ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В СИСТЕМЕ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ: ПОНЯТИЕ, СТОРОНЫ, ПРЕДМЕТ, ФОРМА, ВИДЫ
1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ ПО ПЕРЕВОЗКЕ
ГЛАВА 2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ
2.1 ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ, ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.2 ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ПРЕТЕНЗИЙ И ИСКОВ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт был и остается одной из главных средств развития экономических связей и укрепления экономики Республики Беларусь. Необходимость в постоянном перемещении грузов возводит транспорт в самостоятельную отрасль производства. Транспорт (от лат. transporto - перемещаю) - неотъемлемая часть любой отрасли народного хозяйства. Латинское изречение гласит: «Via vita est», что значит «Дорога - это жизнь». Благодаря транспорту осуществляется связь между другими отраслями. Перевозка грузов стала сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Малейшая нехватка транспорта, неустойчивая его работа мгновенно отражаются на экономике страны, что очень четко подтверждается в настоящее время. Из изложенного следует, что транспорт - это, по существу, самостоятельная отрасль производства, основное назначение которой - осуществление различного рода перевозок.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании услуг, которые направлены на перемещение товара в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира).
С правовой точки зрения реализация работ и услуг должна осуществляться на основании договоров перевозки груза, транспортной экспедиции и иных договоров, заключаемых субъектами транспортной деятельности, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Одну из важных юридических особенностей договора перевозки составляет сложная (комплексная) природа, сочетающая в себе элементы более простых обязательств. Так, перевозчик на возмездных началах выполняет известную работу по перемещению грузов, предоставляя под них грузоотправителям различные перевозочные средства (вагоны, платформы, прицепы, контейнеры, трюмы и т.д.). Таким образом, в транспортных правоотношениях можно обнаружить элементы договоров подряда, найма, хранения и др. Однако в целом они являются вполне самостоятельной разновидностью договорных обязательств, отнюдь не сводимых к тому или иному «набору» уже известных договоров или их элементов.
Отношения по перевозке возникают как необходимость потребности в территориальном перемещении объектов транспортных средств. В таких правоотношениях принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно–правовых.
Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно–перевозочные, экспедиционные, арендные и другие).
Таким образом, транспортными называются обязательства по перевозке грузов, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом. Ученые– правоведы в области гражданского права обоснованно выделяют понятие «транспортные договоры», под которыми понимают гражданско–правовые договоры, применяемые в сфере транспортной деятельности.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, сложившиеся в теоретической литературе определить понятие договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско–правовых договоров, применяемых в транспортной сфере, рассмотрение и комплексное исследование основных элементов договора перевозки грузов, их виды, правила заключения и ответственность за нарушения обязательств.
Указанная цель может быть реализована посредством разрешения следующих задач:
- раскрыть сущность договора перевозки;
- дать общую характеристику отношениям по перевозке;
- охарактеризовать имущественную ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке грузов, пассажиров и багажа в Республике Беларусь;
- определить порядок предъявления претензий и исков по договору перевозки.
Объектом исследования является совокупность правоотношений складывающихся в сфере регулирования перевозки груза.
Предметом исследования данной курсовой работы будет являться договор перевозки.
При написании данной курсовой работы использаволись научные труды Белявского С. Ч., Бондаренко Н. Л., Витрянского В., Голубева Т. П., Гончарова А. А., Каменкова В. С., Овечко В. М., Овсейко С. В. и других авторов.
ГЛАВА 1 ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В СИСТЕМЕ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
1.1 Договор перевозки: понятие, стороны, предмет, форма, виды.
Современное экономическое развитие Республики Беларусь невозможно без развитой транспортной инфраструктуры, включающей совокупность субъектов транспортной деятельности, которые оказывают транспортные услуги, сети современных инженерных сооружений, коммуникаций, необходимых для осуществления перевозок, парка транспортных средств, систему управления движением и обслуживающего персонала должной квалификации.
Особое место в процессе стабильного развития экономики государства занимают услуги по перевозке грузов различными видами транспорта.
Транспорт – это самостоятельная отрасль производства со своей спецификой, следовательно, в ней возникают и развиваются только ей присущие отношения.
В настоящее время можно утверждать без серьезных возражений, что единственным правовым основанием перемещения грузов, пассажиров и багажа в пространстве является договор перевозки. А в другие времена отношение к договору перевозки не было однозначным.
