ВВЕДЕНИЕ
Основной целью предприятий в условиях рыночной экономики является обеспечение конкурентоспособности товаров и оказываемых услуг. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом, т.е. способностью разрабатывать, производить, сбывать конкурентоспособную продукцию.
Сегодня внешние условия побуждают предприятие к поиску и развитию внутренних резервов, так как его благополучие неразрывно связано с конечными результатами труда. Четкая организация и непрерывный контроль за движением продукции от изготовителя до потребителя на каждом этапе будет свидетельствовать об эффективности функционирования системы в целом. Товародвижение связано с инфраструктурой, необходимой для организации потока товаров от производителя к потребителю. Качественным показателем эффективности использования системы товародвижения является уровень удовлетворения потребностей потребителей.
В современных условиях требования к организации торговли возрастают в связи с расширением ассортимента, усложнением хозяйственных связей с другими отраслями народного хозяйства, широким внедрением в торговлю достижений научно-технического прогресса, расширением географии производства, развитием и совершенствованием материально-технической базы торговли, что требует более глубокого анализа.
Как для производителя, так и для любого посредника сейчас важна современная грамотно спроектированная технология канала продвижения товара к конечному потребителю, которая снижает издержки, расширяет возможности в оказании дополнительных услуг и в конечном итоге повышает финансовый результат, что позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за потребителя.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и общая характеристика систем товародвижения
Товародвижение – это планирование, осуществление и контроль физического перемещения товаров от мест их производства к местам использования [6, с. 98].
Товародвижением называется система, которая обеспечивает доставку товара к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей [22, 135].
В соответствии с определением Ф. Котлера, товародвижение – это деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением товаров от мест их происхождения (производства) к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей с выгодой для лиц, занятых товародвижением [16, с.206].
Система товародвижения как подфункция сбыта и продаж охватывает значительную сферу деятельности предприятия, начиная со склада готовой продукции и кончая местом продажи произведенных товаров. За счет нее можно улучшить обслуживание или снизить цены, привлекая тем самым дополнительных клиентов. Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов. Нормальный уровень затрат на организацию товародвижения – до 15% объема продаж для фирм-производителей и до 25% для промежуточных продавцов.
Стратегические задачи товародвижения должны предусматривать создание или развитие собственной распределительной сети, возможное
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В УП «НОВОГРУДОКТОРГ» ГРОДНЕНСКОГО ОПО
2.1 Краткая организационноно-экономическая характеристика деятельности УП «Новогрудокторг» Гродненского ОПО
Потребкооперация Гродненской области является многоотраслевой системой и включает отрасли торговли, общественного питания, промышленности, заготовок, рынков, строительного комплекса и транспорта. Главная цель хозяйственной деятельности облпотребобщества - наиболее полное удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.
Торговое обслуживание осуществляют 944 торговых объектов с торговой площадью 103 тыс. кв. м., из них в сельской местности расположено 652 торговых объектов. Торговлю промышленной группой товаров осуществляет 132 магазина, продовольственной – 812.
На развитие материально-технической базы системы облпотребобщества за период 2011-2016 гг. направлено 71,4 млн р. инвестиций, в том числе за 2016 год – 3,3 млн р.
За 2016 год через объекты торговли и общественного питания реализовано населению товаров на 282 млн р. Удельный вес потребительской кооперации в области в обороте официально учтенных торговых предприятий составил 8,7%.
Реализация мер по стимулированию продаж товаров белорусских производителей довела удельный вес товаров отечественного производства в товарообороте за 2016 год до 94,5%.
Одним из главных приоритетов в работе облпотребобщества наряду с обеспечением качественного торгового обслуживания населения, является полное освоение излишков сельскохозяйственной и дикорастущей продукции у населения, стимулирование развития личных подсобных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система распределения товаров и услуг представляет собой внешний ключевой ресурс, обычно на ее построение уходят годы, и изменить ее не так просто. По своей значимости она сравнима с такими важнейшими внутренними факторами, как производство, исследования, уровень технического обеспечения, торговый персонал. Она составляет значительную часть всей принятой в компании политики, фундаментом построения всех долгосрочных отношений. Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке, упаковке товаров, из административных расходов и расходов по обработке заказов. Нормальный уровень затрат на организацию товародвижения – до 15% суммы продаж для фирм-производителей и до 25% – для промежуточных продавцов. Предприятия заинтересованы свести до минимума расходы на товародвижение, с тем, чтобы они не снижали уровень обслуживания.
