ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Розничная торговая сеть: понятие, сущность, структура
1.2 Формы, методы розничной продажи товаров
1.3 Опыт развития розничных торговых сетей в зарубежных странах
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Экономические результаты и тенденции развития розничных торговых сетей в Республике Беларусь
2.2 Проблемы развития розничных торговых сетей в Республике Беларусь
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня торговая сеть потребительской кооперации Республики Беларусь должна развиваться в условиях усиливающейся конкуренции.
В теоретическом аспекте розничная торговая сеть представляет собой пассивную часть основных фондов производственного назначения, состоящую в натурально-вещественной форме из зданий и сооружений торговых организаций. Данную сеть следует рассматривать как важнейший структурный элемент материально-технической базы торговли, состоящий из совокупных торговых объектов и торговых единиц, действующих на определённой территории и осуществляющих продажу товаров населению.
Однако в настоящее время торговые организации при развитии розничной торговой сети сталкиваются с рядом негативных проявлений (рисков), которые заключаются в следующем. Прежде всего, это усиление конкуренции со стороны сетевых структур, которые стали активно внедряться в сельские регионы, где потребительская кооперация занимала доминирующее положение. Кроме того, ожидается новая волна технологических изменений, усиление роли инноваций в экономическом развитии и снижение влияния традиционных факторов роста.
Розничные торговые сети представляют собой значительные корпоративные предприятия торговли с высококвалифицированными кадрами, современными методами управления на предприятии и новейшими технологиями в области розничных продаж.
Именно создание розничных торговых сетей – один из современных методов управления капиталом торгового предприятия, который позволяет получать экономию затрат от изменения масштаба деятельности, так как каждая торговая сеть стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке розничной торговли, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели – максимизации прибыли возможно только при правильной и продуманной организации деятельности торговой сети.
Основная задача розничных торговых сетей – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.
Розничная торговая сеть является не только самым крупным, но и наиболее важным сектором, как для торговли, так и для экономики в целом. Поэтому актуальным направлением изучения является изучение состояния розничной торговой сети в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является анализ розничных торговых объектов Республики Беларусь, изучение их состояния и направлений развития.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Розничная торговая сеть: понятие, сущность, структура
Торговая сеть – это два и более стационарных торговых объекта, которые принадлежат на законных основаниях одному субъекту торговли либо группе лиц или в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).
Под торговым объектом понимается капитальное строение (здание, сооружение) или его часть (части) либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, оснащенным торговым оборудованием, предназначенным для продажи товаров, а также передвижные средства развозной и разносной торговли [2, с.56].
Главная цель развития торговой отрасли состоит в совершенствовании ее деятельности, обеспечении стабильного платежеспособного спроса различных категорий населения высококачественными товарами, расширении их ассортимента преимущественно за счет товаров отечественного производства при высоком уровне обслуживания.
Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:
• обеспечение приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства, совершенствование мер тарифного и нетарифного регулирования в сфере оборота потребительских товаров;
• совершенствование организационных структур управления торговлей, а также организационно-правовых форм субъектов торговли;
• создание соответствующей инфраструктуры торговли;
• проведение работы по концентрации розничной торговой сети на основе создания торговых объектов в формате гипер- и супермаркетов;
• создание отечественных торговый сетей, в том числе на основе организаций государственной формы собственности либо с долей государства в их уставном фонде;
• развитие систем дисконтных продаж, внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам и другие подобные формы);
• обеспечение защиты прав потребителей;
• создание отраслевой информационной системы, основанной на современных компьютерных технологиях;
• осуществление комплекса мер по улучшению финансового состояния и обеспечению эффективной деятельности субъектов торговли;
• совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы торговой деятельности [12, с. 43].
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Экономические результаты и тенденции развития розничных торговых сетей в Республике Беларусь
Экономика Республики Беларусь стабильно развивается, в результате чего происходит постепенная трансформация рыночных отношений, затрагивающая всех участников рынка, среди которых значительное место занимает торговля. Торговля - важнейшая составляющая экономики государства, состояние и эффективность которой напрямую влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства товаров народного потребления. Экономическое значение торговли как отрасли национальной экономики заключается в том, что она играет важную роль в формировании валового внутреннего продукта (вторая по доле в ВВП - около 12%) и доходной части бюджетов всех уровней.
