ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и общая характеристика систем товародвижения
1.2 Планирование и организация каналов товародвижения
1.3 Логистический подход и роль логистического менеджмента в организации товародвижения на современном предприятии
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Анализ организационно-экономической деятельности предприятия
2.2 Организация и управление системой товародвижения на предприятии
2.3 Пути совершенствования системы товародвижения на предприятии
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Успех на рынке в продаже того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от особенностей организации сбытовой деятельности организации.
Совершенствование сбытовой деятельности организации состоит в том, чтобы доводить товары до потребителя в том месте, в том количестве и такого качества, которые требуются, а также максимально использовать свои возможности для улучшения обслуживания покупателей.
При совершенствовании сбытовой деятельности достижение целей компании происходит через оценку и удовлетворения требований потребителя. В связи с тем, что для розничной торговли в настоящее время характерно снижение спроса, особенно на товары, не являющиеся товарами первой необходимости, многие аспекты деятельности предприятий нуждаются в тщательном анализе и модернизации.
В частности, необходимо совершенствовать сбытовую деятельность, поскольку именно она определяет доходность организации. Происходящие на рынке явления обусловлены снижением уровня доходов, а значит и платёжеспособности населения.
Основными задачами маркетинга являются: определение характера и масштабов производства с учетом перспектив сбыта, поставка на рынок тех товаров, в которых нуждается потребитель.
Маркетинг – это последовательная ориентация на потребности покупателей всех прямо или косвенно связанных с рынком решений. Формула успеха организации на рынке - «производить то, что можно продать, а не сбывать то, что можешь произвести».
Когда предприятие начинает придерживаться концепции маркетинга, вся его деятельность строится с учетом покупательского спроса: разработка и производство товаров осуществляется исходя из наличия спроса на эти товары и требований, предъявляемых к ним покупателями, установленная цена соответствует финансовым возможностям покупателей, произведенные товары реализуются через торговые точки, удобные покупателем, покупателям сообщается о наличии товаров.
Таким образом, обеспечивается разработка и реализация комплекса маркетинга, представляющего собой набор инструментов для воздействия на потребителя с целью достижения желаемой ответной реакции. Данный комплекс состоит из таких компонентов, как товар, цена, распространение и продвижение.
Необходимость применения маркетинга на отечественных предприятиях объясняется: потерей стабильных рынков сбыта, снижением конкурентоспособности белорусских товаров, сокращением покупательской способности населения, ростом конкуренции на традиционных и потенциальных рынках сбыта, ростом конкуренции торговых марок производителей и посреднических систем, потребностью руководства предприятий в актуальной информации о рынке.
Сбыт – это элемент процесса маркетинга, который является завершающей стадией обеспечения потребителя необходимым для него товаром. Он направлен на формирование эффективной системы перемещения товара от производителя до потребителя с минимальными затратами.
Актуальность темы состоит в том, что сбытовое звено обеспечивает взаимосвязь организации-изготовителя с его потребителями. Работники сбыта должны в одно и то же время учитывать интересы и организации, и потребителей. Они представляют организация перед потребителем: находят новых клиентов, доводят до их сведения информацию о предлагаемых товарах и услугах, осуществляют продажу. В то же время они представляют потребителей на предприятии, действуя в качестве «защитника» потребительских интересов.
Объектом исследования настоящей работы является ГП «Гродненская птицефабрика».
Предметом исследования является система товародвижения в организации.
Целью курсовой работы является изучение системы товародвижения ГП «Гродненская птицефабрика» и разработка путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
– изучение сущности и общей характеристики систем товародвижения;
– изучение планирования и организации каналов товародвижения;
– изучение логистического подхода и роли логистического менеджмента в организации товародвижения на современном предприятии;
– анализ организационно-экономической деятельности ГП «Гродненская птицефабрика»;
– изучение организации и управления системой товародвижения
на ГП «Гродненская птицефабрика»;
– выявление путей совершенствования системы товародвижения на ГП «Гродненская птицефабрика».
