ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая вопрос о гарантиях в трудовом праве, нельзя не отметить, что их реализация в полной мере зависит от наличия тех или иных прав и свобод.
Очевидно, что реализовать как права и свободы, так и гарантии, связанные с ними, в полной мере возможно лишь при наличии настоящего демократического правового государства.
Имея в виду проблему демократии, важно отметить, что сам термин «демократия» произошел от слияния двух слов – «демос» - народ и «кратос» - власть.
И изначально означал, власть в государстве должна осуществляться народом, путем голосования и референдума.
Наделение же граждан таким правом должно быть зафиксировано и гарантировано.
А это порождает, как следствие, еще одну не менее важную проблему, как реализация и охрана прав и свобод граждан и людей, проживающих на территории Республики Беларусь в том числе и в виде гарантий, предоставляемых им государством.
Урегулирование времени отдыха, заработной платы и иных вопросов, касающихся непосредственно трудовой деятельности работника на правовом уровне имеет огромное значение как для государства, так и, конечно, для общества.
Работник имеет право использовать, например, свое свободное время для своих нужд: восстанавливать силы, повышать свой культурный и образовательный уровень, организовывать свой досуг.
Нанимателю важно понимать: основа сохранения и повышения производительности труда – хорошее здоровье работника, а, следовательно, хорошие результаты его работы имеют прямую зависимость от того, насколько полноценно трудящийся отдыхает, а также от обеспечения иных его прав и свобод, связанных с его трудовой деятельностью.
Обеспечение трудовых гарантий работников в Республике Беларусь происходит путем установления самых различных норм, которые и будут рассмотрены в данной работе.
Работать без гарантий, конечно, возможно. Однако такой режим, разумеется, оказывает пагубное воздействие на работника, его здоровье, настроение, а, следовательно, на желание работать.
Возможно, изначально нерациональное использование времени и сил работника принесет хороший результат, однако такой результат будет недолгим. Эффективно работающие же организации обычно нацелены на долгосрочное сотрудничество с работником и долгосрочные экономические результаты.
На основании вышесказанного, очевидно, что гарантии, предоставляемые работнику необходимы и составляют основу их деятельности, а современные тенденции, а также множество гарантий требует более подробного рассмотрения, чем и обусловлена актуальность данной работы.
Объект данной работы – гарантии, представляемые работникам.
Предмет же – особенности гарантий, представляемых работникам, их конкретные разновидности, особенности реализации на практике в нашем государстве.
Таким образом, целью данной работы является раскрыть гарантии, предоставляемые работникам в связи с осуществлением ими трудовой деятельности.
Для того, чтобы достичь цель, следует поставить задачи. Так, к задачам данной работы относятся:
- определить понятие, а также виды и особенности правового регулирования гарантий работников в Республике Беларусь;
- выделить отдельные виды гарантийных выплат и доплат;
- рассмотреть практические аспекты реализации гарантий.
В ходе написания данной курсовой работы использовалось как актуальное законодательство, так и специальная литература по рассматриваемой теме.
Методологической основой исследования стали:
- общенаучный диалектический метод познания, универсальные научные методы (системный, функциональный, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования),
- специальные юридические методы (сравнительно-правовой метод, метод правового моделирования), используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне.
Вышеназванные методы позволили всесторонне и комплексно провести анализ исследуемого явления.
Работа состоит из:
- введения,
- трех глав;
- заключения;
- списка использованных источников.
Объем работы – 28 страниц.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГАРАНТИЙ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ
Понятие «гарантии» означает не только выплаты в денежном эквиваленте, которые носят гарантийный характер, но также это и меры, обеспечивающие работникам возможность осуществить их права в сфере труда.
В случае, когда рабочий или же служащий вынужден отвлечься от выполнения своих трудовых обязанностей, ему гарантируется выплата определенных денежных сумм. Важным моментом здесь является наличие уважительной причины у такого работника.
Статья 90 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) содержит легальное определение гарантии, так, гарантии являются средствами, способами, а также условиями, при помощи которых обеспечивается осуществление прав, которые предоставлены работнику.
Особенностями отличаются гарантии, предоставляемые работникам в случае, когда они находятся в состоянии временной нетрудоспособности или же в ситуации несчастного случая на производстве, а также профессионального заболевания [12].
В законодательстве различают гарантии в виде:
- гарантийных выплат;
- гарантийных доплат.
Гарантийные выплаты представляют собой денежную сумму, выплачиваемую определенным работникам по основаниям, которые предусмотрены законодательством, вместо заработной платы за то время, когда работник был освобожден от работы.
