Введение
Раздел 1. Понятие и сущность общества
Раздел 2. Структура современного общества (на примере Республики Беларусь)
Раздел 3. Функциональный потенциал современного общества (на примере Республики Беларусь) и обеспечение его безопасности
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Одной из существующих проблем в области общественных наук является проблема изучения определения понятия общества, несмотря даже на то, что современная литература изобилует множественными дефинициями и подходами к определению.
Более того, выделенные и обоснованные дефиниции включают в себя разделение и изучение различных сторон общества. Принимая во внимание сложность, неоднозначность, абстрактность, а также многоуровневость данных определений и сущностных характеристик предмета изучения, многие исследователи говорят о том, что единого и универсального определения общества существовать не может, поскольку, уже описанные и обоснованные термины так или иначе сводят общество к какому-нибудь одному признаку.
Вышеуказанные причины обосновывают актуальность выбранной темы для более глубоко и детального изучения.
Говоря о научной разработанности данной темы, следует упомянуть таких исследователей, как были А.А. Богданов и Людвиг фон Берталанфи, которые были родоначальниками системного подхода к пониманию общества; Платон, который обосновал и описал основные принципы системности общества; ветвь его понимания общества продолжили изучать в своих трудах такие ученые исследователи, как Аристотель, Спиноза, Кант, Шеллинг, Гегель, а позже и Маркс.
В конечном итоге, наиболее полный и законченный вид концепция социальных систем была описана Т.Персоном в его трудах, где было обосновано логико-дедуктивная модель общества, которая охватывала исторический процесс во всем его многообразии.
Целью данного исследования является изучение общества как системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) описать сущностные характеристики общества как системы;
2) рассмотреть различные подходы и концепции к пониманию общества как системы.
В данной работе были использованы следующие методы: структурно-функциональный анализ, а также анализ и синтез литературных и интернет-источников.
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА
С того времени, когда многие научные отрасли были уже оформлены и которые занимались изучением общества, многие исследователи и ученые акцентировали свое внимание на изучении вопроса обоснования дефиниции общества.
Социологи, главным образом, рассматривали общество, как комплекс, единое целое, включающее в себя различные элементы.
Сама по себе социальная система может понимается как целое, которое упорядоченно и является комплексом объединенных между собой социальных элементов, которые являют собой группы индивидов, а также разного рода организации или институты. Данные элементы образовывают объединение устойчивых связей, которые впоследствии и образовывают социальную структуру.
Данное определение выводит нас на мысль о том, что и само общество может пониматься как система, которая включает в себя множественность подсистем. Обобщая вышеописанное, представляется возможным сказать, что общество выглядит как матрешка, внутри которой располагаются ее меньшие части.
Однако, прежде, чем углубиться в сам вопрос, который касается рассмотрения общества как системы, необходимо увидеть, как представляют себе общество ученые разных научных школ.
Так, например, американский исследователь, занимающийся вопросами социологии, - Н. Смелзер, говорил, что общество представляется ему как объединение людей, которые имеют конкретные географические границы, а также общую правовую базу, понимаемую как законодательная система и определенную социо-культурную идентичность.
Благодаря тому, что однозначного понимания термина не может быть, то интересным представляется рассмотреть вопрос о том, как оно фигурирует в разных теориях, концепциях, а также в идеях ученых.
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
Исходя из уже детально рассмотренного вопроса об обществе как системе, необходимым представляется также рассмотреть существующие подходы и концепции к пониманию общества как системы, которые сложились в совершенно разных областях научного знания.
Так, например, разработанная, обоснованная и поныне существующая «атомистическая» теория рассматривает общество как совокупность действующих личностей, характеризующаяся существованием установленных специфических отношений между ними. Один из представителей данной теории, исследователь Дж. Дэвис, полагает, что общество можно понимать как своего рода паутину, являющую собой связь межличностных чувств и установок. Более того, каждый отдельно взятый человек может быть увиден, как сидящий в центре сотканной им паутины, связанный прямо или косвенно с немногими или множественными другими или даже со всем миром [5].