Эволюция торговли в розничной среде привела к появлению такого явления, как глобализация торговли, суть которой заключается в увеличении масштабов хозяйствующих субъектов и ускорении процесса их усиления. Глобализация проявилась в появлении новых типов торговых организаций, более широких по своему охвату, объединяющих акцент на определенной группе, которая может включать несколько тысяч магазинов и расположенных в разных странах. Кроме того, одна крупная торговая компания поддерживает развитие одновременно нескольких форматов магазинов. Это результат нескольких десятилетий эволюционного развития розничных технологий и постоянного использования научно-технических достижений в торговле.
Использование сетевых технологий в организации бизнеса позволило успешным торговым компаниям резко повысить свою конкурентоспособность, повысить порог управляемости, что постепенно привело к концентрации функций управления и возможности совмещать в одной организации более одной или менее и человеческие ресурсы. Поэтому вторая половина ХХ века характеризуется в развитых странах стремительным ростом количества магазинов и торговых сетей, появлением новых форматов торговых точек. В результате конкуренции, слияний и поглощений начали формироваться национальные и транснациональные сети, которые стали источником еще более быстрых и глубоких технологических преобразований и не уступали лидерам других отраслей рыночной экономики по финансовой мощи. Мировой опыт показывает, что сетевая торговля может занимать до 90% розничного рынка страны.
Согласно данным, представленным в статистическом издании, выпускаемом национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, «Розничная и оптовая торговля, общественное питание в Республике Беларусь», выпущенном в 2019 году. Можно говорить о тенденциях экономического развития розничной торговли в Республике Беларусь.
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В первую очередь, стоит отметить тот факт, что основным направлением, которое позволит объектам розничной торговли Республики Беларусь увеличить объёмы своих продаж, а также повысить качества и скорость обслуживания клиентов – развитие безналичной систем оплаты в магазинах.
Одним из главных преимуществ безналичных платежей, будь то банковские карты или иные методы виртуального расчета, является удобство в применении. Нет необходимости устанавливать с собой крупные суммы денег и при этом всегда есть возможность оплатить необходимую покупку как внутри страны, так и за рубежом. Нет смысла каждый раз снимать деньги, обменивать крупные купюры или получать небольшой депозит. Например, держателям банковских карт не нужно снимать наличные в банкомате, достаточно произвести оплату исключительно безналичным расчетом - в магазине, за коммунальные услуги или мобильную связь и так далее. Теперь вы можете получить наличные с карты в любом пункте обслуживания или произвести моментальный перевод денег знакомым, родственникам, находящимся на расстоянии.
Безналичные средства при правильном использовании являются более безопасным способом оплаты товаров или услуг. Во-первых, они позволяют не носить с собой крупные суммы наличных и не беспокоиться о своей безопасности. Во-вторых, в случае утери (кража, утеря, физическое уничтожение и так далее) кошелек, наличные деньги, скорее всего, не будут возвращены, а средства на счете банковской карты или мобильные деньги могут быть заблокированы. Снижение риска потери средств и возможности их возврата, дает владельцу уверенность в финансовой безопасности.
Средства безналичного расчета хранят данные обо всех ваших платежах за различные товары и услуги. Имея подробную информацию о расходах, вы сможете найти ответ на часто задаваемый вопрос «Куда делись деньги?» Оплата покупкой с помощью банковской карты - это на самом деле ваше видение банка, производящего платеж с вашего счета. Наличие электронной копии всех платежей упростит отслеживание необходимой транзакции. Например, если оплаченный товар оказался некачественного, есть возможность опротестовать оплату в случае необоснованного отказа в возврате товара.
Анализируя информацию о своих расходах, вы сможете лучше управлять своим бюджетом и заранее планировать свои расходы. Сегодня, помимо банковских выписок, существует множество мобильных приложений и других инструментов для отслеживания ваших расходов. Например, вы можете легко узнать об остатке средств на своем счете из обычных SMS-отчетов. Это, в свою очередь, поможет вам сознательно ограничить ненужные траты и, наоборот, поможет сэкономить и приумножить свои сбережения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Торговая сеть – это два и более стационарных торговых объекта, которые принадлежат на законных основаниях одному субъекту торговли либо группе лиц или в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий и торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью обслуживания покупателей и продажи товаров.
