Введение
1 Теоретические аспекты организации функционирования гостиничного предприятия
1.1 Сущность организации функционирования гостиничного предприятия
1.2 Основные аспекты функционирования гостиничного предприятия
1.3 Современные инструменты повышения эффективности функционирования гостиничного предприятия
2 Анализ проблем функционирования гостиницы «Университетская»
2.1 Организационно-управленческая характеристика гостиницы «Университетская»
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности гостиницы «Университетская»
2.3 Анализ маркетинговой деятельности гостиницы «Университетская»
3 Разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности функционирования гостиницы «Университетская»
3.1 Комплекс мероприятий по повышению эффективности функционирования гостиницы «Университетская»
3.2 Экономическое обоснование разработанного комплекса мероприятий по повышению эффективности функционирования гостиницы «Университетская»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Задачи развития туризма в Республике Беларусь ставят своей главной целью создание благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристического рынка, способного обеспечить широкие возможности удовлетворения потребностей белорусских и иностранных граждан в туристических услугах. Исходя из этой цели, основной, из поставленных задач, является продвижение национального туристического продукта на внутренний и мировой рынок туристических услуг. Тем самым, представляя национальный туристический продукт, как результат деятельности государства по привлечению и обслуживанию туристов, а также формированию имиджа страны.
Туристический потенциал и разнообразие ресурсов, в целом предопределяет политику развития туризма в государстве, но без соответствующей инфраструктуры развивать данный сектор экономики невозможно. Для того, чтобы удовлетворить базовые потребности туриста, необходимо предоставить услуги размещения и питания. В этом отношении, деятельность предприятий размещения занимает одну из ключевых позиций в индустрии гостеприимства. Рынок гостиничных услуг, на сегодняшний день, стремительно развивается и вопрос продвижения услуг размещения на внутреннем и внешнем рынке является открытым.
На основании вышесказанного, тема данной работы является актуальной.
Цель курсовой работы: изучить организацию деятельности предприятий размещения индустрии гостеприимства по продвижению услуг на внешний и внутренний рынок Республики Беларусь, и разработать ряд мероприятий по улучшению эффективности продвижения гостиничных услуг на внутренний рынок Республики Беларусь и за рубежом.
1 Теоретические аспекты организации функционирования гостиничного предприятия
1.1 Сущность организации функционирования гостиничного предприятия
На современном этапе гостиничная индустрия как отрасль экономики достаточно быстро развивается, а гостиничный бизнес в целом увеличивает ВВП любой страны. По оценкам Всемирной туристской организации, на долю туризма в мировом ВВП, с учётом мультипликативного эффекта, приходится 9,4%. В отдельных странах доходы от туризма в ВВП составляют: в Греции – 15,5%, Испании –15,3%, Австрии – 12,5%. Это говорит о наличии перспективных финансовых потоков, связанных с развитием туристской индустрии, и её функционированием. Данная тенденция свидетельствует о возможных перспективах и росте доли туризма в ВВП различных стран.
В Республике Беларусь доля туризма в структуре ВВП около 0,3%, однако, имеются все необходимые перспективы для повышения этого показателя. В настоящее время индустрия гостеприимства в Беларуси развивается.
Сервис размещения занимает центральное место в комплексе услуг, предоставляемых туристам во время путешествия, и являются неотъемлемой частью каждого тура. Средства размещения, под которыми понимают любой объект, регулярно или эпизодически предоставляющий места для ночевки, с различным уровнем сервиса, составляют основу туристической индустрии.
Высокий сервис предоставления услуг по размещению определяет также такие психологические аспекты туризма, как удовлетворенность путешествием и высокая оценка организации пребывания туристов в той или иной стране. В многообразии имеющихся средств размещения особое место принадлежит гостиничной индустрии [2, с. 160].
Сектор гостиничного хозяйства, как вид экономической деятельности включает предоставление отелей и иных объектов, сооружений для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность.
2 Анализ проблем функционирования гостиницы «Университетская»
2.1 Организационно-управленческая характеристика гостиницы «Университетская»
Гостиница образована в 2008 году и находится в городе Пинске по адресу: 225716, ул. Иркутско-Пинской дивизии, 46, тел. 8 (0165) 37-93-70, факс 8 (0165) 31-60-88.
Основной целью деятельности гостиницы является получение прибыли.
К основным направлениям деятельности гостиницы ”Университетская“ относятся:
1. Предоставление номеров (мест в номерах) в гостинице для временного проживания граждан, а также дополнительных услуг в виде услуг общественного питания, связи, бытового обслуживания и других услуг, которые могут быть предоставлены проживающим.
2. Организация оформления необходимых для заселения в гостиницу документов.