Еще один ученый, - Г. Зиммель, говорил о том, что общество в целом можно понимать как взаимодействие отдельных индивидов, существование которых возможно благодаря определенным поставленным целям [6].
Данная концепция в социологической науке существует под названием «сетевая» теория, основные принципы которой были сформулированы таким выдающимся исследователем, как Р. Берт. Данная концепция сконцентрировала свое внимание на индивидах, которые принимают общественно значимые решения и изолированы друг от друга.
Если в вышеописанной теории главенствующее место отдано рассмотрению вопроса о типе отношений, существующих в обществе; то в «групповых» теориях вектор вопроса смещается к рассмотрению собственно человеческих групп. Последователи данной концепции утверждают, что термин «общество» тождественно понятию «человечество».
РАЗДЕЛ 3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ) И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ
Говоря же о теме, касающейся функционального потенциала современного общества, следует сказать, что большинством исследователей и социологов отмечается, что, несмотря на напряженную экономическую ситуацию в стране, современное белорусское общество вполне способно расти и развиваться, в том числе и за счет человеческого потенциала страны.
В контексте рассмотрения данного вопроса, также необходимо отметить, что задачей государства является обеспечить безопасность современного общества, для развития страны в целом и ее отдельных секторов экономики.
Поднимая вопрос уровня образования, как элемента функционального потенциала общества, то, следует говорить о том, что существующий уровень образования населения страны главным образом составляет основу человеческого и социального потенциала, которым располагает конкретное отдельно взятое государство.
На основе проведенных социологических исследований можно выделить следующие результаты: наиболее распространенной формой получения общего образования для белорусов по прежнему остается школа. О ее окончании заявили 80 % респондентов. Лишь незначительная часть респондентов получила общее образование в специализированных школах, гимназиях и лицеях (2,5 %), часть завершила свое общее образование в учреждениях, дающих одновременно общее среднее и профессиональное образование (ПТУ, техникумы, колледжи).
Говоря же о получении белорусами высшего образования, то можно смело говорить, что свое профессиональное образование граждане Республики Беларусь стараются получить путем поступления на дневную форму обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя все вышесказанное в данной работе, можно сказать, что общество являет собой сверхсложную и многоуровневую систему, которая обладает специфическими особенностями, которые проявляются в своем происхождении, функционировании, а также развитии. Источником такого развития является единство разнообразных сил, в том числе таких, как - природные, социальные и духовные. Их соотношение в ходе исторического развития изменяется и не может быть постоянно предсказываться с абсолютной точностью.
Важно также отметить, что в данном исследовании общество было рассмотрено как универсальный способ организации социального взаимодействия человечества, который способен обеспечивать удовлетворение основных потребностей людей.
Более того, было обосновано, что общество — это открытая система, которая может включать в себя не полностью реализованный потенциал и разного рода возможности, также как и возможно существование закономерной непредсказуемостью многих событий.
Также есть все основания полагать, что на современном этапе развития мировая цивилизация располагается на рубеже необходимости безотлагательного решения глобальных проблем современность, которые при благополучном разрешении, способны определить и привести к новым горизонтам развития человечества. Такое положение вещей позволяет по-новому взглянуть на процессы взаимодействия разных культур и цивилизаций, религий и моральных учений, политических и экономических концепций, существующих на континентах в целом, и отдельных регионах, в частности.
Также важно отметить, что человечество способно выжить, развиваться и эволюционировать при полном исключении насилия как единственном пути решения всех существующих проблем общества и обеспечения права каждого человека на существование в соответствии с их предназначением.
В итоге, видится необходимость подчеркнуть, что социум являет собой целостную систему с характерными для нее качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности. Вследствие своих качеств данная социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к включенным в неё элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.