Эффективность рациональной организации товародвижения зависит от следующих условий: установления оптимальной формы и звенности движения товаров; эффективного использования транспортных средств; широкого применения средств механизации; совершенствования и оптимизации технологической цепи товародвижения; рациональной организации хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров.
На современном этапе организация рационального товародвижения на предприятии выступает залогом и гарантом снижения расходов предприятия, удовлетворенности потребителя продукта в конечном результате сотрудничества и хозяйственной сделки и, в конечном итоге, – повышения конкурентоспособности и улучшения финансовых результатов работы предприятия. Именно поэтому изучение систем товародвижения, организуемых предприятиями, сегодня является одно из актуальных
1. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. – M.: Финансы и статистика, 2014. – 529 с.
2. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 366 с.
3. Басовский, Л.Е. Маркетинг: курс лекций / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 219 с.
4. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: учеб. курс / И.А. Бланк. – М.: Ника-Центр, Эльга, 2012. – 528 с.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь: в ред. Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З [Электронный ресурс] // Национальный правовой портал Республики Беларусь. – 2016. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа: 25.11.2016.
6. Дорофеев, В. Д. Менеджмент: учеб. пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 531 с.
7. Дроздов, П.А. Управление запасами в цепях поставок: учеб.-методич. пособие. – Минск: ИБМТ БГУ, 2014. – 103 с.
8. Дыбская, В. В. Передовые практики в логистике и управлении цепями поставок в контексте мировых исследований / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2015. – № 6. – С. 7-20.
9. Дыбская, В.В. Логистика складирования: учебник / В.В. Дыбская. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 559 с.
10. Ефремов, В. С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование / В. С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – №2. – С. 17-21.
11. Каневский, Д. Автоматизация управления запасами: мифы и реальность / Даниил Каневский // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
12. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. – Москва: Инфра-М, 2013. – 605 с.
13. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII: в ред. Решения референдума от 17 ноября 2004 г. № 1 [Электронный ресурс] // Национальный правовой портал Республики Беларусь. – 2016. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа: 25.11.2016.
14. Коньков, А. Диагностика сильных и слабых сторон компании / А. Коньков // Промышленный маркетинг. – 2013. – № 5. – С. 28-31.
15. Коршунов, В. В. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / В.В. Коршунов. – М.: Юрайт, 2013. – 433 c.
16. Котлер, Ф. Маркетинг / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2009. – 943 с.
17. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер. – Изд-во: Проспект, 2009. – 440 с.
18. Кузнецова, Т. В. Обоснование выбора метода размещения объектов в цепи поставок / Т.В. Кузнецова // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2014. – № 1. – С. 32-34.
19. Лешко, В. Н. Снижаем издержки: оптимизируем производственные запасы / В. Н. Лешко // Планово-экономический отдел. –2016. – № 5. – С. 30–41.
20. Логистика: словарь терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.loglink.ru/dictionary/. – Дата доступа: 17.11.2016.
21. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [В. И. Маргунова и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 507 с.
22. Лукинский, В. С. Логистика и управление цепями поставок : учебник / В.С. Лукинский, В.В. Лукинский, Н.Г. Плетнев. – М. : Юрайт, 2016. – 359 с.
23. Немогай, Н. В. Логистика и управление цепочками поставок как фактор конкурентоспособности отечественных организаций / Н. В. Немогай // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2013. – № 3. – С. 27-31.
24. Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – Москва: Дашков и Кº, 2012. – 978 с.
25. Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 дек. 2011 г., № 1672; в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь, 17 янв. 2014 г., № 33 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011 г. – № 140.
26. Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, Министерства экономики Респ. Беларусь, 27 дек. 2011 г., № 140/206; в ред. Постановления Министерства финансов Респ. Беларусь, Министерства экономики Респ. Беларусь, 9 дек. 2013 г., № 75/92 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012 г. – № 19.
27. Проценко, И.О. Некоторые аспекты теории и практики в управлении цепью поставок / И. О. Проценко // Российское предпринимательство. – 2014. – № 2. – С. 70-74.
28. Сурмач, С. Простые решения в логистике / Сергей Сурмач // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.