Раскрывая понятие договора перевозки, и анализируя приведенные выше определения, можно выделить следующие признаки договора перевозки, характеризующие его как самостоятельный тип экономического договора:
- двусторонность (каждая из сторон договора перевозки непременно обладает взаимными правами и обязанностями);
- возмездность (за выполнение перевозчиком условий договора по перевозке предусматривается определенная плата). Здесь нужно иметь в виду, что законодательство может предусматривать безвозмездность отдельных видов договора перевозки;
- консенсуальность (договор перевозки считается заключенным с момента достижения сторонами согласия по всем его существенным условиям с соблюдением требований законодательства о форме договора) [5, c. 94].
ГЛАВА 2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ.
2.1 Имущественная ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке грузов, пассажиров и багажа в Республике Беларусь.
Имущественная ответственность участников обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах ответственности в гражданском праве. В Гражданском кодексе предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность в обязательствах по перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от обычной ответственности за нарушение обязательств. Прежде всею она относится к случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме того, такая ответственность в значительной мере является односторонне-нормативной, соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами. Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности перевозчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может быть повышен. В транспортных уставах и кодексах принципы ответственности были сформулированы более жестко: недействительными признавались всякие соглашения перевозчиков с клиентурой, которые изменяли (понижали или повышали) или вообще устраняли ответственность какой-либо стороны обязательства. Таким образом, ответственности за нарушение обязательств по перевозке ныне свойственны следующие меры:
а) ограничение права на взыскание части убытков;
б) запрет на уменьшение или устранение нормативной ответственности перевозчика;
в) возможность определения ее размера и пределов по соглашению сторон в установленных случаях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль транспорта в повышении конкурентоспособности экономики Республики Беларусь очевидна. Транспорт обеспечивает единство национальных товарных рынков, взаимосвязь регионов, подвижность граждан. Все это требует построения транспортной политики на основе принципов устойчивого развития. Для Республики Беларусь с ее небольшой территорией, но развитой транспортной сетью правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение в современных рыночных условиях.
Договор перевозки грузов – один важнейших договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей.
Данная курсовая работа состоит из двух глав.
В первой главе рассмотрен договор перевозки в системе транспортных обязательств в Республике Беларусь. Для более углубленного рассмотрения данного вопроса было обращено внимание на: понятие договора перевозки, стороны, предмет, форму и виды данного договора.
Сторонами по договору перевозки груза являются транспортные организации – перевозчик и грузоотправитель. Договор перевозки грузов государственных и общественных организаций заключается на основании плана, обязательного для обеих сторон. Таким образом, договор перевозки грузов плановый. И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и несут ответственность, следовательно, договор перевозки двусторонний. Договор перевозки грузов – реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком.
На данном этапе договорные обязательства регулируются как Гражданским кодексом, так и иными нормативными актами, некоторые из которых были приняты ещё в СССР. Но вся проблема заключается в несовершенстве нашей законодательной базы. Не секрет, что порой договорные обязательства просто не выполняются в силу тех или иных причин. В таких случаях, хотя на бумаге и предусмотрена ответственность, она не наступает, так как нет строгого соблюдения закона. Практически во всех случаях его можно обойти, а это влечёт, в свою очередь, нарушение налаженных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями той или иной продукции, несоблюдение правил перевозки грузов.
Договор перевозки грузов призван обеспечить строго регламентированные правила перевозки грузов, в связи с этим требуется его неукоснительное выполнение. Грузоотправитель и грузополучатель должны со всей ответственность подходить к выполнению обязательств по перевозке.
Таким образом, следует согласиться с мнением В.В. Витрянского о том, что в реальной жизни договор перевозки существует лишь в качестве отдельных его видов. М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта.
Данное суждение подтверждается тем, что абстрактное понятие «договор перевозки» проявляет себя в определениях ряда конкретных отдельных видов договоров, составляют определенную систему договоров перевозки, регулирующих отношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа в современных условиях.
Вторая глава посвящена ответственности сторон по договору перевозки.