Экономика Республики Беларусь стабильно развивается, в результате чего происходит постепенная трансформация рыночных отношений, затрагивающая все субъекты рынка, среди которых существенное место занимает торговля. Торговля является важнейшей составляющей экономики государства, состояние и эффективность которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Экономическое значение торговли как сектора национальной экономики заключается в том, что она играет важную роль в формировании валового внутреннего продукта (второе место по удельному весу в ВВП — около 12%) и доходной части бюджетов всех уровней.
Согласно данным, представленным в статистическом издании, выпускаемом национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, «Розничная и оптовая торговля, общественное питание в Республике Беларусь», выпущенном в 2019 году. Можно говорить о тенденциях экономического развития розничной торговли в Республике Беларусь.
Можно отметить тот факт, что за данный промежуток времени розничный товарооборот увеличился на 8 242 млн. руб. В том числе на 4 928 млн. руб. за период 2019 года. Основная доля роста розничного товарооборота пришлась на деятельность частных организаций. Прирост объёмов розничного товарооборота за исследуемый период за счёт реализации деятельности частных фирм составил 4 526 млн. руб. Кроме того, стоит отметить, что, не смотря на рост товарооборота среди частных фирм, занимающихся розничной торговлей, его доля, приходящаяся на физические лица и индивидуальных предпринимателей, в 2019 году снизился на 286 млн. руб. Данная тенденция наблюдается на протяжении всего исследуемого периода.
Количество розничных торговых объектов, за исследуемый период имеет постоянную тенденцию к увеличению. Так, за 2017 год, общее количество объектов розничной торговли в Республике Беларусь увеличилось на 3 188 ед., а за 2018 год – 2 032 ед. Что позволило данному показателю в конце 2018 года составить 64 365 единиц, а, следовательно, за исследуемый промежуток времени, в Республике Беларусь было создано и зарегистрировано 5 220 новых объекта розничной торговли.
1. Абоимова, Н. Э. Организация и технология розничной торговли: учебник / Н. Э. Абоимова. – М.: Академия, 2013.
2. Акулич, В.В. Оценка эффективности торговой деятельности / В.В. Акулич // Планово-экономический отдел. - 2017. - № 2.
3. Гасанова, Т.В. Экономика торговли: пособие / Т.В. Гасанова. - Гомель: УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2015.
4. Кличеня, Л. Электронные магазины как виртуальные объекты и тенденции их развития / Л. Кличеня // Гермес. – 2016. - №12.
5. Максименко, Н. В. Экономика предприятий торговли / Н. В. Максименко Е. Е. Шишкова. – Минск: Вышэйшая школа, 2015.
6. Официальный сайт национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
7. Платонов, В.Н. Организация и технология торговли: учебник / В.Н. Платонов, Л.С. Климченя. – Минск: БГЭУ, 2017.
8. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: утв. Указом Президента Республики Беларусь № 466 от 15.12.2016 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. belstat.gov.by.
9. Сыроед, Т.Н. Формирование конкурентной среды в торговле товарами народного потребления и роль в ней потребительской кооперации / Т.Н. Сыроед, В.А. Миклушова, В.Е. Колесникова // Потребительская кооперация. - 2012. - №4.
10. Топ-20 торговых сетей Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.tut.by/economics/484077.html.
11.Управление конкурентоспособностью торговых организаций: монография / Р.Р. Салихова, Р.Р. Дыганова. — Москва: Русайнс, 2016.
12. Экономика организации торговли: пособие для реализации содержания образовательных программ высшего образования I ступени и переподготовки руководящих работников и специалистов. В 2 ч. Ч. 1 / Т.Н. Сыроед, А. З. Коробкин, Н. А. Сныткова; под общ. ред. А. З. Коробкина. — Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2017.
13. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2000.
14. Экономика организаций торговли: учебное пособие / под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. — Минск: БГЭУ, 2012.
15. Шелег, Н.С. Маркетинговая схема повышения экономической эффективности работы предприятий потребительской кооперации / Н.С. Шелег, О.В. Комар // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага ўніверсітэта — Вестник Белорусского государственного экономического университета. — 2013. — № 4.