ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ О ТЕХНИКЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Особенности формы (техники) физических упражнений и ее значение
1.2 Характеристика и правила техничного выполнения физических упражнений
ГЛАВА 2 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ
2.1 Методические приемы технической подготовки
2.2 Использование основных упражнений для создания и обновления двигательного опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что формирование физической культуры личности напрямую связано с решением задач физического воспитания, которые предусматривают использование разнообразных средств, таких как физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. Знание полного объема средств физического воспитания и их характеристик позволяет учителю в соответствии с поставленными задачами комплексно использовать все виды средств, отбирать эффективные.
В процессе физического воспитания совершается моральное (формирование дисциплинированности, веры в свои силы), умственное (обеспечение сильной умственной работоспособности на протяжении всего года), трудовое (стойкость на своем, трудолюбие, упорность) и эстетическое образование (утончённость и энергичность в телодвижениях). При этом влияние физической культуры на личность человека довольно специфично, потому что она не может быть заменена либо компенсирована каким-либо иным способом. В ходе физического воспитания используют две группы методов, как общепедагогические методы, так и специфические, базирующиеся на интенсивной двигательной деятельности, т.е. внедрения физических упражнений.
Средства физического воспитания – это специализированные воздействия на занимающихся, при помощи которых решаются задачи физического воспитания. Но стоит учитывать при этом, что любое примененное средство оказывает воздействие на организм в целом, но тем не менее каждое обладает специфическим воздействием на ту или иную систему, на тот или иной орган. В связи с этим физические упражнения можно рассматривать как основное средство, поскольку они позволяют решать практически все задачи физического воспитания.
Многие физические упражнения как двигательные действия можно выполнять различными способами, которые в итоге определяют использование соответствующих систем движений (например, прыжки в высоту и длину, метание снарядов и т.д.). Однако наилучшее решение двигательной задачи достигается применением техники.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ О ТЕХНИКЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Особенности формы (техники) физических упражнений и ее значение
Для того что бы определить особенности техники физических упражнений, проанализируем само понятие «физические упражнения».
Понятие «физическое упражнение» связано с представлением о движениях и двигательных действиях человека. Движение как моторная функция организма есть изменение положения тела или его частей. Для физического воспитания имеют значение произвольные движения, а не врожденные [15].
Каждое произвольное движение характеризуется тремя признаками:
- оно всегда является функцией сознания;
- оно приобретается человеком, а не наследуется;
- обучение движениям повышает степень подчиненности их воле ученика.
Отдельное движение является составным элементом двигательного действия. Посредством нескольких связанных между собой движений и осуществляется двигательное действие. Например, определенная система движений ног, рук, туловища позволяет человеку выполнить двигательное действие в виде прыжка [4].
Таким образом, двигательное действие – это совокупность движений, направленных на решение конкретной двигательной задачи. На основе изложенных характеристик движения и двигательного действия строится теория физических упражнений.
Физическим упражнением называется двигательное действие, специально подбираемое или создаваемое для решения задач физического воспитания. Следовательно, не всякое двигательное действие является физическим упражнением, а только такое, которое специально направлено на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач и организуется в соответствии с закономерностями физического воспитания.
Так, например, ходьба лишь тогда считается средством физического воспитания, когда ей придаются рациональные формы и когда она обеспечивает необходимую функциональную активность организма, решая тем самым определенные задачи физического воспитания [12].
Термин «физическое упражнение» состоит из двух слов:
- слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), которая внешне проявляется в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени;
- слово «упражнение» означает направленную повторность действия с целью его совершенствования и воздействия на физические и психические свойства человека [1].
ГЛАВА 2 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ
2.1 Методические приемы технической подготовки
Под методами обучения в физическом воспитании следует понимать средства и способы, при помощи которых педагог и обучающийся достигают поставленной цели. При помощи метода можно решить широкий круг задач в самых различных условиях с различным контингентом учеников.
Методический прием – это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения. Другими словами, методический прием – это часть метода, его деталь. Если показ упражнения – метод, то замедленный показ части упражнения – методический прием. У каждого метода могут быть самые разнообразные методические приемы. Их так много, что они не поддаются какому-либо строгому перечислению. Некоторые из них отмирают, видоизменяются, появляются новые [14].
В процессе технической подготовки используют практические, словесные и наглядные методы.
Практические методы обучения основаны на активной двигательной деятельности учеников. В зависимости от степени регламентации условий выполнения физического упражнения эти методы разделяют на две группы:
- методы строго регламентированного упражнения;
- методы частично регламентированного упражнения.
Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением двигательного действия (или его частей) при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т.д. В зависимости от сложности техники двигательным действиям можно обучать по частям, в целом и принудительно-облегчающим способом. Суть метода заключается в том, что совершенно любое упражнение производится с конкретно обусловленной нагрузкой и в строгом порядке, т.е. этот метод основан на точном порядке и контроле. Например, заранее обусловленный состав движений; порядок их повторения; нормированный интервал отдыха; эксплуатация тренажеров и дополнительного инвентаря, который оказывает содействие исполнению тренировочных задач и т.п.
