ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы организации сезонных ярмарок
1.1 Торговля на ярмарке как форма осуществления торговли: сущность, развитие в Республике Беларусь
1.2 Особенности организации продажи товаров на ярмарке
2 Анализ организации сезонных ярмарок Минского филиала Минского областного потребительского общества в городе Минск
2.1 Организационно-экономическая характеристика Минского филиала Минского областного потребительского общества
2.2 Планирование и организация работы по проведению сезонных ярмарок в Минском филиале Минского областного потребительского общества
2.3 Ассортимент и динамика реализации товаров Минским филиалом на ярмарках г. Минска
3 Пути совершенствования организации продажи товаров Минским филиалом на ярмарках в городе Минск
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения ярмарки определяется самим существом ее коммуникативных функций, которые она выполняет на протяжении всей своей истории: объединение людей для обмена разнообразными результатами их деятельности, регулирование процессов социальной, культурной и экономической интеграции.
Зачастую рынок, как место торгового действа, как базар, понимается не односложно экономически, а как носитель идеи праздника. На рынке, как правило, ощущается праздничное настроение, связанное с торжеством вещного изобилия: не зря многочисленные «торговые пятачки» называются ярмарками. В этом обнаруживается тяга или необходимость культурного одухотворения вульгарного. и прагматического смысла торговли.
В современной концепции маркетинга ярмаркам и выставкам придается особое значение. Многие американские фирмы более 20 % всех средств, выделенных на маркетинг, используют в качестве затрат на подготовку и участие в ярмарках и выставках. Еще более значителен удельный вес последних затрат для европейских фирм. Он достигает 25 %. Такое положение обусловлено тем, что многие фирмы видят в ярмарках и выставках важный инструмент маркетинга, позволяющий им успешно решать существующие проблемы, обусловленные, прежде всего необходимостью обеспечения эффективной товарной и ценовой политики, политики распределения и продвижения.
Ярмарки всегда играли важную роль во внешне- и внутриэкономической деятельности республики. Особенную актуальность они приобретают сейчас, когда происходит смена жесткой централизованной системы обеспечения в производстве и наблюдается кризис сбыта продукции. Однако функции выставок и ярмарок этим не исчерпываются. В современных условиях их нельзя рассматривать только как эффективное средство сбыта – они способствуют достижению самых разнообразных целей.
Участие в работе выставок и ярмарок является эффективным средством формирования маркетинговых коммуникаций организаций, включающим такие элементы комплекса маркетинговых коммуникации, как реклама, пропаганда, личная продажа (работа стендистов), стимулирование сбыта (раздача сувениров, предоставление скидок), что подчеркивает значимость выставочной деятельности в системе рекламной политики организации, ведь в современных условиях отечественные предприниматели нередко рассматривают выставки как элемент чистой рекламы, не учитывая, что выставки способны оказать существенную помощь и в формировании политики ценообразования, и в разработке стратегии распространения продукции, и в совершенствовании самого продукта.
1 Теоретические основы организации сезонных ярмарок
1.1 Торговля на ярмарке как форма осуществления торговли: сущность, развитие в Республике Беларусь
Важнейшим средством рекламного воздействия является участие в выставках и ярмарках, которые предоставляют широкую возможность демонстрации рекламируемых изделий. На выставках и ярмарках предприятие решает множество задач, используя для этого буквально все средства маркетинговых коммуникаций: рекламу (печатную, электронную, экранную, наружную, сувенирную), коммерческую пропаганду (выставки обычно освещаются в средствах массовой информации), связи с общественностью (выставки посещают представители государственных и административных структур), личные продажи (в виде распродажи образцов либо заключения контрактов) и др. [8, с. 56].
Проведение выставок и ярмарок является социально-экономической категорией, интерес к исследованию которой постепенно растет. Широкая заинтересованность данной проблемой определяется процессами глобализации и международной интеграции, которые отражаются на развитии экономики Республики Беларусь.
Современная теория выставочно-ярмарочной деятельности, базирующаяся на трудах зарубежных и российских специалистов, оказалась не вполне адаптированной к белорусским реалиям. Параллельное существование различных моделей экономического и социального развития, избранных Беларусью и Россией, а также различия в законодательстве двух стран, регулирующем выставочную сферу, привели к тому, что практика управления и организации системы в этой области стала заметно отличаться от российской.