3. Осуществление систематического контроля за правильным взиманием оплаты за проживание в гостинице.
4. Своевременное рассмотрение в установленном порядке предложений, жалоб и заявлений проживающих граждан, связанных с их хозяйственно-бытовым обслуживанием, и принятие необходимых мер по удовлетворению их требований.
5. Обеспечение своевременной и правомерной постановки вопроса об от-несении гостиницы к разрядам и номеров в гостинице к категориям[1].
Сущность предоставления услуги размещения состоит в том, что, с одной стороны, в пользование предоставляются специальные помещения (гостиничные номера), с другой стороны, предоставляются услуги, выполняемые непосредственно персоналом гостиницы: услуги портье по приему и оформлению гостей, услуги горничных по уборке гостиничных номеров и т.д.
Гостиничные номера являются основным элементом услуги размещения. Это многофункциональные помещения, предназначенные для отдыха, сна, ра-боты проживающих гостей. Важнейшей их функцией является обеспечение возможности сна. Значимость других функций гостиничных номеров, прежде всего, зависит от назначения гостиницы и потребностей гостей. Например, в гостиницах делового назначения.
3 Разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности функционирования гостиницы «Университетская»
3.1 Комплекс мероприятий по повышению эффективности функционирования гостиницы «Университетская»
Информационное обеспечение маркетинга гостиницы ”Университетская“ в основном сводится к приобретению в службу маркетинга разной специальной рекламной литературы, справочников, каталогов и т.п. Оснащение рабочих мест маркетологов не на должном уровне: имеется компьютер и старое программное обеспечение.
В гостинице ”Университетская“ нет специалиста по продвижению интернет сайта, поэтому для проведения мероприятия будет необходимым воспользоваться услугами рекламных интернет агентств. Возьмем, к примеру, агентство ” Plan B“.
Весь комплекс предстоящих работ будет состоять из трех этапов:
1 этап. Оптимизация сайта для продвижения в поисковых системах:
1. Анализ структуры сайта;
2. Разработка стратегии плана продвижения сайта по каждому запросу из списка;
3. Оптимизация страниц сайта по ключевым словам.
4. Настройка сайта под поисковые системы (настройки сервера)
2 этап. Продвижение сайта в поисковых системах:
1. Проверка и ручная регистрация сайта в каталогах поисковых систем;
2. Размещение ссылок на сайт с других ресурсов Интернета;
3. Анализ результатов и внесение корректив в план работы.
3 этап. Удержание позиций сайта.
Все поисковые системы регулярно, примерно раз в 3-4 месяца, меняют алгоритмы в поиске и выдаче сайтов, поэтому будет необходимо постоянно отслеживать и «подстраивать» сайт под поисковый алгоритм. Также, на позиции сайта воздействуют конкуренты: появляются турагентства и туроператоры, стремящиеся продвигаться по похожим поисковым запросам. Поэтому удержание позиций сайта это основная задача после его продвижения.
Для проведения мероприятия по продвижению сайта гостиницы ”Университетская“ необходимо заключить договор с рекламным агентством «Plan B», в котором следует четко прописать такие позиции, как стоимость оказания услуг, сроки проведения поисковой оптимизации, список мероприятий по продвижению сайта и условия предоставления отчета о ходе выполненных работ и результатах.
Заключение
Индустрия гостеприимства является важным элементом экономической и социальной сферы государства. Это отрасль быстрого оборота вложенных средств, которая играет большую роль в повышении эффективности общественного производства, занятости населения и росте жизненного уровня населения. Сегодня активно развивается сфера гостиничного хозяйства, реконструируются действующие и строятся новые гостиничные комплексы, предлагающие более современный спектр высококачественных услуг и индивидуализированное обслуживание. Данные обстоятельства являются одними из ключевых для развития сферы туризма и гостеприимства в национальной экономике Республике Беларусь.
В настоящее время решающую роль в развитии гостиничного бизнеса определяет эффективное управление бизнес-процессами, а также грамотно выстроенная маркетинговая политика. Это позволит разработать успешную технологию ведения бизнеса гостиницы, повысить финансовые показатели, достичь высокого уровня сервиса для гостей и продвинуть национальный туристический продукт Республики Беларусь на мировой рынок индустрии туризма и гостеприимства.
На сегодняшний день преимущества интернета трудно переоценить, весь водоворот информации, знаний, опыта, практик сосредоточен именно там. Если говорить об индустрии гостеприимства, то большую долю в продвижении сервиса и услуг осуществляется с помощью интернета. На нынешнем этапе развития информационных технологий люди стали чаще пользоваться интерне-том. Говоря о сфере гостиничного хозяйства, наибольший процент бронирования номеров осуществляется с помощью интернета. Сегодня особо популярен веб-сайт Booking.com, с помощью которого, можно забронировать номер в отеле практически в любом уголке земного шара.
