ВВЕДЕНИЕ
Только создание подлинно правового государства предполагает распространение действия закона на все сферы общественной жизни, в первую очередь на функции органов государственной власти, обязательность закона для самого государства и его органов, должностных лиц, а также высших должностных лиц, развитие государственного аппарата по пути демократизации, законности и справедливости.
Условием существования формирующегося в Республике Беларусь гражданского общества является обеспечение безопасности граждан, государства и самого общества в целом.
Безопасностью же является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Защищенность, следовательно, будет является сутью общественной безопасности.
Безопасность также включает в себя и экологическую безопасность, так как среда, в которой проживает человек оказывает непосредственное влияние на его жизнь, здоровье, на его потомство.
Актуальность выбранной темы заключается непосредственно в том, что административные правонарушения в области природопользования – это явление, которое затрагивает практически каждого.
А прояснение вопросов, которые связаны напрямую с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение представляется нам весьма своевременным.
Целью данной работы является изучение характеристики, а также административной ответственности за правонарушения в области природопользования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть административное правонарушение в области природопользования как основание административной ответственности;
- изучить сущность административной ответственности за правонарушения в области природопользования;
- определить порядок привлечения к административной ответственности в рассматриваемой сфере.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере административного права и процесса.
Предмет исследования – общая характеристика и виды административных правонарушений в сфере природопользования.
Для написания работы использовались нормативные правовые акты Республики Беларусь, юридическая литература, а также научные труды белорусских, российских авторов.
При написании данной курсовой работы использовались общенаучные и частно-научные методы к ним относятся методы анализа, обобщения, индукции, дедукции, структурно-правовой, а также сравнительно-правовой метод.
Структура работы представлена в виде оглавления, введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Объем работы – 25 страниц.
1 ПРАВОНАРУШЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРИРОДоПОЛЬЗОВАНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Административные правонарушения в области природопользования – это непосредственно действия, которые противоречат нормам права, содержащиеся в 15 главе Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП).
Противоправность правонарушения в области природопользования выражается в том, что гражданин или лицо, находящееся на территории нашего государства, нарушает какую-либо действующую норму права, а также в действиях вопреки ее предписаниям и тем самым в противопоставлении своей собственной воли воле государства.
Таким образом, образуется конфликт между гражданином и государством.
Особенность указанного конфликта граждан, или иных лиц с государством, проявляющегося в форме правонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям [6, с.47].
Так, необходимый признак правонарушения в области природопользования – противоправность. Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, однако не правонарушением.
Стоит отметить, что точным основанием административной ответственности, является наличие состава административного правонарушения, как в нормативном, так и в фактических аспектах.
Административное правонарушение – это противоправное виновное (умышленное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
Так, административное правонарушение в области природопользования – это противоправное виновное (умышленное), в том числе характеризующееся иными признаками, предусмотренными нормами КоАП деяние (действие или бездействие), которое направлено против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, за которое установлена административная ответственность, указанная в санкциях частей 15 главы КоАП.
Стоит отметить, что под административным правонарушением в области природопользования, как основанием административной ответственности понимается виновное, противоправное деяние, посягающее на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила поведения граждан и должностных лиц в области экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.
2 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1 Понятие и черты административной ответственности
Административная ответственность – это вид юридической ответственности, выраженная в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, в том числе к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП[4].
Основными чертами административной ответственности являются:
- основанием административной ответственности является административное правонарушение, признаваемое таковым на основе КоАП Республики Беларусь;
- наступает за любое правонарушение, совершенное в сфере государственного управления вне зависимости от отрасли права, что придает ей межотраслевое правоохранительное значение;
- устанавливается как законом, так и иными актами законодательства;
- административные взыскания применяются не только судом, а широким кругом органов государства и должностных лиц [19, c. 231].
Субъектами административной ответственности являются:
- граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, а также и должностные лица юридических лиц и индивидуальные предприниматели;
- юридические лица.
Административная ответственность имеет ряд отличий от иных видов юридической ответственности, в частности:
- основанием административной ответственности служит административное правонарушение;
- за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания, а за преступления, например, – уголовные наказания;
- могут привлечь к административной ответственности множество органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено непосредственно законодательством;
- применение административного взыскания не влечет судимости или увольнения с работы.
Административное взыскание – мера административной ответственности.
3 ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения в области природопользования, в общем, почти не отличается от общего порядка привлечения к административной ответственности.
Так, по правонарушениям, предусмотренным в частности главой 15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, [1] на основании ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [2] протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять самые различные должностные лица, от органов внутренних дел до Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Административный процесс начинается с момента составления протокола об административном правонарушении, составления протокола о процессуальном действии, вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса, административного задержания физического лица.
После составления протокола производство по делу об административном правонарушении против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования считается возбужденным.