В Республике Беларусь выставочно-ярмарочная деятельность начала складываться в 90-х гг. прошлого столетия. До этого плановая экономика не нуждалась в создании данного направления деятельности. В стране отсутствовала единая система государственной поддержки выставочной деятельности. С переходом на рыночные методы управления экономикой выставочно-ярмарочная деятельность в Беларуси за короткое время превратилась в самостоятельную достаточно рентабельную услугу [17, с. 357].
Ярмарки зародились как коммерческие мероприятия рыночного характера, главная цель которых – сбыт продукции, заключение и осуществление коммерческих сделок по демонстрируемым товарам.
Ярмарочная торговля является традиционной формой торговли, имеющей достаточно древние исторические корни. Наиболее древней считается Арская ярмарка возле Казани (середина XIII в.). В связи с тем, что купцы, направлявшиеся на эту ярмарку, подвергались нападению со стороны татар, царь Василий III в 1524 г. основал новую ярмарку в Васильсурске. Позднее ярмарка переносится под Нижний Новгород. Именно здесь в 1886 г. и была проведена первая Всероссийская торгово-промышленная ярмарка, которая продолжалась 120 дней. Здесь было представлено 9 700 экспонатов на площади 25 тыс. квадратных саженей. Председателем ярмарочного комитета был Савва Морозов.
2 Анализ организации сезонных ярмарок Минского филиала Минского областного потребительского общества в городе Минск
2.1 Организационно-экономическая характеристика Минского филиала Минского областного потребительского общества
Минский филиал Минского потребительского общества является коммерческой организацией, основанной на частной форме собственности. В своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, внутрисистемными нормативными актами и Уставом.
Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации определяются нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь от 25 февраля 2002 года «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь».
В соответствии с Уставом основной целью создания Минского филиала является полное удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения и защита их экономических интересов.
Основным направлением деятельности Минского филиала является торговая деятельность, направленная на наиболее полное насыщение потребительского рынка товарами, недопущение перебоев в торговле, более полное удовлетворение платежеспособного спроса населения, обеспечение выполнения прогнозных показателей. Основная отрасль деятельности – торговля. Минское райпо осуществляет свою деятельность на большей части территории всего минского района, большую часть которого составляет сельское население.
Деятельность потребительской кооперации направлена на удовлетворение потребностей населения в товарах. Численность населения, проживающего в Минском районе, по состоянию на 1 января 2020 года составляет 208,80 тыс. чел.
Основными задачами филиала являются:
– организация розничной и оптовой торговли, общественного питания;
– закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
– производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов;
– оказание платных услуг населению;
– осуществление внешнеэкономической деятельности;
– осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
3 Пути совершенствования организации продажи товаров Минским филиалом на ярмарках в городе Минск
Ярмарки можно превратить в мощное средство сбыта, если подойти к этому вопросу серьезно и профессионально.
Для повышения эффективности ярморочной деятельности необходимо:
– развивать и реализовать маркетинговое сопровождение ярмарок (информационная поддержка мероприятия, совершенствование методов сбора, обработки информации и процесса управления выставочной деятельностью предприятия или компании);
– основательно определять цели, которые планируется достичь по результатам проведения ярмарок;
– более широко использовать существующие информационные технологии.
Исходя из основных направлений Концепции развития потребительской кооперации приоритетными задачами развития торговли потребительской кооперации являются:
– рост уровня удовлетворения потребительских нужд сельского населения на основе изменения структуры товарооборота в пользу качественных и доступных товаров и расширения спектра предлагаемых услуг;
– применение активных форм розничной продажи (сезонные базары, ярмарки, выставки-продажи, в том числе с дегустацией товаров, продажа уцененных товаров, распродажа товаров, выезды с товаром за пределы района, области, страны);
– продажа товаров в кредит, которая способствует побуждению покупателей к совершению покупки, активизируя тем самым процесс продажи товаров;
– увеличение объема розничного товарооборота за счет ускорения оборачиваемости товаров;
– совершенствование организации труда работников, повышение его производительности, стимулирование труда, нацеленность показателей премирования на конечные результаты деятельности.