Методологической базой исследования стали работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам управления инновационного развития и инновационной деятельности, материалы конкретной организации, статистические данные по Республике Беларусь, а также нормативно-правовые акты. Теоретической основой исследования являются монографии, статьи, учебные пособия отечественных и зарубежных ученых в области инновационного менеджмента.
Основные методы и приемы: монографический, аналитический, сравнения и оценки, графический.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и общая характеристика систем товародвижения
Одна из основных задач политики маркетинговой деятельности заключается и в создании эффективной интегрированной системы регулирования и контроля планирования товародвижения.
Зарубежные эксперты под товародвижением понимают систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок.
Непрерывное движение товаров от производства до потребителя представляет собой объективно необходимый процесс воспроизводства. По своему содержанию это материально вещественный процесс перемещения во времени и пространстве готовых к потреблению продуктов труда, которые обладают определёнными физико-механическими свойствами. Количество перемещённых товаров измеряется натуральными и стоимостными показателям, в которых выражается информация о товародвижении [17, c. 21].
Наиболее принятыми показателями характеризующих потоки товаров является грузооборот и товарооборот. Информация о происходящих процессах в стоимостных показателях позволяет создать экономическую модель, отражающую движение стоимости товара. В натуральных показателях отражается информация о реальном движении товара.
Таким образом, процесс товародвижения рассматривается в двух аспектах. Во-первых, как технологическая система, представляющая материально-вещественный поток товаров и, во-вторых, как кибернетическая система, представляющая собой потоки и процессы переработки экономической (коммерческой информации), так как задачей изучения комплексного процесса товародвижения является с одной стороны рациональное построение технологических структур, а с другой - овладение методами управления процессов.
Изучение комплексного процесса товародвижения требует четкого определения целей (целевых инструкций) системы и средств их достижения. Довести товар от производителя до потребителя означает организовывать его перемещение практическим путем, с минимальными совокупными издержками, в нужное для потребителя время, в заданном количестве, а также в состоянии пригодном для розничной продажи и потребления [10, c. 31].
Если предоставить весь процесс движения товаров в виде определенной схемы с множеством входов и выходов, где в качестве входов обозначить поступление, конкретных товаров, а в качестве входов – пункты, которые
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Анализ организационно-экономической деятельности предприятия
Согласно распоряжению Совета Министров БССР от 7.02.1962 года №111-Р и Приказу по Главному управлению совхозов при Совете Министров БССР от 10.02.1962г № 97 «О выделении из совхоза «Гродненский» Гродненской птицефабрики», а также Приказу по Волковысскому Тресту совхозов от 13.02.1962г №11-К из совхоза «Гродненский» на базе Гродненской инкубаторно-птицеводческой станции (ИПС) было выделено обособленное предприятие ГП «Гродненская птицефабрика».
В сентябре 1963 года на территории землепользования птицефабрики (отделения совхоза) было организовано два участка для размещения на одном из них молочно товарной фермы (424 га пашни, 260 коров и нетелей, 195 молодняк КРС, 40 голов лошадей), на другом (севернее деревни Малаховичи) усадьбы для птицефабрики (891 га пашни, 70 тыс.голов кур взрослых и 300 тыс.голов молодняка). Всего сельхозугодья вместе с садом, сенокосами и пастбищами занимали 1433,11 га. Зерновые культуры занимали площадь 826 га. Урожайность озимых получали до15ц/га, ячменя – 13ц/га, овса – 10ц/га.
На территории птицефабрики находились деревни Вишневец, Гибуличи, Солы, Кошевники. Центральная усадьба участка №1 расположилась на расстоянии 1,5км от д.Малаховичи, Участка №2 – в д.Кошевники. Контора совхоза размещена была рядом с птицефабрикой. Восточнее ее был создан поселок с бытовыми помещениями, яслями для детей, многоквартирными домами.
В января 1972 года было начато, а 28 декабря 1973 года была принята в эксплуатацию первая очередь Гродненской птицефабрики на 30 тысяч голов несушек, два птичника вместимостью по 20 тыс.голов несушек) и птицебойней (убойным цехом) производительностью 3 тонны мяса птицы в смену (ныне – это здание участка сортировки яиц).
