налогами обязательные платежи юридических и физических в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей [2, с. 36].
У Остапшиной Л.О. налог – это безэквивалентное относительно налогоплательщика изъятие части дохода или собственности субъекта, определённые по размерам и срокам внесения платежи [3, с. 19].
По определению А. В. Брызгалина, «налог - это категория комплексная, это симбиоз экономики и права, поэтому ни одна область знаний не в состоянии получить здесь безоговорочного приоритета... налог - это экономико-правовая категория» [4, с.11].
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ
В законодательстве Республики Беларусь к местным налогам относится лишь один вид налогов – налог за владение собаками.
При установлении местных налогов, как и при установлении других налогов в Республике Беларусь, определяется плательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), а также налоговые льготы. Данные характеристики местных налогов устанавливаются местными Советами депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь [10, c. 67].
Разберем каждую характеристику в отношении налога за владение собаками отдельно.
Плательщиком данного налога признаётся физическое лицо [11, ст. 269].
Объектом налогообложения налогом за владение собаками являются собаки в возрасте трёх месяцев и старше. Щенки, не достигшие возраста трех месяцев, не подпадают под объект налогообложения данного вида налога.
Налоговая база определяется в налоговом законодательстве как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Применительно к рассматриваемому виду налога, налоговая база формируется исходя из физической характеристики объекта налогообложения и определяется, как количество собак в возрасте трех месяцев и старше на 1-е число первого месяца налогового периода [1, с. 148].
Налоговая ставка – это не что иное, как величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Для налога за владение собаками она составляет 0,3 базовой величины за налоговый период, за исключением случая, когда объектом налогообложения является собака той породы, которая включена в перечень потенциально опасных. В таком случае налоговая ставка устанавливается в размере 1,5 базовой величины за налоговый период.
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ МЕСТНЫХ СБОРОВ
К местным сборам в Республики Беларусь относятся курортный сбор и сбор с заготовителей.
Также как и для местных налогов для местных сборов местными Советами депутатов определяется плательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), а также налоговые льготы.
Плательщиком курортного сбора признаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами [10, с. 69].
Санаторно-курортное лечение - вид медицинской помощи, проводимой в санаторно-курортных организациях, основанный на применении преимущественно природных лечебных факторов [19]
В Указе Президента Республики Беларусь о санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения от 28 августа 2006 года №542 содержится перечень граждан, которые имеют право на бесплатное санаторно-курортное лечение, следовательно, они являются лицами, которые курортный сбор не уплачивают. К таким гражданам относятся:
- неработающие ветераны Великой Отечественной войны;
- неработающие граждане из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава Следственного комитета, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований, уволенных с военной службы (службы) по болезни в связи с признанием их военно-врачебными комиссиями негодными к военной службе с исключением с воинского учета;
- неработающие ветераны боевых действий на территории других государств, получивших ранения, контузии или увечья в период боевых действий;
- неработающие граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
- другие лица, прямо указанные в данном Указе [20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Местные налоги – это обязательные индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, которые вводятся на соответствующих территориях с целью создания стабильных доходных источников местных бюджетов.
Местные сборы – это обязательные платежи в местные бюджеты, взимаемые с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий.
Отличие местных налогов и сборов проявляется в следующем:
1. Местные налоги исчисляются в процентном отношении к какой-либо базовой единице, а местные сборы являются фиксированными размерами платы за услугу;
2. Местные налоги удерживается со всех субъектов налогообложения без учета их желаний, тогда как местные сборы являются свободным волеизъявлением плательщика;
3. Местные налоги уплачиваются на безвозмездной основе, а местные сборы подразумевает получение от местных органов власти какой-либо информации или услуги.
4. Местные налоги имеет определенную периодичность оплаты, в то время как местные сборы являются разовым платежом.
Значение местных налогов и сборов заключается в том, что они играют важную роль в социально-экономическом развитии соответствующих территориальных единиц Республики Беларусь (города, района). Местные налоги и сборы вводятся на соответствующих территориях с целью создания стабильных доходных источников местных бюджетов.
В Республике Беларусь к местным налогам и сборам относятся: налог за владение собаками, сбор с заготовителей и курортный сбор. Данный перечень является исчерпывающим. Местные Советы депутатов могут ввести только эти виды обязательных платежей либо в полном объеме, либо их отдельные виды, либо вообще не вводить. Областной, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня самостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов [7, с. 64].