Предлагаемые мероприятия позволят:
– увеличить долю торговых объектов потребительской кооперации на потребительском рынке района, повысить уровень охвата денежных доходов обслуживаемого населения;
– увеличить прибыльность торговой деятельности и ликвидировать убытки за счет увеличения объемов деятельности и снижения затрат, нарастить объемы собственных оборотных средств;
– развивать материально-техническую базу отраслей деятельности потребительской кооперации района;
– обеспечить выполнение прогнозных параметров по всем отраслям деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ярмарка – это мероприятие, которое организованно для продажи товаров в специально обозначенном месте и в определенное время, информация о котором заранее доведена в публичном порядке до широкого круга лиц. Классифицируются ярмарки и выставки в зависимости от географического состава экспонентов (иностранные, международные, местные, республиканские) и по тематике (специализированные и универсальные). Основными целями ярмарок и выставок выступают демонстрация товаров, изучение рынков сбытов, реклама товара, сбыт продукции, изучение продукции конкурентов, обмен опытом и установление доверительных личных отношений.
Проведенный анализ позволяет судить о том, что за анализируемые периоды торговая деятельность Минского филиала была эффективной, о чем свидетельствует рост основных социально-экономических показателей, а, именно, выручки от реализации товаров, доходов от реализации товаров и других показателей. В Минском филиале непрерывно происходит рост производительности труда и соответственно повышении эффективности использования трудовых ресурсов.
Минский филиала принимает участие в сезонных ярмарках по продаже сельскохозяйственной продукции в г. Минск.
Для участия в сезонной ярмарке Минским филиалом разрабатывается собственный план участия в ярмарках, который включает дату, время проведения ярмарки, а также участников (розничные торговые объекты). В ярмарке принимает участие один продавец определенного розничного торгового объекта и водитель транспортного средства, выполняющего функции грузчика.
Торгово-технологический процесс продажи товаров на ярмарках включает в себя загрузку транспортного средства сельхозпродукцией, выезд на место продажи, выкладка продукции, продажа сельскохозяйственной продукции, выезд с места продажи, разгрузку транспортного средства на складе Минского филиала.
На ярмарке Минским филиалом реализуется сельскохозяйственная продукции, закупленная у населения, а, именно, лук, картофель, свекла, морковь, томаты, перец, чеснок и др. Наибольший удельный вес в реализации сельскохозяйственной продукции занимает реализацию лука, картофеля, капусты.
В 2019 г. Минский филиал принял участие в 5 осенних ярмарках, розничный товарооборот с которых составил 67,9 тыс. р. Расходы на участие в ярмарках за исследуемые периоды возросли и составили 55,4 тыс. р. Что позволяет сделать вывод о том, что Минский филиал в 2019 г. получил прибыль от участия в ярмарках в сумме 15,5 тыс. р.
1 Анищенко, Н. Девять нормативных актов, которые позволят вам правильно учесть доходы и расходы в случае участия в ярмарке. [Электронный ресурс] / Н. Анищенко. // Главный бухгалтер. – Режим доступа: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/devyat-normativnykh-aktov-kotorye-pozvol.
2 Белорусские ярмарки: единый порядок согласования [Электронный ресурс] // Бухгалтер-юрист. – Режим доступа: https://ilex.by/news/belorusskie-yarmarki-edinyj-poryadok-soglasovaniya/.
3 Борисик, Д. М. Состояние выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Беларусь / Д. М. Борисик // Современный механизм функционирования торгового бизнеса и туристической индустрии в Республике Беларусь: реальность и перспективы : материалы Республиканской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Минск, 10-11 марта 2016 года / [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. экон. ун-т. – Минск: БГЭУ, 2016. – С. 179-181.
4 Галкин, О. В выставочно-ярмарочной жизни Минска грядут большие перемены [Электронный ресурс] / О. Галкин. – Режим доступа: http://news.tut.by/society/215041.html.
5 Говзич, В. Г. Мониторинг законодательства Республики Беларусь в сфере выставочно-ярморочной деятельности / В. Г. Говзич // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2012. – № 3. – С. 95-101.
6 Гражданский кодекс Респ. Беларусь от 07 декабря 1998 г. № 218-З (с изм. и доп.). Кодекс Респ. Беларусь // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск. 2019.