В ноябре 1973 года было начато строительство второй очереди птицефабрики, которая была завершена в декабре 1974года, а принята в эксплуатацию в начале 1975г. Это были:
1. птичник на 20 тыс.голов несушек;
2. батарейный цех на 50-60 тыс.голов цыплят;
3. акклиматизатор на 29 тыс.голов;
4. контора на 5 рабочих мест с проходной;
5. автовесы на 30 тонн;
6. санпропускник на 1 дезкамеру;
7. яйцесклад на 60-65 тысяч яиц;
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Сбытовое звено обеспечивает взаимосвязь организации-изготовителя с его потребителями. Работники сбыта должны в одно и то же время учитывать интересы и организации, и потребителей. Они находят новых клиентов, доводят до их сведения информацию о предлагаемых товарах и услугах, осуществляют продажу. В то же время они представляют потребителей в организации, действуя в качестве «защитника» потребительских интересов.
При совершенствовании сбытовой деятельности достижение целей компании происходит через оценку и удовлетворения требований потребителя. В связи с тем, что для организаций в настоящее время характерно снижение спроса, особенно на товары, не являющиеся товарами первой необходимости, многие аспекты деятельности организаций нуждаются в тщательном анализе и модернизации.
В частности необходимо совершенствовать сбытовую деятельность, поскольку именно она определяет доходность организации. Происходящие на рынке явления обусловлены снижением уровня доходов, а значит и платежеспособности населения.
ГП «Гродненская птицефабрика» является юридическим лицом и имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество; несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь расчетный счет, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, другие печати и штампы, товарный знак, другие реквизиты. ГП «Гродненская птицефабрика» имеет самостоятельный баланс.
ГП «Гродненская птицефабрика» создано с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли для реализации экономических интересов ГП «Гродненская птицефабрика» и удовлетворения социальных нужд работников ГП «Гродненская птицефабрика».
Приоритетными направления и задачи в деятельности ГП «Гродненская птицефабрика» на предстоящий период следующие: вовлечение в оборот накопленных и неиспользуемых оборотных средств за счет упорядочения активов, вложенных в запасы сырья не снижая темпов роста производства и реализации, рациональное использование финансовых ресурсов с учетом имеющихся запасов и более рачительного подхода к формированию потребности на приобретение этих запасов; контроль за общезаводскими и накладными расходами, влияющими на размер прибыли и рентабельность продукции с целью недопущения снижения уровня рентабельности продаж.
ГП «Гродненская птицефабрика» необходимо укреплять свою позицию на внутреннем рынке и постоянно расширять на нем свое присутствие путем улучшения качества конечного продукта (реализация яиц в упаковке), снижать издержки на производство продукции, что позволит сделать цены более конкурентоспособными на внешних рынках.
В ГП «Гродненская птицефабрика» в 2016 году по сравнению с 2015 годом объем выпущенной продукции в действующих ценах увеличился на 79,9 %, а в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличение составило 25,4 %. Увеличение объема выпущенной продукции положительно для деятельности предприятия.
Выручка от реализации продукции, работ, услуг в действующих ценах в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась 23,6 %, а в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличение составило 72,9 %. Увеличение выручки от реализации продукции положительно для деятельности предприятия, так как влияет на показатели рентабельности.
На конец 2014 года численность составляла 203 чел., а на конец 2016 года она увеличилась на 17 чел. Следует отметить что, как в 2014 году, так и в 2016 году наибольший удельный вес занимали рабочие – 77,3 % и 78,2 % соответственно. На конец 2016 года произошло увеличение удельного веса рабочих на 0,9п.п. и увеличение удельного веса специалистов на 1,2 п.п.