Гарантийные доплаты являются денежными суммами, выплачиваемыми работнику вместе с заработной платой в случае, когда работник загружается работой не полностью, в связи с чем имеются потери в заработке.
Так, гарантийные выплаты и доплаты можно классифицировать по самым различным основаниям.
- в зависимости от гарантийных норм:
общие;
специальные.
- в зависимости от источника выплаты:
за счет средств нанимателя;
за счет средств сторонней организации;
за счет средств государственного социального страхования.
- в зависимости от размера выплаты:
в размере среднего заработка;
в размере части среднего заработка;
в размере тарифной ставки.
- в зависимости от гарантируемых прав:
Обеспечивающие реализацию права на труд;
Обеспечивающие реализацию права на отдых
и т.д.
- в зависимости от функционального назначения:
Обеспечивающие выполнение государственной обязанности;
Обеспечивающие охрану труда;
Обеспечивающие обучение.
ГЛАВА 2 ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГАРАНТИЙНЫХ ВЫПЛАТ И ДОПЛАТ
Как уже было сказано ранее, гарантии подразделяются на:
- гарантийные выплаты;
- гарантийные доплаты.
В зависимости от того, какой является гарантия и происходит ее выплата или доплата.
Так, гарантийные выплаты производятся в случаях, когда происходит:
- выполнение своих трудовых обязанностей работником в выходные дни, праздничные дни;
- освобождение от работы, которое обусловлено охраной труда и здоровья трудящихся, например, в случаях:
ежегодного отпуска;
обязательного медицинского обследования;
сдачи крови для переливания;
перерывов, включаемых в рабочее время.
- выполнение работы по внедрению изобретений и рационализаторских предложений, простое, в случае, когда нет вины работника;
- повышение работником без отрыва от производства квалификации и образования.
В отдельных случаях гарантийные выплаты производятся при прекращении трудового договора, например, выплата выходного пособия, оплата вынужденных прогулов, периодов задержки расчета в случае увольнения работника.
Целью назначения гарантийных выплат является сохранение работнику его уровня жизни, когда он отвлекается от работы для выполнения государственных или общественных обязанностей, или в других указанных в законе случаях.
Выплата таких гарантий осуществляется в том же порядке, что и выплата заработной платы.
Гарантийные выплаты носят специфический характер. Это не вознаграждение за труд.
Причина состоит в том, что выплаты не соизмеряются с количеством и качеством фактически затраченного работником труда в тот период, за который они выплачены. Их целевое назначение - предотвратить возможные потери в заработке в связи с тем, что работник отвлекается от выполнения трудовых обязанностей.
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИЙ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ
В Трудовом Кодексе Республики Беларусь дан перечень случаев предоставления гарантий, который нельзя назвать исчерпывающим.
Гарантии при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность.
Так, например, рассмотрим гарантии, предоставляемые работникам, которые направляются в служебную командировку.
Служебная командировка является поездкой работника по распоряжению нанимателя на определенный срок для выполнения им свои-х трудовых обязанностей, поручений нанимателя вне основного места работы.
Так, когда работник направляется в служебную командировку ему гарантировано следующее:
- сохранение места работы;
- сохранение среднего заработка;
- возмещение расходов, которые работнику пришлось понести в связи с командировкой.
Здесь важно иметь ввиду, что, например, служебные поездки тех работников, чья постоянная работа носит разъездной характер, не являются служебными командировками. В таком случае работникам выплачиваются надбавки к заработной плате.
Если водитель принят на работу именно для выполнения постоянных поездок между населенными пунктами сроком более одних суток, то такую работу следует признать разъездной, и служебными командировками поездки признаваться не должны. Соответственно и права на возмещение расходов по служебным командировкам работник иметь не должен. В этом случае работодатель производит выплату надбавок взамен суточных.
В случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства(суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются трудовым договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Республики Беларусь для организаций, финансируемых из бюджета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, посредством изучения как нормативных правовых актов, действующих в нашем государстве, учитывая нововведения, которые вносятся постоянно в целях совершенствования законодательства, а также изучения научной литературы, исследующих данную тему, была достигнута цель данной работы - раскрыты гарантии, предоставляемые работникам в связи с осуществлением ими трудовой деятельности.
Для того, чтобы достичь цель, следовало поставить задачи. Так, задачами, требующими решения, были:
- определить понятие, а также виды и особенности правового регулирования гарантий работников в Республике Беларусь;
- выделить отдельные виды гарантийных выплат и доплат;
- рассмотреть практические аспекты реализации гарантий.
В работе были рассмотрены гарантии, а также специфика их осуществления в Республике Беларусь.