Метод разучивания по частям предусматривает расчленение действия на относительно самостоятельные части, которые раздельно разучиваются и по мере изучения постепенно соединяются в единое целое. Способы расчленения двигательных действий могут быть разнообразными. Но каждый из них в конечном итоге должен вести к образованию конкретных подводящих упражнений. Подводящие упражнения используются для облегчения усвоения двигательного действия через предварительное решение серии частных образовательных задач [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, техника физических упражнений представляет собой наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия. Техника физических упражнений есть результат творческого поиска, научных исследований и практического опыта исполнения двигательного действия. Техника физических упражнений постоянно изменяется и совершенствуется. В этом можно убедиться, если сравнить современную спортивную технику с техникой прошлых лет почти в любом виде спорта.
Техника физических упражнений являет собой способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.
Техника физических упражнений беспрерывно совершенствуется и обновляется, причём как у отдельного человека (по мере совершенствования его двигательных умений и навыков) так и в целом (по мере совершенствования методов обучения физическим упражнениям, воспитания физических качеств, совершенствования инвентаря и оборудования). Принято различать: 1) основу техники, 2) её главное звено, 3) детали техники.
Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик структуры движений. Различают кинематические и динамические (силовые) характеристики движений.
Известно, что эффект техники физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. В настоящее время выделяют следующие биомеханические характеристики: )пространственные, временные, пространственно-временные), динамические характеристики (внутренние и внешние силы), ритмические и обобщенные (качественные) характеристики.
В процессе технической подготовки используют практические, словесные и наглядные методы. Практические методы обучения основаны на активной двигательной деятельности учеников. Словесные методы широко используются в процессе взаимодействия учителя и ученика. С помощью словесных методов педагог осуществляет многие функции своей деятельности: ставит задачи, активизирует восприятие, сообщает знания, направляет поведение занимающихся, анализирует и оценивает их деятельность, общается с учениками и, наконец, осуществляет руководство всем процессом обучения и поведения учеников. Наглядные методы обеспечивают зрительное, слуховое и мышечное (двигательное) восприятие изучаемого действия. Методы наглядного воздействия подразделяются на методы зрительной наглядности, методы слуховой наглядности и методы двигательной наглядности.
1. Баландин, В. П. Педагогические основы теории физической культуры : учебник / В. П. Баландин, Ж. В. Тома, А. А. Пашин. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2017. - 160 с.
2. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. – Киев : Олимпийская литература, 2002. – 296 с.
3. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – М. : Физкультура и спорт, 2010. – 128 с
4. Купчинов, Р.И. Теория и методика физического воспитания в терминах, понятиях, вопросах и ответах: учебно-методическое пособие: / Р.И. Купчинов. – Минск: БНТУ, 2006. – 279 с.
5. Курс лекций «Физическая культура»: учеб. -метод. пособие / А. К. Сучков, В. В. Шеверновский, Е. И. Мартынова. – Витебск: ВГАВМ, 2017. – 82 с
6. Литвинович, В.М. Организация и экономика физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / В.М. Литвинович, О.А. Гусарова, Н.Ф. Денисенко. – Минск: БГУФК, 2008. – 117 с.
7. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев // 4-е изд. испр. и доп. – СПб. : издательство «Лань», 2005. – 384 с.
8. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учеб. для высших спец. физкультурных учебных заведений / Л. П. Матвеев. – 4-е изд., стер. – СПб. : Лань ; М. : Омега-Л, 2004. – 160 с.
9. Менхин, Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика : учеб. пособие / Ю. В. Менхин. – М. : Физкультура и спорт, 2006. – 312 с.
10. Рубин, В. С. Разделы теории и методики физической культуры / В. С. Рубин. – М. : Физическая культура, 2006. – 112 с.
11. Смотрицкий, А. Л. Словарь-справочник по теории физической культуры / А. Л. Смотрицкий. – Могилев: МОИПК и ПРР и СО, 2004. – 227 с.
12. Теория и методика физического воспитания : учеб. для вузов физ. воспитания и спорта : в 2 т. / под ред. Т. Ю. Круцевич. – Киев : Олимпийская литература, 2003. – Т. 1. – 422 с.; Т. 2. – 391 с.
13. Теория и методика физической культуры : учеб. / под ред. Ю. Ф. Курамшина. – М. : Советский спорт, 2007. – 464 с.
14. Физическая культура : типовая учеб. программа для высш. учеб. заведений / сост. В. А. Коледа [и др.] ; под ред. В. А. Коледы. – Минск : РИВШ, 2008. – 60 с.
15. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студентов вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Мн.: Тесей, 2003. – С. 53–64.
16. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. –480 с.
17. Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры : опорные схемы [Текст] : учебное пособие. – М. : Советский спорт, 2005. – 272 с.