Далее следует доказать факт совершения правонарушения в области экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, а также виновность лица в совершении данного правонарушения, выяснить обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания, чем занимается орган, ведущий административный процесс.
Дело должно быть подготовлено к рассмотрению не позднее 10 суток со дня начала административного процесса.
В качестве мер обеспечения административного процесса могут применяться:
- административное задержание физического лица,
- личный обыск задержанного,
- наложение ареста на имущество,
- изъятие вещей и документов.
В процессе подготовки следует составить протокол об административном правонарушении, возможно применение технических средств, обязательно разъяснять права и обязанности участникам административного процесса в необходимых случаях, составить протокол опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс, возможно назначение экспертизы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель данной работы - изучена характеристика, а также административная ответственность за правонарушения в области природопользования.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть административное правонарушение в области природопользования как основание административной ответственности;
- изучить сущность административной ответственности за правонарушения в области природопользования;
- определить порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения в области природопользования.
Все задачи были решены.
На основании вышесказанного, можно сделать следующие выводы.
Конечно, разновидностей правонарушений в Республике Беларусь, в особенности в сфере природопользования действительно много, однако некоторые из них являются проблематичными как для науки, так и для законодателя, так как некоторые правонарушения являются довольно-таки серьезными и требуют даже криминализации, а некоторые совершаются по неосторожности и вообще не требуют привлечения к административной ответственности за них.
Правонарушения в области природопользования в Республике Беларусь могут принимать самый различный вид и зависеть как от самого вида правонарушения, так и от тяжести совершенного деяния и иных критериев, так, в большинстве случаев, прекращение дел об административных правонарушениях по малозначительности не представляется возможным ввиду тяжести совершенного правонарушения, а также последствий, которые возникли ввиду совершения того или иного правонарушения в рассматриваемой сфере.
Порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения в области природопользования действительно достаточно урегулирован в Республике Беларусь процессуальным законом.
Немаловажным также является и процесс пресечения таких правонарушений, так как считается, что предупредить правонарушение проще, чем после устранять его последствия, особенно это касается правонарушений в области природопользования, так как экологическое состояние нашего государства является особой проблемой как для законодателя, так и для органов власти ввиду как катастрофы на Чернобыльской АЭС, так и иных происшествий, а также большого количества производств, загрязняющих атмосферу.
Таким образом, административные правонарушения против экологической безопасности и установленного порядка природопользования являются особыми для законодательства нашего государства, а также требуют особого рассмотрения, в том числе учета при вынесении решения иного законодательства в виде кодексов и законов.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 дек. 1998 г., №218-З : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г., одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г., одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г. № 263-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19 июля 2016 г. № 408-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г. № 1982-XІІ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июля 2017 г. № 51-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. Административное право. Словарь-справочник / под ред. И.Л. Бачило, Н.Г. Салищевой и Н.Ю. Хаманевой. – М. : Интитут государства и права. – 589 с.
6. Ананьев, Д.В. Административное право: Учебно-методическое пособие / Д.В. Ананьев, С.М. Забелов. – Минск, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 365 с.
7. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
8. Конин, Н.М. Административное право Российской Федерации / под ред. Н.М. Конина. – М.: Норма, 2006 – 456 с.
9. Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов /А.Н.Крамник. – Мн.: Тесей, 2004. – 288 с.
10. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2002. -
11. Кудрявцев, В.Н. Закон, поступок, ответственность / В.Н. Кудрявцев. – М.: ЗЕРЦАЛО-М, 1986. – 228 с.
12. Кудрявцев, В.Н. Причины правонарушений / В.Н. Кудрявцев. – М.,1986. – 256 с.
13. Малеин, Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность / Н.И. Малеин. – М.: Юристь, 1985. – 305 с.
14. Мурзилов, А. И. Преступление и административное правонарушение / А.И. Мурзилов. – М., 1985. – 258 с.
15. Оксамытный, В.В. Правомерное поведение личности / В.В. Оксамытный. – Киев, 1985. – 283 с.
16. Печеницын, В.А. Состав административного проступка и его значение в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел / В.А. Печеницын. – Хабаровск, 1988. – 416 с.
17. Пирогов, В. Ю. Критерии признания административного правонарушения малозначительным / В.Ю. Пирогов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2013. – №3. – С. 67-74
18. Россинский, Б.В. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2009. – 928 с.
19. Тархов, В.А. Гражданские права и ответственность / В.А. Тархов. – Уфа, 1996. – 222 с.
20. Цечоев, Х. И. Административное правонарушение и административная ответственность / Х. И. Цечоев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – №90. – С. 229-232
21. Ясинская-Казаченко, А. Административное право: Учеб. программа для высших учебных заведений / А. Ясинская-Казаченко. – Минск: БНТУ, 2013. – 668 с.