1 Артишевская, С. Я. 2014 – год гостеприимства в Беларуси: библиографический справочник / С. Я. Артишевская – Гомель: Центральная городская библиотека им. А. И. Герцена, 2011. – 40 с.
2 Байлик, С. И. Маркетинг гостиничного хозяйства. Проблемы, перспективы / С. И. Байлик – Киев: ВИРА-Р, 2010. – 287 с.
3 Балашова, Е. А. Гостиничный бизнес: как достичь безупречного сервиса / Е. А. Балашова – Санкт-Петербург: Вершина, 2013. – 178 с.
4 Барышев, А. Ф. Маркетинг в туризме: учебное пособие / А. Ф. Барышев. – 2-е изд. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.
5 Богданов, Е. И. Экономика отрасли: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Экономика управления в туризме» / Е. И. Богданов, Е. С. Богомолова, В. П. Орловская. – Москва: Инфа-М, 2013. – 316 с.
6 Браймер, Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Р. А. Браймер. – Москва: АспектПресс, 2007. – 382 с.
7 Брашнов, Д. Г. Гостиничный сервис и туризм: учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / Д. Г. Брашнов. – Москва: Альфа-М, 2012. – 222 с.
8 Бурнацева, Э. Р. Современные маркетинговые стратегии международных гостиничных компаний / Э. Р. Бурнацева. – Москва: МГИМО, 2010. – 28 с.
9 Бушуева, Л. И. Маркетинговые информационные системы в управлении предприятием / Л. И. Бушуева – Москва: Международные отношения, 2010. – 62 с.
10 Гальперович, Н. Я. Приглашаем в Беларусь / Н. Я. Гальперович, Н. Г. Ванина. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 95 с.
11 Гладко, М. А. Проблемы индустрии туризма и гостеприимства: пособие для студентов высших учебных заведений / М. А. Гладко. – Минск: МГЛУ, 2013. – 159 с.
12 Горелкина, Е. В. Инновационные способы продвижения гостиницы / Е. В. Горелкина – Екатеринбург: ГБОУ СПО СО Уральский колледж бизнеса управления, 2013. – 23 с.
13 Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016 – 2020 гг. от 23 марта 2016 г. № 232. [Электронный ресурс] / Министерство спорта и туризма Республики Беларусь. – Режим доступа: www.pravo.by/ru/programma-razvitiya-belarus-gostepriimnaya.
14 Дворниченко, В. В. Организация обслуживания туристов в средствах размещения: учебно-методическое пособие / В. В. Дворниченко. – Минск: БГУФК, 2015. – 91 с.
15 Дурович, А. П. Маркетинг в туризме / А. П. Дурович. – 2-е изд. – Минск: Новое знание, 2004. – 496 с.
16 Дурович, А. П. Организация туризма / А. П. Дурович. – Санкт–Петербург: Издательский дом «Питер», 2011. – 318 с.
17 Джум, Т. А. Организация гостиничного хозяйства: учебное пособие для студентов вузов/ Т. А. Джум.– Москва: Магистр: Инфра-М, 2012. – 398 с.
18 Елканова, Д. И. Основы индустрии гостеприимства / Д. И. Елканова, Осипов, Д. А. – Москва: Дашков и К, 2009. – 248 с.
19 Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25.10.1999 № 326-3 (редакция от 22.12.2011) / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 2/101
20 Инновационные методы стимулирования и развития новых услуг в сфере гостеприимства. – Москва: ОАО «ГАО «Москва» и Правительство Москвы, 2009. – 100 с.
21 Инновационные технологии в сфере туризма, гостеприимства, рекреации и экскурсоведения: материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 20 апреля 2011 г. / [редкол.: М. Е. Кобринский (гл. ред.) и др.]. – Минск: БГУФК, 2011. – 338 с.
22 Кабушкин, Н. И. Управление предприятиями туризма и гостиницами: учебно-практ. пособие / Н. И. Кабушкин. — Минск: БГЭУ, 2011. – 275 с.
23 Каурова, О. В. Финансово-экономический анализ предприятия туристической индустрии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ О. В. Каурова. – Москва: КноРус, 2012. – 215 с.
24 Колик, А. В. Перспективы инвестиций в гостиничный сектор Республики Беларусь / А. В. Колик. – Минск: Белорусский рынок (аналитика и тематические статьи). 2008. – 142 с.