в ГП «Гродненская птицефабрика» по состоянию на 31.12.2016 года по сравнению с 31.12.2015 года стоимость краткосрочных активов увеличилась на 40,2 %; наиболее ликвидная часть краткосрочных активов – денежные средства по состоянию на 31.12.2016 года по сравнению с 31.12.2015 года увеличились на 57,4 %, финансовые вложения в 2015-2016 гг. отсутствует, краткосрочная дебиторская задолженность на 31.12.2016 года по сравнению с 31.12.2015 года увеличилась на 19,4 %.
Изменение данных показателей отразилось следующим образом на динамике показателей ликвидности и платежеспособности ГП «Гродненская птицефабрика».
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно. На 31.12.2016 года по сравнению с 31.12.2015 года коэффициент абсолютной ликвидности в ГП «Гродненская птицефабрика» увеличился на 10,1 % и его значение равно 0,25, Рекомендуемое его значение не менее 0,2, следовательно, в исследуемой организации его значение немного выше нормативного.
Коэффициент промежуточной ликвидности характеризует ожидаемую платежеспособность на период средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности. Его значение по состоянию на 31.12.2016 года в сравнении с 31.12.2015 года уменьшилось на 9,8 % и составило 0,82. Оптимальным признается его значение 0,8–1,0. В 2014 году коэффициент ниже нормативного (0,57).
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует рациональность и интенсивность использования этих ресурсов в организации. Он демонстрирует, какой объем выручки от реализации продукции приходится на 1 р. оборотных фондов, т.е. именно этот показатель нагляднее всего отражает отдачу, получаемую от оборотных средств. В ГП «Гродненская птицефабрика» его значение по состоянию на 31.12.2016 года в сравнении с 31.12.2015 года увеличилось на 0,6 % и составило 0,96, что выше показателя в 2014 году. От того, насколько рационально используются на предприятии оборотные средства, зависит его успех и прибыльность в целом.
Таким образом, коэффициент общей (текущей) ликвидности характеризует ожидаемую платежеспособность на период средней продолжительности 1 оборота всех оборотных средств, т.е. долю краткосрочных обязательств, которая может быть погашена в результате реализации оборотных активов. В ГП «Гродненская птицефабрика» его значение по состоянию на 31.12.2016 года в сравнении с 31.12.2015 года уменьшилось на 1,9 и составило 5,63, что выше нормы. Ликвидность организации – это способность фирмы превращать свои активы в деньги для покрытия всех необходимых платежей по мере наступления их срока. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.
Таким образом, можно сделать вывод, что для совершенствования системы товародвижения ГП «Гродненская птицефабрика» будет целесообразным провести такое мероприятие, как введение новой должности (менеджер по логистике).
1. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. – M.: Финансы и статистика, 2015. – 529 с.
2. Альтшулер, И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа / И.Г. Альтшулер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 450 с.
3. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 366 с.
4. Басовский, Л.Е. Маркетинг: курс лекций / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 219 с.
5. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: учеб. курс / И.А. Бланк. – М.: Ника-Центр, Эльга, 2015. – 528 с.
6. Болт, Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом / Г. Дж. Болт. – М.: Экономика, 2014. – 271 с.
7. Бурцев, В. В. Анализ результатов продаж компании: методология и практический пример / В. В. Бурцев // Управление продажами. – 2009. – № 5. – С. 20-22.
8. Бурцев, В. В. Каналы сбыта / В. В. Бурцев // Маркетинг в России и за рубежом – 2015. – №4. – С. 19-24.
9. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О. С. Виханский. – М.: Из-во МГУ, 2007. – 429 с.
10. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. – Москва: Дашков и Кº, 2015. – 484 с.
11. Голубков, Е. П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 1. – С. 9-11.
12. Гранкина Н. А. Разработка внешнеэкономической стратегии сбыта продукции / Н. А. Гранкина, Е. В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 3. – С. 21-25.
13. Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – Москва: Юрайт, 2015. – 734 с.
14. Данько, Т. П. Управление маркетингом: учебник / Т. П. Данько. – М.: Инфра, 2007. – 280 с.