Стоит отметить, что законодательство нашего государства отличается довольно-таки широким перечнем гарантий, которые предоставляются работникам в связи с осуществлением ими той или иной трудовой деятельности.
Так, к ним можно отнести:
- условия оплаты труда, являющиеся равными. Также ее показатели должны быть сопоставимы с деятельностью при, например, замещении соответствующих должностей гражданской службы;
- своевременное, а также полное денежное содержание, выдаваемое государственному служащему;
- создание таких условий прохождения службы, когда будет обеспечено исполнение обязанностей в соответствии с должностным регламентом, например, должностной инструкцией и иными актами, регулирующими деятельность государственного служащего;
- отдых, который обеспечивается:
нормальной продолжительностью служебного времени;
предоставлением достаточного количества выходных, в том числе в нерабочие и праздничные дни;
ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками;
- пенсионное обеспечение;
- соблюдение условий, а также порядка переводов на другую должность, в другую местность, высвобождений в связи с ликвидацией органа, сокращениями.
Так, например, при такой ситуации, как высвобождение по причине ликвидации, сокращении численности или штата, государственным служащим предоставляются такие гарантии, как:
- выплата выходного пособия в размере двух среднемесячных заработных плат;
- если государственный служащий регистрируется как безработный, то ему также выплачивается пособие по безработице;
- если у государственного служащего не появляется возможности трудоустроиться, то ему гарантией предоставляется профессиональная подготовка, переподготовка или повышение квалификации с выплатой за весь период обучения стипендии;
- сохранение права на медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения, в которых он обслуживался до момента увольнения.
Подводя черту под проведенным исследованием, следует сказать о том, что многими людьми не используются свои гарантии. Вопрос в том, не используются они по незнанию или по нужде.
Одним из решений данной проблемы я вижу разъяснение нанимателем своему работнику гарантий, предоставляемых ему, уже в момент подписания трудового договора, а также создание условий для осуществления таких гарантий в самой организации.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : с изм. и доп. от 13.11.2017 г. № 68-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины [Электронный ресурс] : Декрет Президента Республики Беларусь, 26 июля 1999 г., № 29 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 19 янв. 2008 г., № 73 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. О некоторых вопросах прохождения государственной службы [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 11 авг. 2011 г., № 367 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. О предоставлении дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 18 марта 2008 г., № 408 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 24 янв. 2008 г., № 100 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев : постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, 10 окт. 2014 г., № 35 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. Абрамчик, Л.Я. Трудовое право: учеб.-метод, комплекс / Л.Я. Абрамчик и др.; под общ. ред. И.В. Гущина. - Гродно: ГрГУ, 2010. - 483 с.
12. Важенкова, Т. Н. Трудовое право: учебное пособие / Т. Н. Важенкова. – Минск : Амалфея, 2008. – 467 с.
13. Василевич, Г. А. Трудовое право : учебник / Г. А. Василевич, В. И. Семенков, Г. Б. Шишко. – Минск : Амалфея, 2006.
14. Волк, Е.А. Нормативные соглашения в трудовом праве: монография / Е.А.Волк. - Минск: Амалфея, 2014. - 164 с.
15. Греченков, А.А. Трудовое право: учеб. пособие / А.А. Греченков. - Минск: Адукацыя І выхаванне, 2013. - 375 с.
16. Курс трудового права. Особенная часть. Кн. 1: Индивидуальное трудовое право: в 3 т. Т. 1 / Войтик А.А. [и др.]; под общ. ред. О.С. Курылевой и К.Л. Томашевского. - Минск: Амалфея, 2014. - 372 с.
17. Курс трудового права. Особенная часть. Кн. 1: Индивидуальное трудовое право: в 3 т. Т. 2 / Войтик А.А. [и др.]; под общ. ред. О.С. Курылевой и К.Л. Томашевского. - Минск: Амалфея, 2014. - 460 с.
18. Постатейный комментарий Трудового кодекса Республики Беларусь/ под общ. ред. Г.А.Василевича; редкол.: Г.Б. Шишко [и др.]. - Минск: Регистр, 2014. - 1184 с.
19. Трудовое право и право социального обеспечения в Беларуси, России и Украине (формирование и развитие): учеб.-метод, пособие / Н.Н. Вапнярчук, А.А. Войтик и др.; под общ. ред. A.M. Куренного, К.Л. Томашевского, О.Н. Ярошенко. - Минск: Дикта, 2011. - 252 с.
20. Черняева, Д. В. Международные стандарты труда (международное публичное трудовое право): учеб. пособие / Д.В. Черняева. - М.: Кнорус, 2010. - 232 с.
21. Чуприс, О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И.Чуприс // Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2009. – 310 с.