25 Конкурентоспособность гостиничных предприятий: учебно-методическое пособие. – Москва: ОАО «ГАО «Москва» и Правительство Москвы, 2009. – 100 с.
26 Косолапов, А. Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие для использования в учебном про-цессе/ А. Б. Косолапов, Т. И. Елисеева. – Москва: КноРус, 2010. – 198 с.
27 Костанян, А. Осуществление PR-деятельности в гостиничном бизнесе / А. Костанян, А. Белявская. – Минск: РИПО, 2008. – 56 с.
28 Куркина, К. А. Гостиничный бизнес. Особенности бухгалтерского и налогового обложения / К. А. Куркина. – Москва: Вершина, 2008. – 240 с.
29 Малахова, Н. Н. Инновации в туризме и сервисе / Н.Н. Малахова, Д.С. Ушаков; под ред. Н. Н. Малаховой. – Москва: МарТ. – 2008. – 244 с.
30 Маркетинг и организация продаж в индустрии гостеприимства: учебно-методическое пособие. – Москва: ОАО «ГАО «Москва» и Правительство Москвы, 2009. – 100 с.
31 Методология оценки экономической эффективности гостиниц. – Москва: ОАО «ГАО «Москва» и Правительство Москвы, 2009. – 84 с.
32 Медведева Е. В. Формирование и развитие стратегии управления в гостиничных комплексах / Е. В. Медведева. – Тольятти: МРТ, 2013 – 97 с.
33 Международные стандарты в сфере гостеприимства. Требования ВТО. Особенности их внедрения и поддержания: учебно-методическое пособие. – Москва: ОАО «ГАО «Москва» и Правительство Москвы, 2010. – 100 с.
34 Михеева, Н. А. Региональный мониторинг гостиничных услуг и прогнозирование: учебник к использованию в образовательных учреждениях, реализующие образовательные программы высшего профессионального образования / Н. А. Михеева. – Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2013. – 182 с.
35 Морозова, Н. С. Развитие предпринимательства в гостиничном бизнесе/ Н. С. Морозова. – Москва: РосНОУ, 2013. - 291 с.
36 Мхитарян, С. В. Маркетинговая информационная система/ С. В. Мхитарян - Москва: ЭКСМО, 2012. – 336 с.
37 Папирян, Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства, отели и рестораны / Г. А. Папирян. – Москва: Экономика, 2009. – 190 с.
38 Повышение эффективности работы гостиничного комплекса: оценка и анализ основных показателей: методическое пособие. – Москва: Правительство г. Москвы, 2010. – 109 с.
39 Ревинский, И. А. Поведение предприятия на рынке услуг. Туризм и путешествия / И.А. Ревинский. — Новосибирск: Сиб. унив. изд., 2001. – 80 с.
40 Семенова, Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия: учебное пособие / Л. В. Семенова, В. С. Корнеевец. – Москва: Дашков и К, 2015. – 208 с.
41 Сенин, В. С. Организация международного туризма: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Финансы и статистика, 2011. – 525 с.
42 Скобкин, С. С. Место и роль экономической стратегии в управлении предприятием индустрии гостеприимства и туризма / С. С. Скобкин. – Москва: «Парад Отелей» №6, 2010. – 175 с.
43 Скобкин, С. С. Повышение эффективности деятельности предприятий гостиничного хозяйства / С. С. Скобкин. - Москва: «Парад Отелей» №6, 2010. – 163 с.
44 Стригунова, Д. П. Правовые основы гостиничного и туристического бизнеса: учебное пособие / Д. П. Стригунова. – Москва: КноРус, 2015. – 228 с.
45 Турковский, М. Маркетинг гостиничных услуг: учебно-метод. пособие/ М. Турковский.— Москва: Издательство Финансы и статистика, 2008 .- 134 с.
46 Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. Статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь: В. И. Зиновский (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2014. – 105 с.
47 Уокер, Дж. Р. Введение в гостеприимство: учебное пособие для студентов вузов/ Дж. Р. Уокер; пер. с англ. В. Н. Егорова. – 4-е изд. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – XXIII, 711 с.
48 Шорец, В.М. Правовое обеспечение туристической деятельности: учебно-методическое пособие / В.М. Шорец – Минск: РИПО, 2014. – 133 с.
49 Экономика гостиниц и ресторанов: практикум/ [О. П. Ефимова – Стадник и др.]; под ред. О. П. Ефимовой-Стадник; Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет». – Минск: БГЭУ, 2013. – 204 с.
50 Яцковская, Т. С. Гостиничный бизнес: учет и калькулирование: учебно-практическое пособие / Т. С. Яцковская, Учреждение образования «Бело-русский государственный экономический университет». – Минск: БГЭУ, 2011 . – 171 с.