15. Дехтяренко, И. Актуальные задачи по оперативному управлению закупкой: как выбрать систему управления запасами: советы практика / Ирэна Дехтяренко, Алексей Поташов // Логистика. – 2016. – № 1. – С. 36-38.
16. Дорофеев, В. Д. Менеджмент: учеб. пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 531 с.
17. Дроздов, П.А. Управление запасами в цепях поставок: учеб.-методич. пособие. – Минск: ИБМТ БГУ, 2015. – 103 с.
18. Дыбская, В. В. Передовые практики в логистике и управлении цепями поставок в контексте мировых исследований / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2016. – № 6. – С. 7-20.
19. Дыбская, В.В. Логистика складирования: учебник / В.В. Дыбская. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 559 с.
20. Ефремов, В. С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование / В. С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – №2. – С. 17-21.
21. Журавлев, В. Оптимизация распределения продукции между рынками сбыта / В. Журавлев // Промышленный маркетинг. – 2015. – № 3. – С. 15-18.
22. Зимина, Т. В. Диверсификация как основа долгосрочного устойчивого развития / Т. В. Зимина // Маркетинг в России и зарубежом. – 2016. – № 4. – с. 26-25.
23. Каневский, Д. Автоматизация управления запасами: мифы и реальность / Даниил Каневский // Логистика. – 2016. – № 1. – С. 39-43.
24. Когденко, В. Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие / В. Г. Когденко. – М.: Юнити, 2016. – 471 с.
25. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. – Москва: Инфра-М, 2016. – 605 с.
26. Коньков, А. Диагностика сильных и слабых сторон компании / А. Коньков // Промышленный маркетинг. – 2016. – № 5. – С. 28-31.
27. Коршунов, В. В. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / В.В. Коршунов. – М.: Юрайт, 2016. – 433 c.
28. Котлер, Ф. Маркетинг / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2016. – 943 с.
29. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер. – Изд-во: Проспект, 2016. – 440 с.
30. Кузнецова, Т. В. Обоснование выбора метода размещения объектов в цепи поставок / Т.В. Кузнецова // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2015. – № 1. – С. 32-34.
31. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [В. И. Маргунова и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 507 с.
32. Мордовская, Ю. В. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учеб. пособие / Ю. В. Мордовская. – М.: Элит, 2015. – 272 с.
33. Немогай, Н. В. Логистика и управление цепочками поставок как фактор конкурентоспособности отечественных организаций / Н. В. Немогай // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2016. – № 3. – С. 27-31.
34. Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – Москва: Дашков и Кº, 2015. – 978 с.
35. Основы логистики: учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – Москва: КноРус, 2016. – 575 с.
36. Протасеня, В. Г. Определение подходов к распределению и сбыту белорусской промышленной продукции на российском рынке / В. Г. Протасеня // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2016. – №5. – С.69-76.
37. Проценко, И.О. Концепция управления цепью поставок и потенциалы преимущества с позиции интегрального менеджмента / И. О. Проценко // Российское предпринимательство. – 2016. – № 1. – С. 69-72.
38. Проценко, И.О. Некоторые аспекты теории и практики в управлении цепью поставок / И. О. Проценко // Российское предпринимательство. – 2015. – № 2. – С. 70-74.
39. Руткевич, Е. В. Особенности использования концепции маркетинга в управлении предприятиями Республики Беларусь / Е. В. Руткевич // Молодой ученый. – 2016. – №2. – С. 309-315.
40. Сербин, В. Д. Основы логистики: учеб. пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2015. – 253 с.
41. Соколова, Т. В. Маркетинговые исследования сбытовой сети / Т. В. Соколова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – № 4. – С. 28-32.
42. Стратегическое управление цепочками поставок: теория, организационные принципы и практика эффективного снабжения / Кузинс, П. [и др.]; отв. Ред. Кузис П. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2010. – 320 с.
43. Сурмач, С. Простые решения в логистике / Сергей Сурмач // Логистика. – 2016. – № 1. – С. 39-43.
44. Эффективность логистического управления: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Л.Б. Миротина. – Москва: Издательство «Экзамен», 2015. – 368 с.