Подводя итог данной главы можно сделать следующие выводы:
- имущественная ответственность участников обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах ответственности в гражданском праве;
- объем и характер ответственности зависит от содержания нарушенной обязанности;
- по данной категории споров предусмотрен обязательный претензионный порядок урегулирования спора;
- суд принимает во внимание лишь те исковые заявления, в которых соблюдены все требования.
1. Гражданский Кодекс Республики Беларусь 7 Декабря 1998 Г. N 218-З // Консультант Плюс. Беларусь Технология 3000 [Электронный Ресурс ] / Ооо «Юрспектор», Нац. Центр Правовой Информ. Респ. Беларусь – Минск, 2014
2. Калиновская Ж.В. Перевозка Грузов Физическихлиц / Калиновская Ж.В. // Консультант Плюс. Беларусь Технология 3000 [Электронный Ресурс ] / Ооо «Юрспектор», Нац. Центр Правовой Информ. Респ. Беларусь – Минск, 2014
3. Калиновская Ж.В. Сравнительный Анализ Договора Автомобильной Перевозки Груза И Договора Транспортной Экспедиции / Калиновская Ж.В. // Консультант Плюс. Беларусь Технология 3000 [Электронный Ресурс ] / Ооо «Юрспектор», Нац. Центр Правовой Информ. Респ. Беларусь – Минск, 2014
4. Молостова Н.С. Взыскание Долга, Неустойки И Процентов За Пользование Чужими Денежными Средствами По Договору Перевозки Груза Железнодорожным Транспортом/ Молостова Н.С. // Консультант Плюс. Беларусь Технология 3000 [Электронный Ресурс ] / Ооо «Юрспектор», Нац. Центр Правовой Информ. Респ. Беларусь – Минск, 2014
5.Транспортное Право: Правовое Регулирование Деятельности В Области Транспорта// Консультант Плюс. Беларусь Технология 3000 [Электронный Ресурс ] / Ооо «Юрспектор», Нац. Центр Правовой Информ. Респ. Беларусь – Минск, 2014
6.Астрейко, Н. В. КДПГ: некоторые нюансы применения / Астрейко Наталья Викторовна // Промышленно-торговое право. - 2014. — № 3. — С. 66—70.
7. Авчинкин, Д. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов в международном - транспортном сообщении // Юстыцыя Беларусь- 2004, — №5. — С.61—64
8. Авчинкин, Д. Правовое регулирование перевозок опасных грузов автомобильным транспортом ' // Юстыцыя Беларусь— 2005. — №9, —С.62—64
9. Баукин, В. Принципы ответственности за нарушение обязательств перевозки грузов железнодорожным транспортом // Хозяйство и право. — 2004. — №8. —С.31—42
10. Будько, Н. В путь - с надежным договором // Директор. — 2011. — № 3. — С. 54—55.
11. Белявский, С. Ч. Обязательство — это то, по поводу чего заключается договор / Сергей Чеславович Белявский // Юридический мир. - 2013. — № 6. — С. 86—89.
12. Бенсон, Дон. Транспорт и доставка грузов / пер. с англ. В.В.Космина. — М. : Транспорт, 1990, — 279с.
13. Бондаренко, Наталья Леонидовна. Гражданское право. Особенная часть : ответы на экзаменационные вопросы / Н.Л.Бондаренко. — Мн.: ТетраСистемс, 2009. — 159с.
14. Витрянский, В. Ответственность по договору перевозки груза // Хоз-во и право. — 2001, — N5. — С.36-54
15. Войтюль, А. В. Автомобильная перевозка грузов: претензионный порядок и исковая давность Войтюль Александр Викторович // Промышленно-торговое право. — 2014. — № 11. — С. 92—96.
16. Выгоднянский, А. В. Современные тенденции в сфере правового регулирования воздушных перевозок пассажиров и грузов / А. В. Выгодянский // Российская юстиция. - 2012. — № 10. — С. 51-53.
17.Витрянский, В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки // Хоз-во и право, —2001. —N1. —C.60—74
18. Витрянский, В. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении // Хоз-во и право, — 2001, — N6, — С.25—44
19. Витрянский, В. Договоры об организации перевозок грузов // Хоз-во и право, — 2001, — N3, — С.41— 55
20. Володина, О.П. Договор автомобильной перевозки грузов: судебная практика // Право Беларуси, — 2003, — N6, — С.79—81