ВВЕДЕНИЕ
Конфликт в том или ином виде сопровождает человека на протяжении всего времени его исторического существования. Войны, религиозная нетерпимость, различие нравственных установок и вообще неприятие ценностей иных сообществ и социальных групп – все это свидетельствует о том, что поводов для конфликтов хватало всегда. Не исключение и современное общество. Конфликтность современного общества – составная часть процесса глобализации. Несмотря на то, что глобализация – естественный, объективный процесс расширения взаимодействия культур, цивилизаций, народов, государств, реализующийся своеобразно в различных областях, это процесс противоречивый. Уже сегодня мы являемся свидетелями ярко выраженных цивилизационных различий и усиления дифференциации локальных цивилизаций, а некоторые исследователи считают столкновение современных цивилизаций «осевой» проблемой начала XXI века. Тем самым глобально ставится вопрос о конфликте цивилизации.
Проблемой социальных конфликтов занимаются философы, социологи, конфликтологи, юристы. Настоящая статья представляет собой социально-философский анализ и описание социального конфликта как непременного атрибута общественных отношений.
Целый ряд фундаментальных проблем теории конфликта рассматривается в контексте социальной философии.
Цель данного исследования – выявление природы и функций социальных противоречий и конфликтов.
Задачи:
1) выявить особенности развития понятия «конфликт» в философии;
2) определить сущность конфликтов;
3) выявить структуру и этапы развития конфликта;
4) выявить функции конфликта.
Объект исследования – социальный конфликт.
Предмет исследования – природа и функции социальных противоречий и конфликтов.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, сравнительно-сопоставительный.
Методологической основой исследования стали труды ученых, рассматривающих проблему конфликта (К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер, Е.М.Бабосов, Ю.Г.Запрудский и др.).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Сущность и развитие понятия «конфликт»
1.1 Развитие понятия «конфликт» в философии
Вопросы конфликтов издревле интересовали ученых. Первые, дошедшие до нас, исследования рассматриваемой проблемы относятся к VII-VI вв. до н. э. китайские мыслители того времени полагали, что источник развития всего существующего – во взаимоотношениях присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве и приводящих к конфронтации их носителей [2, с. 12].
По отношению к античной философской мысли оказывается абсолютно некорректным употребление латинского понятия «conflictus». В Древней Греции возникает философское учение о противоположностях и их роли и возникновении вещей. Слово «агон», как выражение противоречивого, спорного и противоречивого начала, имеет фундаментальную значимость не только в античной философии, не только в напряженных и драматичных полисных отношениях, но и в повседневной, обыденной жизни древних греков и римлян (войны, Олимпийские игры, всевозможные празднества и т.д.).
Понимание природы «агонального» в учении о «эйдосах» в философии Платона выражается в противопоставлении мира идей миру вещей, а в учении о государстве – в различных формах государственного устройства. Агон материи и формы имеет место в философии Аристотеля. Природа «агонального» в философии эллинистического и римского периодов выражается, прежде всего, в эклектическом характере философской мысли, где философия «против» рассматривается как истинная философия [19].
В средневековой теологии и философии природа конфликта выражается в противопоставлениях: разум-вера, истина-откровение. Особенный интерес вызывает конфликтное взаимоотношение философской теологии и теологической философии, противостояние христианской догмы и философской мысли, иерархизм в «великой цепи бытия», противопоставление Бога и prima materia, духа и телесной плоти.
Конфликтное начало в противостоянии Ветхозаветной традиции и философской мысли, вопросы веры и знания, традиции средневековой догмы и теолого-философской штудии, природа противодействия иудейского гносиса, языческого и христианского, борьба света и тьмы, добра и зла, противоборство мистического и экстатического. К наиболее ярким конфликтам в философии средневековья можно отнести противостояние апологетов языческому культу и языческой фило софии, природу абсурдного в понимании веры, проблему отношения между Богом и тварным миром как свет и отблеск, противостояние «Града Божьего» и «Града земного».
Особое значение имеет столкновение и противоборство христианской культуры с нехристианской, конфликт светского и священного, разногласие Папы с королевской властью, противостояние: Священное Писание – Аристотель – Отцы Церкви, кризис церкви и усиление еретического движения, конфликт и разделение теологии и философии, веры и разума в номинализме и реализме средневековой схоластики [19].
В эпоху Возрождения мыслители обращаются к классическому наследию Греции и Рима. На данном этапе возникает конфликт гуманизма и ренессансной философской мысли со средневековой теологией и схоластикой, столкновение гуманистов с университетской учёностью, противостояние натурфилософии и оккультной философии, непримиримая борьба римско-католической церкви с реформаторскими учениями.
По мнению Ю.Е. Смагина, конфликт играет важнейшую роль в становлении новоевропейской науки. Происходит трансформация мира как Божественной Книги в мир как «картина». Возникает проблема противоречивого в практической направленности метафизического разума, природа несовместимого в картезианском дуализме, онтологический конфликт сущности и существования, неприятие авторитетов и традиций предшествующих столетий.
Следующим этапом становится противопоставление новой науки и средневековой scientia, магико-алхимических элементов с идеей научного метода, проблема соотнесённости и противоречия свободы и необходимости, конфликтное состояние «естественного человека» и договорное образование государственного устройства, антитеза: теизм-пантеизм [19].