Также, важно отметить, что на сегодняшний день специального закона, регулирующего местные налоги и сборы, в нашем государстве нет. Поэтому общий порядок исчисления и уплаты местных налогов и сборов устанавливается Главами 30, 32 и 33 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, а также инструкциями по уплате данных налогов и сборов, утвержденными местными Советами депутатов, в которых могут устанавливаться те или иные особенности уплаты таких налогов и сборов для определенной местности.
1. Бельчина, Е.С. Налоги и налогообложение: учебник / Е.С. Бельчина. – Мн.: БГАТУ, 2011. – 216 с.
2. Заяц, Н.Е. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е.Заяц и др.; под общ.ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, И.Н. Алешкевич. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск: выш. шк., 2008. – 320 с.
3. Остапишина, Л. О. Финансовое право: конспект лекций / Л. О. Остапишина. – Витебск: УО «ВГТУ», 2009. – 49 с.
4. Брызгалин, А.В. Налоги и налоговое право: учебное пособие / А. В. Брызгалин. — М.: «Аналитика-Пресс», 1997. — 140 с.
5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 года: одобр. Советом Респ. 2 дек. 2002 г. с изм. и доп.: // Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. Ханкевич, Л.А. Финансовое право Республики Беларусь: практ. пособие / Л.А. Ханкевич – Мн.: Молодеж. науч. об-во, 2004. – 282 с.
7. Абрамчик, Л.Я. Финансовое право Республики Беларусь: электронный учебник / Л. Я. Абрамчик. – ГрГУ им. Я.Купалы. – Гродно: ГрГУ, 2013.
8. Меньшенина, А.В. Финансы зарубежных стран: конспект лекций / А.В. Меньшенина. – Омский государственный университет, 2012. – 192 с.
9. Дуканич, Л.В. Налоги и налогообложение: учебник / Л.В. Дуканич. – Ростов на Дону: «Феникс», 2000. – 416с.
10. Круглов, В.А. Финансовое право: учебное пособие / В. А. Круглов, Е. И. Орлова. – 7-е изд., перераб. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 208 с.
11. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): принят Палатой представителей 11 дек. 2009 года: одобр. Советом Респ. 18 дек. 2009 года с изм. и доп. // Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
12. Перечень потенциально опасных пород собак: приложение к постановлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, 12 дек. 2001, № 40 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
13. О налоге за владение собаками: инструкция, утвержд. решением Крупского районного Совета депутатов, 29 дек. 2017 г., № 155 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14. О налоге за владение собаками: инструкция, утвержд. решением Барановичского городского Совета депутатов, 14 янв. 2016 г., № 82 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. О налоге за владение собаками: инструкция, утвержд. решением Новополоцкого городского Совета депутатов, 24 нояб. 2016 г., № 142 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. О внесении изменений и дополнения в решение Минского городского Совета депутатов от 24 нояб. 2010 г. № 60: решение Минского городского Совета депутатов, 16 нояб. 2016 г., № 241 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. О внесении изменений и дополнения в решение Островецкого районного Совета депутатов от 29 янв. 2016 г. № 68: решение Островецкого районного Совета депутатов, 13 дек. 2016 г., № 95 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18. О внесении изменений и дополнения в решение Ошмянского районного Совета депутатов от 29 янв. 2016 г. № 77: решение Островецкого районного Совета депутатов, 25 нояб. 2016 г., № 105 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
19. Концепция санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь: утвержд. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 04 нояб. 2006 г., № 1478 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
20. О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения: Указ Президента Республики Беларусь, 28 авг. 2006 г., № 542 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
21. О курортном сборе: решение Лидского районного Совета депутатов, 29 янв. 2016 г., № 72 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
22. О курортном сборе: решение Волковысского районного Совета депутатов, 29 янв. 2016 г., № 67 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
23. Об установлении на территории Браславского района местных налога и сборов и введении их в действие: решение Браславского районного Совета депутатов, 24 дек. 2015 г., № 82 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
24. О порядке исчисления и уплаты курортного сбора: инструкция, утвердж. решением Новополоцкого городского Совета депутатов, 28 дек. 2015 г., № 98 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
25. О порядке исчисления и уплаты сбора с заготовителей: инструкция, утвердж. решением Новополоцкого городского Совета депутатов, 28 дек. 2015 г., № 98 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
26. Об установлении и введении на территории города Витебска местных налога и сборов: решение Витебского городского Совета депутатов, 29 дек. 2015 г., № 104 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.