7 Дубровин И.А. Поведение потребителей: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. 312 с.
8 Инфраструктура товарного рынка: учебно-методический комплекс для реализации содержания образовательных программ высшего образования I ступени и переподготовки руководящих работников и специалистов / авт.-сост.: С. П. Гурская [и др.]; под общ. ред. С. П. Гурской. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2016. – 300 с.
9 Кабанчук, А. А. Выставочные и ярмарочные мероприятия в Республике Беларусь / А. А. Кабанчук; науч. рук. С. Л. Флерко // Современный механизм функционирования торгового бизнеса и туристической индустрии: реальность и перспективы : материалы Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Минск, 2-3 марта 2017 года / [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. экон. ун-т. – Минск : БГЭУ, 2017. – С. 137-138.
10 Кабанчук, А. А. Выставки как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия / А. А. Кабанчук; науч. рук. И. М. Микулич // Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: материалы XI Международной научно-практической конференции студентов, Минск, 6-13 апреля 2018 года / [редкол.: А.А. Быков (пред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорусский гос. экон. ун-т. – Минск: БГЭУ, 2018. – С. 214-215.
11 Климович, И. В. Ярмарочная торговля в городах Беларуси во второй четверти XIX века / И. В. Климович // Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: Материалы республиканской научной студ. конф., Минск, 29-30 апреля 2004 г. / [Редкол.: И.В. Новикова (пред.) и др.]; М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорусский гос. экон. ун-т». – Мн.: БГЭУ, 2004. – С. 245.
12 Михолап, С. В. Организация подготовки и участия фирмы в работе выставки (ярмарки) / С. В. Михолап // Проблемы менеджмента и маркетинга в условиях развития рыночных отношений: Сборник научных трудов / Отв. ред. И.Л. Акулич; БГЭУ; Балт. рус. ин-т. – Мн: БГЭУ, 2000. – С. 96-104.
13 О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 8 янв. 2014 г., № 128-З (в ред. от 13.07.2016 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс].
14 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mogilev.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika.
15 Платонов, В.Н. Организация и технология торговли: учебник / В.Н. Платонов, Л.С. Климченя. – Минск: БГЭУ, 2017. – 426 с.
16 Положение о порядке организации выставок, выставок-ярмарок и ярмарок: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 23 апреля 2012 г. № 384 (в ред. постановления от 15 февраля 2019 г. № 101) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
17 Проблемы и перспективы развития выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Беларусь / С. А. Шингирей, И. В. Помаз, О. С. Иваненко [и др.] // Молодежь для науки и инноваций: разработки и перспективы: сборник научных статей V международного форума молодых ученых, посвященного 10-летию совета молодых ученых, Гомель-Милоград, 25-27 мая 2016 г. / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации; под. науч. ред. Н. А. Снытковой. – Гомель, 2016. – С. 357-359.
18 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: утв. Указом Президента Республики Беларусь № 466 от 15.12.2016 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. belstat.gov.by.
19 Пронин, В. А. Развитие международной выставочной деятельности в Республике Беларусь / В. А. Пронин, В. С. Витко; науч. рук. И. В. Уриш // Современный механизм функционирования торгового бизнеса и туристической индустрии: реальность и перспективы : материалы III Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, г. Минск, 6-7 декабря 2018 г. / [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. экон. ун-т. – Минск: БГЭУ, 2019. – С. 238-239.
20 Розина, Т. М. Выставки-ярмарки как инструмент распределения товаров / Т. М. Розина // Теория и практика менеджмента и маркетинга : материалы Vl международной научно-практической конференции (Минск, 30-31 мая 2005 г.) / под общ. ред. И.Л. Акулича; Дортмундская высшая школа, Ун-т Ганновера, БГЭУ. – Минск: Мэджик Бук, 2005. – C. 232-233.
21 Сысолятин А.В. Оценка эффективности сбытовой деятельности предприятия // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 4 (34). С. 85-87.Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. – М.: Мн: Новое знание; Издание 5-е, 2010. – 688 c.
22 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: моногр. / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 256 c.
23 BACK-OFFICE Учетная система магазина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.to-ural.ru/автоматизация-предприятий/496