ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИНСТИТУТ ПРИЗНАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
1.1 Понятие, виды и способы признания в международном праве
1.2 Международно-правовое признание государств
1.3 Международно-правовое признание правительств
ГЛАВА 2 ПРИЗНАНИЕ ОРГАНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ (ОСВОБОЖДЕНИЯ), ВОССТАВШЕЙ (ВОЮЮЩЕЙ) СТОРОНЫ
ГЛАВА 3 ФОРМЫ ПРИЗНАНИЯ И ИХ ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Правовой институт признания государств – один из динамично развивающихся институтов международного права. На сегодняшний день имеется множество неразрешенных и, соответственно, не имеющих четкой правовой регламентации вопросов, связанных с признанием. К таковым можно отнести: определение членства в международных организациях, участие в конференциях, заключение различного рода договоров и соглашений и др. Исходя из вышеизложенного можно сформулировать актуальность темы исследования: признание государства – это особый правовой институт, развитие и функционирование которого обусловлено объективной закономерностью и сущностью возникновения и развития государств.
Целью признания является возникновение межгосударственных правоотношений, т.е. установление правовых связей между субъектами внешнеполитической деятельности. Несмотря на важную роль данного института в регулировании межгосударственных отношений, его практическая реализация носит проблемный характер. Это обусловлено отсутствием однозначного понимания и применения общепризнанных принципов и норм международного права, а также недостижением единства во мнениях и позициях, занимаемых разными государствами в их правоотношениях. Все это, в очередной раз, подтверждает актуальность данной темы и необходимость ее полного, всестороннего изучения. Исследуемый правовой институт является необходимым правовым средством обеспечения политических интересов государств.
ГЛАВА 1 ИНСТИТУТ ПРИЗНАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
1.1 Понятие, виды и способы признания в международном праве
Происходящие в мире изменения коснулись и субъекта правоотношений-государства. Вопросы, связанные с признанием государства, на современном этапе приобретают особое значение в теории и практике межгосударственных отношений в связи с продолжением процесса национального образования. Многие проблемы, возникающие в процессе практической реализации норм, составляющих содержание исследуемого правового учреждения, являются проблематичными.
Во многом это связано с тем, что на сегодняшний день правоотношения в сфере международного признания остаются нерешенными как на международном, так и на внутригосударственном уровне [19, с. 11].
Поэтому необходимость решения проблем, связанных с этими ситуациями, важна не только теоретически, но и на практике. К наиболее актуальным проблемам современности, связанным с системой национального признания, относятся следующие:
1. В международном праве нет единого статутного закона, регулирующего признание государства;
2. Отсутствие признания единых установленных стандартов в стране;
3. Неопределенность политического и правового статуса существующих государств остается «непризнанной», а также специфика взаимоотношений этих государств с другими субъектами международных отношений. Проблема без статического права – это как теоретический вопрос, так и практический. Под кодификацией обычно понимается процесс систематизации существующих правовых норм, направленных на устранение пробелов и противоречий, замену устаревших норм. В результате этого процесса был принят единый закон.
ГЛАВА 2 ПРИЗНАНИЕ ОРГАНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ (ОСВОБОЖДЕНИЯ), ВОССТАВШЕЙ (ВОЮЮЩЕЙ) СТОРОНЫ
Практика признания мятежников и воюющих сторон сложилась в первой половине прошлого века в период буржуазно-демократического движения в Европе и США. Признание в качестве повстанцев и воюющих лиц означало бы переход мятежа, гражданской войны или национально-освободительного движения от «конфликта внутреннего характера» к «конфликту международного характера». Признание повстанцев также означает признание того факта, что государство признает антиправительственное восстание и не рассматривает повстанцев как вооруженных преступников.
Государства признания часто заявляют о признании определенных прав повстанцев, таких как право на убежище, право на получение гуманитарной помощи или минимальный международный статус, связанный с их военными действиями. Воюющие государства признают более широкий спектр международных прав. В этих условиях повстанцы подчиняются почти столько же, сколько страны, включая нейтралитет, международному гуманитарному праву. Условием признания является наличие постоянно контролируемой повстанцами территории государственного значения, а также эффективное командование вооруженными силами, обеспечивающее соблюдение военной дисциплины и требований Международного гуманитарного права [17, с. 96].
Как правило, их признание не означает установления дипломатических отношений, хотя есть исключения. Таким образом, британское правительство обменивалось представителями с французскими повстанцами, а британские юристы считали «дипломатическими во всех отношениях, кроме их имен и званий».
ГЛАВА 3 ФОРМЫ ПРИЗНАНИЯ И ИХ ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Науке международного права известны 2 основных вида международного признания: de jure и de facto. Признание de jure находит свое выражение в официальных документах (резолюциях, заявлениях правительств, итоговых документах международных съездов и конференций и т.п.).