Как отмечает В.А. Вишневская, в эпоху Возрождения возникает культ разума против культа веры, противоречивость социально-экономического уклада и интеллектуальной мысли, проблема антиномий и паралогизмов «чистого разума». Появляется концепция «войны всех против всех» как естественного состояния, обоснованная Томасом Гоббсом (1588-1679) в «Левиафане» [4].
Биологический редукционизм в социальной мысли, опиравшийся на теорию эволюции и получивший во второй половине XIX в. название социальный дарвинизм, продолжил и усилил тенденцию, присутствующую в теориях Н. Макиавелли, Т. Гоббса, французских историков-романтиков.
По мнению В.А. Вишневской, наиболее общий признак социального дарвинизма рассмотрение социальной жизни как арены непрерывной и повсеместной борьбы, конфликтов, столкновений между индивидами, группами, обществами, а также между социальными движениями, институтами, обычаями, нравами, социальными и культурными типами и т.д. В этот период появляются работы английского социолога Герберта Спенсера, в которых он утверждает тезис о всеобщности и универсальности конфликта [4].
В XIX-XX вв. конфликт выступает как антагонизм в социально-политических учениях. В отличие от концепции социального дарвинизма классовая теория усматривает источник конфликта в порочном устройстве самого общества, благодаря которому одни имеют возможность присваивать результаты труда других.
Глава 2 Структура, этапы и функции конфликта
2.1. Структура и этапы развития конфликта
Конфликт – это сложное многоуровневое явление, которое имеет свою структуру; это социальное явление, которое выполняет определенные функции для отдельных составляющих и общества в целом. Поэтому нужно изучать различные стороны и аспекты конфликта. Для того, чтобы понять конфликта, необходимо для начала рассмотреть его структуру.
В структуре конфликта выделяют несколько важнейших его составляющих.
1) Конфликтующие стороны.
В конфликте участвуют, как минимум, две конфликтующие стороны («конфликтанты»), в роли которых выступают отдельные индивиды или, в рассматриваемом случае, целые группы. Кроме того, в конфликте могут быть замешаны и другие участники – сочувствующие, провокаторы (подстрекатели), примирители, консультанты, невинные жертвы [6, с. 22].
Прежде всего, следует обратить внимание на социальные и психологические характеристики конфликтантов. Под социальными характеристиками понимаются принадлежность к тому или иному слою общества или общественной группе, профессия, служебное положение, социальная роль, авторитет и пр. Психологические характеристики – это свойственные человеку личностные черты. Эти черты часто во многом определяют и возникновение, и протекание, и результаты конфликта. Есть «трудные» люди, «конфликтные» личности, с которыми нелегко найти общий язык, что создает в отношениях с ними напряженность, которая может легко перейти в конфликт [5, с. 28].
2) Зона разногласий.
Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Конфликт во все времена был предметом интереса со стороны ученых и мыслителей, однако в зависимости от эпохи рассматривался по-разному. Конфликт является обязательным условием развития науки. Без него невозможно движение вперед. Только посредством столкновения теорий, концепций, учений человечество приходит к новым открытиям, развивает новые теории, выдвигает новые гипотезы. Это можно проследить на протяжении всей истории человеческой мысли.
Природа любого социального конфликта сложна и противоречива, так как обусловлена комплексом причин и конфликтогенных факторов, связана с явными и латентными интересами сторон, проходит определенные этапы развития и формы противоборства. Одним из ученых, которые интересовались изучением конфликта как социально-экономического явления, был К. Маркс. По мнению К.Маркса, социальные конфликты происходят на почве экономического расслоения в обществе. Причем, они являются неизбежными, так как в социуме существуют классы с разным материальным положением. В отличие от марксовой концепции социальных конфликтов, которые по мере обострения достигают стадии антагонизма, приводящего к революционному разрушению капитализма, выдающийся немецкий социолог Георг Зиммель полагал, что в динамике конфликтов более глубокие и острые из них постепенно уступают место менее интенсивным и острым, вследствие чего укрепляются прочность и интегративность данной системы. Зиммель считал, что конфликт выступает положительным социальным явлением, которое ведет к развитию и прогрессу общества.
Одним из современных ученых, занимавшихся глубоким изучением конфликтов являлся Р.Дарендорф. Ученый считал, что очень важно понять сущность конфликта и научиться управлять им. Теория «социальных конфликтов» Р. Дарендорфа основана на идее «переплавки» социальной структуры современного капитализма, в результате которой противостоящие друг другу крупные однородные классы перестали существовать.
Еще один известный конфликтолог Л. Козер, рассматривает конфликт как идеологическое явление, которое отражает чувства социальных групп и индивидов в борьбе за власть, статус, перераспределение доходов. Концепция Л.Козера несет в себе идею о том, что в демократическом открытом обществе должны быть конфликты, причем разнообразные. И чем больше их дифференциация, тем общество будет более интегрированным и единым.
В структуре конфликта выделяют несколько важнейших его составляющих: конфликтующие стороны, зона разногласий, представления о ситуации, мотивы. Можно отметить, что основными структурными элементами конфликта являются: конфликтующие стороны, зона разногласий, представления о ситуации, мотивы и действия. Существуют различные взгляды на функции конфликта. Большинство исследователей склоняется к тому, что с точки зрения функциональности роль конфликтов в социальной системе можно оценивать двояким образом: позитивно («конструктивная роль») или негативно («деструктивная роль»).
Среди проблемных вопросов социального конфликта были выделены межнациональный социальный конфликт и социальный конфликт в рекламе.