Такое признание обычно устанавливается путем заключения договоров по экономическим, политическим и иным вопросам – т.е. путем установления дипломатических отношений. Например, специальный меморандум помощника государственного секретаря США Ади содержит шесть основных способов предоставления официального признания:
a) нотификация дипломатическим представителем США нового правительства о том, что он уполномочен вступить с ним в сношения;
b) подтверждение получения президентом США письма, адресованного ему главой нового иностранного правительства с уведомлением о занятии должности;
c) прием Президентом США посла и его верительных грамот;
d) прием Президентом США дипломатического агента данного государства, устно извещающего президента о смене правительства;
e) формальная доставка послом США главе нового правительства письма президента США о признании или поздравительной резолюции конгресса [12, с. 6]...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования можно сделать следующие выводы. Специфика системы признания заключается не только в правовой природе ее функционирования, но и в правовых последствиях, вытекающих из признания. В частности, при определении сущности и характера признания понятия государства в юриспруденции возникают специфические политико-правовые конфликты. Из-за этих противоречий эффективное функционирование этого правового института в современных условиях глобализации мира затруднено.
Это выражается в отсутствии единого, научно обоснованного общегосударственного определения понятия признания. Кроме того, признается, что выражение в теоретическом и практическом смысле носит совершенно иной правовой характер. Кроме того, стоит отметить, что нынешнее признание правовой системы государства в условиях появления новых государств в политической сфере не обеспечивает целостности мирового правового пространства и не отвечает современным фундаментальным требованиям по обеспечению внутренней и межгосударственной безопасности.
В этой связи наиболее значимым научным подходом является комплексный подход к проблеме признания государства, который позволяет более полно, глубже и шире раскрывать суть заявленной концепции с точки зрения государства и международного права, поскольку ее сфера напрямую влияет на внутренний и внешний суверенитет государства.
Но, несмотря на изучение различных теорий, можно отметить, что каждая из них обладает уникальными особенностями действия и применения.
1. Ампар К.А. Теоретические концепции международно-правового признания и политическая практика их реализации // Известия высших учебных заведений. - Поволжский регион., 2010. №2. – С. 38-45.
2. Ануфриева Л.П. [и др.] Международное публичное право: учебник / отв. ред. К.А. Бекяшев. 5-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект, 2011. – 997 с.
3. Анцилотти Д. Курс международного права. Т.1: Введения-общая теория / Пер. А. Л. Саккетти, Э.М. Фабрикова; Под ред. Д.Б. Левина. – М.:ИЛ, 1961. – С. 164.
4. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М., 1997. – 480 с.
5. Баскин Ю.Я. История международного права. «Вопросы признания и дипломатического права» / Ю.Я. Баскин, Д.И. Фельдман. – М.: междунар. отношения, 2010. – 205 с.
6. Бекяшев К.А. Международное публичное право: учебник / отв. ред. К.А. Бекяшев.– М.: Проспект, 2010. – 1008 с.
7. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы (пер. с англ. О.Ю. Уральской). М.: Международные отношения. 2009.– 280 c.
8. Блищенко И.П. Мировая политика и международное право. И.П. Блищенко, М.М. Солнцева. – М.: междунар. отношения, 2011. – 158 с.
9. Бобров Р.Л. Шаг, продиктованный историей. / Р.Л. Бобров. – М.: междунар. отношения, 1974. – 184 с.
10. Бобылев А.И. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика. – М., 2006. №2. – С.5- 13.
11. Большаков А.Г. Непризнанные государственные образования постсоветского пространства: Казус Нагорного Карабаха // Ученые записки Казанского университета. 2007. № 3. – С. 130.
12. Борисов Н.А. Институт признания в международном праве: теория и практика // Государство и право. – М., 2016. №13(78). – С.1-8.
13. Вельяминов Г.М. Признание «непризнанных» и международное право // Россия в глобальной политике. 2007. № 1. – С. 120-129.
14. Вылегжанин А.Н. Международное право: учебник / отв. ред. А.Н. Вылегжанин. – М.: Высшее образование, Юрайт, 2009. – 1012 с.
15. Дубровин Д., Михалев Л., Нарышкин А. Косово провозгласило независимость. Что думают в Западной Европе // Эхо планеты. 2008. № 8. С. 19.
16. Дурденевский В.Н. Главные правовые вопросы при образовании нового государства // Вопросы теории и практики международного права. Учетные записки ИМО. 1959. № 2. – С. 27.
17. Ерохина Е.В., Нагорная О.С. Новообразование государств и проблема признания их статуса: историческая ретроспектива // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – Челябинск, 2016. №4(15). – С. 93-97
18. Жмилевский В.Д. Непризнанные и частично признанные государства: географические аспекты исследований // Молодой ученый. 2016. № 30 (134). С. 133–136.
19. Фельдман Д.И. Проблема признания в современном международном праве : автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1965. – С. 23.
20. Хайд Ч.Ч. Международное право, его понимание и применение США / Ч.Ч. Хайд. –М., 2010. – 349 с.